Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения острой проблемы насилия и жестокого обращения с детьми определяется, в первую очередь тем обстоятельством, что, в соответствии с современными научным представлениям относительно природы насилия, оно являет собой универсальный жизненный контекст обучения и воспитания: то есть в той или иной мере все дети подвергаются психологическому насилию. Долгое время проблема насилия в семье являлась табуированной областью и до сегодняшнего времени имеется вполне реальное сопротивление социума рассмотрения данной проблемы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ
1.1. Исследование проблемы насилия и жестокого обращения с детьми в отечественной и зарубежной психологии
Сама по себе проблематика психологии насилия являет собой весьма обширную область, которая достаточно интенсивно в мировой психологии разрабатывалась в последнюю четверть ХХ столетия (К. Брон, Д. Иваниек, Дж. Кобрин, Д. Левинсон, Р. Лэнг, Э. Миллер, Д. Финкелхор и др.).
Данная проблематика в отечественной психологической науке данная является сравнительно молодой (Т.Я. Сафронова, Е.Т. Соколова, Е.И. Цимбал и ряд других). Однако до настоящего времени не было сформировано единой трактовки этой области в психологии, не сформировался качественный терминологический и концептуальный аппарат (это наглядно подтверждает В.Е. Каган и др.).
В свою очередь в англоязычной психологической литературе базовыми терминами в этой области являются собирательные термины «abuse» (то есть ругань, обида, жестокое обращение, оскорбление, пренебрежение, эксплуатация, злоупотребление, совращение) и термин «neglect» (то есть пренебрежение, забывание, игнорирование, игнорирование, леность, а также отсутствие заботы) [13, c. 6].
Проблема насилия на протяжении истории человечества существовала и выражалась в насильственных действиях, ориентированных на порабощение либо же даже уничтожение как некоторых индивидов, а также этнических и социальных. При этом первые научные исследования различных аспектов проблемы насилия стали возникать именно в европейском Средневековье. Так, теологи Блаженный Августин, а также Фома Аквинский пытались разъяснить своим прихожанам, каким образом следует использовать насилие для того, чтобы оно не имело расхождений с христианскими заповедями.
В работах Н. Макиавелли, то есть в более позднем Средневековье, насилие было признано в качестве одного из значимых средств для объединения под властью одного правителя разрозненной страны. Отдельные аспекты проблемы насилия получили свое рассмотрение в трудах Р. Крафт-Эббинга, Ч. Ломброзо, Ф. Ницше, З. Фрейда и др. [6, c. 88].
Однако базовые современные научные представлений о проблеме насилия над детьми заложены были в 1961 г. Это произошло на ежегодном собрании Американской академии педиатрии. На нем Н. Кетре осуществил всесторонний анализ синдрома избитого ребенка. Данный автор в своем фундаментальном труде подробным образом представил педиатрические, рентгенологические, психиатрические, а также юридические аспекты проблемы. Кроме этого, именно им впервые были приведены сводные статистические данные относительно распространения насилия в США.
1.2. Понятия «насилие», «психологическое насилие», «жестокое обращение» и их виды
Насилие представляет собой физическое, психологическое, а также социальное воздействие на индивида (в нашем случае – на ребенка) непосредственно со стороны другого индивида (то есть ребенка либо взрослого), отдельной семьи, группы либо же государства, которое его вынуждает прерывать значимую деятельность и после этого исполнять другую, которая в той или иной мере противоречит ей, или же угрожает его физическому либо психологическому здоровью, а также целостности [12, c. 14].
Психологическое насилие представляет собой подавление одного индивида другим: это тотальный контроль поведения, а также образа жизни, круга общения, времяпрепровождения, и в некоторых случаях восприятия окружающей реальности. Подобное насилие может проявляться различно, однако практически всегда оно сопровождается оскорбительным и уничижительным поведением в отношении другого.
Чаще всего психологическое насилие исходит из неуверенности индивида в себе, стремления почувствовать свое превосходство, неумения эффективно выстраивать равные отношения и комфортную коммуникацию, которые основаны на уважении. В ряде случаев подобное насилие обусловлено жестко зафиксированными у человека убеждениями о моделях поведения в семье. При этом сам агрессор даже может не замечать своего насильственного поведения, а также не осознавать своих мотивов.
