Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Менеджмент представляет собой особый вид управления, способного своевременно перестраиваться, чутко реагировать на конъюнктуру рынка, условия конкурентной борьбы и социальные факторы развития. В настоящее время трудно назвать более важную сферу экономической деятельности, чем управление или менеджмент, от которого существенно зависят и эффективность производства, и эффективность деятельности предприятия в целом, и качество обслуживания населения . Менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, что предполагает независимость менеджера от собственности, хотя менеджер может владеть акциями фирмы, а может и не иметь их, работая по найму на должности менеджера. Менеджмент - это вид хозяйственной деятельности, которая может быть реализована в любой:
- отрасли экономики: в промышленности, торговле, строительстве, транс-порте, банковском и страховом деле, туристическом и гостиничном бизнесе;
- сфере деятельности фирмы: НИОКР, производство, сбыт, финансы, если она направлена на получение прибыли, как конечного результата. Экономический механизм менеджмента состоит из трех составляющих:
- внутрифирменное управление,
- управление производством,
- управление персоналом
Эффективность менеджмента организации как эффективность управленческой деятельности группы людей, отражается в специфической «управляющей конфигурацией», определяется, непосредственно, результатами социально-экономической организационной сторон их работы.
Проблематика концепций менеджмента в современных организациях имеет междисциплинарный характер. Теоретические аспекты изложены в работах: Г.Гантта, супругов Гилбайтов, М. Вебер, Л.С. Сальникова, С.А. Маковкина, Ю. И. Чуньков, М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко, Н.Б. Ефимочкина.
Целью данной работы является рассмотрение современных концепций менеджмента.
Задачи:
- рассмотреть виды, функции управления в компании;
- изучить эволюцию концепций менеджмента;
- рассмотреть современные подходы к управлению;
- изучить концепции менеджмента качества, принятой на предприятии ООО «Омсквинпром».
Объект исследования – ООО «Омсквинпром». Предмет исследования – особенности концепции менеджмента качества, принятой на предприятии ООО «Омсквинпром».
Глава 1 Теоретические основы современных концепций менеджмента
1.1 Виды, функции управления в компании
Всю работу по управлению современной компанией можно разделить на 2 части (рис. 1):
Рис. 1 - Виды управления в компании
Управление осуществляется в русле различных уровней управления (кольца управления), что показано на рис. 2.
Рис. 2 - Кольцо управления в современной компании
Управление выступает в различных формах:
- техническое управление процессами;
- государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества через законы;
- идеологическое управление через общественные институты;
- управление социальными процессами;
- хозяйственное управление процессами организаций .
При реализации любого вида управления возникает объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой деятельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений.
Субъектом управления выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор), лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией.
Главная функция менеджмента на предприятии – это организация системы управления. Функция менеджмента на предприятии – это такой вид управленческой деятельности, это целая совокупность обязанностей управляющей подсистемы.
Конечной точкой системы управления на предприятии является разработка управленческого воздействия, формулировка команды или приказа, которые направлены на достижение поставленной организацией цели. Парадокс заключается в том, что один работник может выполнять несколько разных функций, а несколько работников могу выполнять одну функцию.
Абсолютно все функции системы менеджмента можно разделить по двум признакам:
- по содержанию процесса управления (основные функции);
- по направлению воздействия на объекты управления (конкретные функции).
Чаще всего выделяют три группы функций менеджмента, которые являются наиболее общими для всех видов предприятий и для любых условий функционирования:
общие функции менеджмента;
социально-психологические функции менеджмента;
технологические функции менеджмента .
Среди общих функций выделяют формирование целей, планирование, организацию и контроль, что представлено на рис. 3:
Рис. 3 - Состав общих функций
К технологическим функциям относятся (рис. 4):
Рис. 4 - Состав технологических функций
К социально-психологическим функциям менеджмента относятся следующие функции (рис. 5):
Рис. 5 - Состав социально-психологических функций
Процесс менеджмента – это общность действий, который включает в себя:
1) трансформацию цели в деятельность;
2) работу управленческой системы, коммуникация ее элементов и звеньев;
3) разработка управленческих решений;
4) работа менеджера во времени и пространстве;
5) управленческие действия;
6) создание воздействия;
7) решение тем развития организации.
