Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Здоровый образ жизни вновь на пике популярности у россиян. Максимальное оздоровительное влияние физических упражнений – такой запрос идет от общества. Система образования должна реагировать на запросы общества, так как, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», является исполнителем образовательных услуг. Заказчиком данного запроса являются дети, их родители, а также законные представители.
Наиболее гибко и оперативно обеспечить запросы общества способны именно занятия физической культурой и спортом различные спортивные секции.
Среди тематического разнообразия, огромного арсенала форм, методов и способов, предлагаемых дополнительным образованием, наибольший оздоровительный эффект физических упражнений дают спортивные игры. Одна из них – баскетбол, который является достаточно популярной игрой.
Как спортивная игра современный баскетбол характеризуется повышением активных действий игрока вне зависимости от позиции в нападении или защите. Игровая деятельность отличается высокой плотностью, сокращением времени на выполнение технических приемов и тактического взаимодействия. Такие характеристики требуют от баскетболиста отличной физической подготовки.
Острую актуальность темы курсовой работы определяет не только потребность общества в оздоровлении и престижность здорового образа жизни. Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, предпочитают компьютерные и мобильные игры, различные гаджеты даже не спорту, а движению вообще.
Таким образом, задача педагога состоит в разработке комплекса определенных упражнений для развития у обучающихся двигательных способностей. Причем в спортивной секции эта задача осложняется разным уровнем физической подготовленности. Часто в секцию приходят разные дети: ребенок, не имеющий понятия об игре в баскетбол, и «болеющий» баскетболом учащийся. Нередко педагогу приходится повторять школьную программу с обучающимися. Необязательно обучающийся окажется 12-14-летним ребенком. Поэтому необходим индивидуальный подход педагога к занимающимся.
Для усовершенствования методов тренировок в школьной спортивной секции происходит поиск новых программ упражнений, которые позволят достичь наилучшего результата на соревнованиях.
Использование круговых тренировок дает возможность повысить спортивные показатели и улучшить достижения занимающихся, однако следует учитывать возрастные физиологические особенности занимающихся в школьной спортивной секции.
Упражнения метода круговой тренировки применяются как элементы спортивных игр, а также на уроках по легкой атлетике, катания на лыжах и других. Эта методика применяется во многих детско-юношеских спортивных школах, в том числе и в школе Олимпийского резерва.
Этот метод положительно себя зарекомендовал и применяется для подготовки спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям, как в России, так и во многих других странах.
Объект исследования - тренировочный процесс баскетболистов.
Предмет исследования - развитие общей физической подготовки с помощью круговой тренировки у детей 12-14 лет занимающихся в секции баскетбола.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка комплекса упражнений круговой тренировки для совершенствования общей физической подготовки баскетболистов 12-14-ти лет.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме развития общей физической подготовки с помощью круговой тренировки у детей 12-14 лет занимающихся в секции баскетбола.
2. Разработать комплекс упражнений, направленных на развитие (совершенствование) общей физической подготовки с помощью круговой тренировки у детей 12-14 лет.
3. Оценить опытно-экспериментальным путем эффективность использования разработанного комплекса упражнений.
Гипотеза заключается в предположении, что круговая тренировка подготовки способствует развитию (совершенствованию) общей физической подготовки.
Методами исследования выступили анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогические контрольные испытания, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования. Данными теоретическими положениями дополняется и расширяется раздел теории и методики спортивной тренировки баскетболистов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса упражнений, содержание которого будет направлено на развитие общей физической подготовки в секции баскетбола.
Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы рассматривается обзор научной литературы по теме развитие общей физической подготовки с помощью круговой тренировки у детей 12-14 лет занимающихся в секции баскетбола. Дается понятие круговых тренировок, и разъясняются способы их применения на занятиях. Во второй главе раскрыты методы и организация исследования. В третьей главе осуществлен анализ педагогического исследования.
