Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Нынешняя эпоха отмечена широким внедрением информационных технологий во все сферы жизни общества. Использование и развитие информационных технологий является мировой тенденцией научно-технического прогресса. Новые информационные и коммуникационные технологии занимают особое место в современных государствах и характеризуются своей автономностью, интерактивностью, эффективностью, мультимедиа и экстерриториальностью, что делает их ценным инструментом формирования политики.
Для повышения экономической конкурентоспособности и повышения эффективности муниципального и государственного управления необходимо использовать информационные технологии. В результате руководство нашей страны сделало содействие информатизации органов государственной и муниципальной власти первоочередной задачей.
Доверие населения к правительству является одним из ключевых компонентов стабильности и роста нации. Но правительство и общество не могут завоевать общественное доверие, особенно политическое доверие, без постоянной открытой линии связи. В настоящее время наиболее значимой площадкой для такого обсуждения стали новые информационные и коммуникационные технологии, учитывая их независимость, оперативность, интерактивность, мультимедийность, экстерриториальность и другие уникальные свойства.
Россия пока не догнала промышленно развитые страны по уровню информатизации экономики и общества, несмотря на колоссальный рост информационных технологий за последние десять лет. Этот разрыв частично вызван тем, что экономика страны отстает от экономики промышленно развитых стран. Кроме того, недостаточный рост России в этой сфере усугубляется несовершенством нормативно-правовой базы в сфере информатизации, низким уровнем готовности к производству и использованию информационных технологий и другими причинами.
В результате России необходимо перейти к новым коммуникативно-демократическим моделям, чтобы увеличить количество граждан, активно участвующих в политике, и тем самым повысить доверие населения к власти.Государственные органы должны использовать существующие ресурсы и создать единую сетевую стратегию, которая удовлетворяла бы потребности общества в информации, защищая при этом внутреннее информационное пространство от раскольнических внешних влияний. В наши дни практика использования новых информационных и коммуникационных технологий может служить инструментом для осуществления этой трансформации. Эти технологии относятся к набору информационных процессов и методов социальной коммуникации, которые опираются на передовые технологические инструменты коммуникации и творческие методы социальной коммуникации, разработанные на их основе, для содействия коммуникации между государством и обществом. К таким технологиям относятся, например, «Электронное правительство», социальные сети, сайт «Российская общественная инициатива» и прямые видеоконференции с президентом. При привлечении граждан и их институтов внедрение информационных технологий имеет возможность вывести на новый уровень информационное обеспечение процессов принятия политических и управленческих решений в органах государственной власти. Научная уникальность исследования заключается в отсутствии должной правовой и организационной проработки проблем государственной политики в сфере использования информационных технологий.
Цель курсовой работы – проанализировать реализацию государством информационной политики.
Задачи курсовой работы:
• Изучение роли государства в развитии сектора информационных технологий и его влияния на экономику и общество.
• Понимание принципов регулирования информационных технологий, включая законы, политики и стандарты.
• Анализ проблем, с которыми сталкивается правительство при регулировании информационной политики.
• Оценка эффективности текущей государственной политики и правил, связанных с информационными технологиями.
Объект исследования – государственная политика в сфере информационных технологий.
Предметом исследования являются особенности государственной политики.
Структура курсовой работы определена целью и задачами, и включает введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Основы государственной информационной политики в сфере информационных технологий
1.1 Понятие, цели и задачи государственной информационной политики в сфере информационных технологий
Термин «государственная информационная политика» относится к набору политик, стратегий и правил, которые правительство реализует для управления потоком информации в пределах своей юрисдикции. Государственная информационная политика касается различных аспектов управления информацией, включая доступ к информации, информационную безопасность, конфиденциальность информации, инфраструктуру информационных технологий и распространение информации.
Государственная информационная политика может определяться множеством факторов, в том числе соображениями национальной безопасности, целями экономического развития и задачами социального обеспечения. Политика может быть направлена на обеспечение гражданам доступа к точной и надежной информации, содействие прозрачности и подотчетности, а также поощрение инноваций и творчества.
Государственная информационная политика может также включать положения и законы, регулирующие сбор, хранение, обработку и распространение информации. Эти правила могут охватывать такие области, как защита данных, права интеллектуальной собственности и киберпреступность.