1.2 Эволюция концепций менеджмента
История менеджмента, как науки управления, насчитывает много столетий, хотя выделение менеджмента в отдельное направление науки управления произошло с появлением коммерческих предприятий. На протяжении долгого времени развитие теории и практики управления происходило главным образом эволюционным путем, путем непрерывного накопления опыта, отражающего изменения, происходящие в обществе, экономике и во всей системе социально-экономических отношений .
Фрагмент для ознакомления
3
1) Великороссов В.В., Балаханова Д.К., Генкин Е.В., Колесников А.В. Изменение роли менеджмента в постриндустриальных организациях // В сборнике: Новая парадигма развития менеджмента: гипотезы, концепции, практики Москва, 2019. С. 10-14.
2) Иванова С. В. Развитие потенциала сотрудников: профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. — М.: Альпина Паблишерз, 2019
3) Евтихов О. В. Психология управления персоналом: теория и практика. — Санкт-Петербург: Речь, 2020.
4) Крюкова М. А. Эволюция концепций менеджмента// СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Сборник материалов круглого стола с международным участием. 2018. С. 321-324
5) Лукичева Л.И. Егорычев Д.Н. Управленческие решения. – М.: Омега-Л, 2021. – 383с.
6) Першин С. Д., Кондрачук О. Е. Особенности стратегического управления//ИННОВАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2022. С. 72-80
7) Тайфурова А. Р., Жбиковская М. С. Анализ системы менеджмента качества на примере ООО «Омсквинпром»// ЛУЧШАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ СТАТЬЯ 2019. Сборник статей XXVI Международного научно-исследовательского конкурса : в 2 ч.. Том Часть 1. 2019. С. 95-100
8) Трофимова Л.А., Трофимов В.В. Управленческие решения. – СПб.: СПбГУЭФ, 2021. – 190 с.
9) Трут М.К., Пивоваров И.В. Анализ современных концепций менеджмента: от системного подхода до наших дней// ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ, ПОЛИТИКИ И ПРАВА В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ. Сборник докладов Фестиваля науки ЮРИУ РАНХиГС. Том Часть I. 2019. С. 281-284
10) Трысячный В.И. Система методов стратегического менеджмента//MODERN SCIENCE, 2022. № 3. С. 61-68
11) Омаров М.С., Омарова К.М. К вопросу успешного менеджмента//АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АПК И ИННОВАЦИОННЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Курган, 2021. С. 533-540
12) Цолоева Л. Н., Сидоров Н. В. Современные концепции менеджмента// Теория и практика управления: ответы на вызовы цифровой экономики: материалы XI Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов = Theory and Practice of Management: the Response to Challenges of Digital Economy : Proceedings of XI Scientific Conference for young scientists / под ред. М. Н. Кулапова, П. П. Пилипенко, М. А. Пономарева, И. В. Денисова, В. Ю. Гарновой, В. В. Великороссова, А. В. Колесникова, Б. С. Васякина, О. И. Щербаковой, М. С. Мельникова, С. М. Архиповой, Д. В. Еныгина, В. Р. Мешкова, В. О. Мидовой, С. Ю. Старостина, К. В. Агеева, А. Н. Дмитриева, М. А. Моториной. – Москва : ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2020. С. 102-110
13) Ширяева Т.Ю. Человеческий капитал в системе современного менеджмента//ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОЙ АГРАРНОЙ НАУКИ. Сборник V национальной (всероссийской) научной конференции с международным участием. Новосибирск, 2022. С. 1819-1825
14) Яшин Н.С., Андреева Т.А. Понимание контекста предприятия в рамках системы менеджмента качества // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. - No3 (67). - С. 115-120