Глава 1. Обзор научной литературы по теме развитие общей физической подготовки с помощью круговой тренировки у детей 12-14 лет занимающихся в секции баскетбола
1.1. Характеристика спортивной игры баскетбол
Интересен тот факт, что это единственный вид спорта, изобретенный по заказу. Зимой 1891 года руководитель отделения физподготовки в Интернациональной исправительной школе христианской ассоциации молодежи в Спрингфилде штата Массачусетс Лютер Гиллик озадачил Джеймса Нейсмита, 29-летнего школьного учителя, придумать новую игру, которая была бы интересной и доступной в обучении и в которую можно было бы играть зимой при искусственном освещении [3].
Нейсмит решил, что он хочет изобрести игру с большим легким мячом, который можно было бы удержать в руках. Так как игра создавалась для закрытых помещений, он не хотел, чтобы игроки бегали с мячом. Еще он собирался придумать цель, располагающуюся над полом и куда должен попадать мяч. Чтобы выполнить эти условия, он прикрепил две деревянные корзины для фруктов в противоположных концах спортивного зала на высоте 4,5 метра [4].
В каждой команде могло быть от 3 до 40 человек. Игроки расставлялись на площадке по указанию капитана на любых местах. Когда Джеймс Нейсмит изобрел баскетбол, он определил 13 основных правил игры Первый этап развития баскетбола (1891-1918 гг.) характеризуется его становлением.
Интересна история развития баскетбола в России. Родиной отечественного баскетбола является Санкт-Петербург. Первое упоминание об этой игре в нашей стране принадлежит русскому пропагандисту физической культуры и спорта петербуржцу Георгию Дюпперону и относится к 1901 году. В сентябре 1900 года в Петербурге был создан Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей. В 1904 году в программе комитета появилась физкультура. Обществу дали название «Маяк». В конце 1906 года в «Маяке» были проведены первые баскетбольные матчи.
После учреждения Всесоюзного Совета физической культуры в 1931 году начали организовывать Всесоюзные секции по видам спорта, в том числе и по баскетболу, которая позже была преобразована в федерацию баскетбола.
В 1952 году в Олимпийских играх в Хельсинки впервые приняли участие советские баскетболисты.
Среди 16 команд, участвующих в олимпийском турнире, наши баскетболисты завоевали почетные серебряные награды. Женский баскетбол в программу Олимпийских игр был включен в 1976 году. В 1980 году Олимпийские игры проходили в Москве, и женская сборная СССР стала олимпийским чемпионом.
Большой спортивный праздник Игры Доброй Воли, проводимый в 1994 г. в Санкт-Петербурге, не принес успеха российским баскетболистам. Как мужская, так и женская команды были лишь четвертыми.
В женских и мужских баскетбольных командах России есть признанные мастера международного уровня, растет перспективная молодежь, способная отстаивать интересы российского баскетбола. Федерация баскетбола России стремится повысить интерес к игре у лиц различного возраста и профессии, разворачивает широкую деятельность по включению баскетбола в программы физического воспитания дошкольников, среднего школьного и профессионально–технического, специального и высшего образования [3].
Это связано с тем, что баскетбол способствует развитию и совершенствованию многих двигательных качеств, координации движений. Составляющие его естественные движения человека – бег, прыжки, ловля, метание – помогают формировать жизненно необходимые умения и навыки. Баскетбол способствует развитию и совершенствованию многих двигательных качеств, координации движений. Популяризация баскетбола как вида спорта вызывает у молодых людей интерес, способствует знакомству с правилами игры, основами методики обучения и тренировки, методами и средствами физической, технической, тактической, психологической и другими видами подготовки.
Определенные трудности, стоящие в настоящее время на пути дальнейшего развития игры, преодолеваются за счет использования годами сложившихся положений теории и практики баскетбола в нашей стране, а также разумного внедрения новых, перспективных подходов [4].
1.2. Значение игры в баскетбол для школьников
Основной формой физического воспитания школьников, которая обеспечивает необходимый уровень знаний, умений и навыков, предусмотренных учебной программой, является урок физической культуры. Уроки по баскетболу в школе направлены на физическое развитие учащихся, воспитание у них силы воли, дисциплины, стойкости, коллективизма, чувство дружбы. Широкий диапазон действия игры в баскетбол на организм учащихся во взаимодействии с правилами и доступными игровыми приемами позволяют в средней школе заниматься этой доступной игрой, начиная с 5 класса [10, с.269].