В целом государственная информационная политика является важным аспектом современного управления, и ее эффективность может оказать существенное влияние на социальное, экономическое и политическое развитие страны.
В политической науке термин «политика» относится к изучению власти, авторитета и управления внутри и между различными обществами. Политика охватывает процессы, институты и отдельных лиц, участвующих в принятии коллективных решений и политики, которые влияют на общество в целом.
Политика связана с различными аспектами социальной организации, включая распределение ресурсов, распределение власти и полномочий, а также регулирование социального поведения. Политологи изучают способы осуществления власти и механизмы, которые общества используют для разрешения конфликтов и преодоления разногласий.
Политика также связана с формированием и реализацией государственной политики. Это включает в себя понимание того, как разрабатывается политика и какое влияние она оказывает на общество. Политологи анализируют различные факторы, влияющие на политику, такие как группы интересов, политические партии и общественное мнение.
В целом политика представляет собой сложную и многогранную область изучения, которая охватывает широкий круг тем и вопросов. Это важно для понимания работы правительства и общества и для разработки эффективных стратегий решения социальных и политических проблем. .
Применительно к обществу термин «информационная политика» может быть определен в широком или узком смысле. В широком смысле ее можно рассматривать как политику, охватывающую информационную сферу, включая информацию, инфраструктуру, организации, занимающиеся сбором, распространением и использованием информации, а также правила, регулирующие возникающие в результате социальные отношения. Информационная сфера является важнейшим фактором, формирующим общество, влияющим на его политическую, экономическую и оборонную составляющие, и имеет решающее значение для национальной безопасности, особенно в условиях продолжающегося технического прогресса.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: текст с изм. и доп. на 1 июля 2020 г. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О коммерческой тайне: Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О персональных данных: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
6. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июня 2006 г. № 149-ФЗ — Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
8. Об электронной подписи: Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Концепции правовой информатизации России: Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966 — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О мерах по ускорению создания центров правовой информации: Указ Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 г. № 477 — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
11. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
12. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 годы: Указ Президента Российской 31 Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
13. Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
14. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество»: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 — Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
15. Об утверждении Концепции цифровой трансформации органов и организаций прокуратуры до 2025 года: Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 14 сентября 2017 г. № 627. — Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Научная и учебная литература
16. Бутенко, А. Направления и перспективы развития электронного государственного управления в современной России/А. Бутенко//Власть. -2019. -№ 3. -С. 74-76.
17. Дубровина, М. А. Направления государственных программ в области развития информационной политики и технологий в муниципальном управлении / М. А. Дубровина, Л. А. Подноскова, Е. А. Соловьева // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2018. – № 3(33). – С. 42-46.
18. Информационные технологии в юридической деятельности: учебник для бакалавров / П. У. Кузнецов, А. А. Стрельцов, А. В. Морозов [и др.] ; под общ. ред. П. У. Кузнецова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Юрайт, 2018. — 441 с. —
19. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» / О. Э. Згадзай, С. Я. Казанцев, Н. М. Дубинина [и др.] ; под ред. Н. Д. Эриашвили. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 335 с.
20. Информационный суверенитет: материалы научной дискуссии / Н. П. Грибин, И. Н. Кохтюлина, Д. И. Седунов, Е. И. Соболев // Россия и мир: научный диалог. – 2022. – № 2(4). – С. 100-131
21. Комахин Б.Н. Административно-правовые особенности внедрения цифровизации в развитие общественных отношений в контексте национальной политики России // Актуальные проблемы административного права и процесса. - 2021. - № 1. - С. 70-75
22. Кузьмина, И. О. Особенности государственной политики в области информационных технологий / И. О. Кузьмина, Е. С. Гебель // Автоматизация, мехатроника, информационные технологии : Материалы V Международной научно-технической интернет-конференции молодых ученых, Омск, 19 мая 2015 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный технический университет", 2015. – С. 172-175.
23. Роль государственной политики в условиях формирования единого цифрового пространства / А.А. Алетдинова [и др.] // Инновационные кластеры цифровой экономики: теория и практика. - СПб., 2018. - С. 51-76.
24. Саак, А. Информатизация государственного управления/А. Саак, Е. Пахомов, В. Тюшняков//Муниципальная власть. -2018. -№ 2 -С. 64-77.
25. Сапожников А.А., Касиненко Ю.А. Современная технология административного управления: переходный этап развития // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 2 (24). С. 57-62.