Игра в баскетбол характеризуется богатым и рациональным двигательным содержанием. Чтобы играть в баскетбол необходимо быстро бегать, обладать силой, выносливостью, ловкостью, высоко прыгать - основа для овладения техникой и тактикой баскетбола. В процессе тренировок на организм учащихся влияют нагрузки, максимальные по объему и продолжительности, что требует мобилизации всех функциональных возможностей организма. Выполнение движений с мячом сопровождается эмоциональным напряжением игроков, вызывает активизацию деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы.
Одно из направлений повышения эффективности системы подготовки учащихся базируется на глубоком изучении структуры соревновательной деятельности и построении на этой основе модельных структур учебно-тренировочного процесса [9].
Определение структуры игры позволяет, исходя из кинематических особенностей аэробных и анаэробных процессов, установить возможный характер энергетического обеспечения игровой деятельности учащихся. В период игровой активности, длится около 30 секунд, аэробный процесс не успевает достичь максимальной мощности, а лактатный анаэробный процесс в работающих мышц за это время уже исчерпывает свою емкость.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адамсон Д. т., Р. Е. Круговая тренировка [Текст] / Р. Е. Морган,
Д. Т. Адамсон. – Лондон, 1958–78 с.
2. Барчуков, И.С. Физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / И.С. Барчуков;
под общ. ред. Н. Н. Маликов. // – М.: ИЦ Академия, 2013. – 528 c.
3. Баскетбол в России. Лучшие баскетболисты России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sportschools.ru/page.php?name=basketball_russia. Дата доступа: 28.02.2019.
4. Власова Е.М. Подвижные игры и игровые упражнения в школьной системе физического воспитания/Е.М. Власова Великие Луки: Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, 2011. -133 с.
5. Гомельский А.Я. Баскетбол секреты мастера. 1000 баскетбольных упражнений. – М.: А Генетю «ФАИР», 2007. -224с.
6. Деркач А.А. Педагогическое мастерство тренера / Деркач А.А.,
Исаев А. А. - М.: Физкультура и спорт, 2007.-375 с.
7. Донской Д. Д. Психомоторное единство управления физическими упражнениями как двигательными действиями/Д. Д. Донской// Теория
и практика физической культуры. –2014. –№5 –С. 23.
8. Евсеев, Ю.И. Физическая культура: Учебное пособие / Ю. И. Евсеев. // Рн/Д: Феникс, 2012. – 444 c.
9. Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура» .- М.: Советский спорт, 2013.- 299 с.
10. Кириллова Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // в сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272.
11. Кряж, B. Н. Круговая тренировка в физическом воспитании студентов / B. П. Кряж. - Москва: Высшая школа, 1982. - 120 с.
12. Лях В. И. Важнейшие для различных видов спорта физические способности и их значимость в техническом и технико-тактическом совершенствовании/ В. И. Лях// Теория и практика физической культуры. 2012, №2. С. 57.
13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физического воспитания [Текст] /Л.П. Матвеев. – Учебник для институтов физ. культуры. – М. : «Физкультура и спорт», 1991 – 543с.
14. Муллер, А.Б. Физическая культура: Учебник для вузов / А.Б. Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко. - М.: Юрайт, 2013. - 424 c.
15.Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия
как двигательно–координационного качества/ Л. Д. Назаренко// Теория и практика физической культуры. –2010. –№1. – С. 23.
16. Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций/Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО "ВГУ им. П.М. Машерова", 2022. - 77 с.
17. Плахова, Л.В. Тестирование средствами баскетбола. / Плахова Л.В. Физическая культура в школе. - 2019. -№8. С. 23-25
18. Тычинин, Н.В. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебное пособие /Н.В. Тычинин.- Воронеж: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2017.-158 с
19. Физическая культура: учебник для студентов вузов, обучающихся по дисциплине "Физическая культура" / [М. Я. Виленский [и др.] ; под ред. М. Я. Виленского. - 2-е изд., стер. - Москва : КноРус, 2013. - 424 с.
20. Федорова М.Ю., Шмакотин А.Д. Особенности организации школьной спортивной секции /М.Ю. Федорова, А.Д. Шмакотин //Научное и образовательное пространство: перспективы развития.-2017.-С.225-230.