К психологическому насилию относят:
– различные обвинения непосредственно в адрес ребенка (крики, брань);
– отвержение ребенка;
– принижение успехов ребенка, а также унижение его достоинства;
– продолжительный период лишение ребенка нежности, любви, заботы и безопасности непосредственно со стороны родителей;
– принуждение ребенка к одиночеству;
– совершение непосредственно в присутствии ребенка насилия относительно супруга либо других детей;
– причинение с целью запугивания ребенка боли домашним животным;
– похищение ребенка;
– экономическое насилие над ребенком [11, c. 8].
Такие понятия, как «насилие» и «дом» на первый взгляд кажутся несовместимыми. Ведь дом человеку дает ощущение безопасности, любви, тепла, а также заботы. Однако домашнее насилие выступает в качестве проблемы, которая имеет место практически во многих странах современно мира. По результатам исследований различных авторов, распространенность случаев насилия непосредственно над детьми, составляет порядка от 3% до 30% от общего количества детского населения.
Ежегодно в мире погибают тысячи детей не от преступника на улице, а также не от случайного незнакомого агрессора, а именно от родного, близкого человека. В свою очередь психологическое насилие в качестве отдельного вида воспитания наносит еще большее число травм.
Под домашним насилием принято понимать повторяющиеся циклы физического, психологического, сексуального, эмоционального, а также экономического оскорбления по отношению к близким людям для обретения над ними контроля и власти.
В качестве одна из главных отличительных особенностей домашнего психологического насилия прослеживается в том, что оно вовсе не является случайностью. Наоборот, оно обладает системным характером и находит свое проявление в повторяющихся циклах различных видов насилия. Кроме этого, домашнее насилие не относится к случайным эпизодам либо отдельным единичным конфликтам, которые разрешить можно с помощью компромиссов, переговоров, а также взаимных уступок. В ситуации домашнего насилия в семье в основном поводом для агрессии выступает вовсе не отдельная проблема, а именно интересы исключительно одной стороны – то есть обидчика, основной целью которого выступает стремление контролировать, а также управлять чувствами и поведением другого члена семьи [14, c. 144].
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, ПЕРЕЖИВШИМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ
2.1. Последствия психологического насилия для эмоционально-личностной сферы ребенка
Практически каждый из видов насилия (в том числе и психическое) по отношению к ребенку имеет свои последствия, которые, так или иначе, влияют на эго эмоционально-личностную сферу. При этом нарушения, которые развиваются после пережитого ребенком насилия, затрагивают именно все уровни его функционирования (то есть это физиологический, личностный, а также межличностный уровень) и способны приводить к стойким негативным личностным изменениям и у детей, которые его непосредственно пережили, и у тех людей, которые этих детей (ребенка) окружают [2, c. 13].
Подчеркнем, что отечественными исследователями психологические последствия, которые возникают у детей после насилия, нередко рассматриваются в качестве результата пережитых ими травм и включают следующие: нарушение эмоционального, психологического, когнитивного, а также социального функционирования ребенка (СВ. Ардашева, 2003; В.Е. Дружинин, 2002; Т.Л. Сафонова, 2001; Т.И. Шульга, 2003 и др.). Так, Н.В. Тарабрина (2007) указывает, что неблагоприятные последствия имеющей место психической травматизации детей способны приобретать клинические формы и находить свое выражение в посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) [7, c. 14].
При этом именно дошкольный и подростковый возраст выступает своего рода «возрастами риска» относительно насилия (СВ. Ильина, 1998; А.Д. Кошелева, 2000; Е.Т. Соколова, 1981). В работах Т.Л. Сафоновой (2001) прослеживается динамика психологических последствий у детей в результате насилия, а также определяются как ближайшие, так и отдаленные последствия, наконец, выделяются базовые стадии их развития.
Некоторые авторы выделяет последствия, которые свойственны для конкретного вида насилия. Например, эмоциональное насилие более сильное влияние оказывает на интеллект детей, а также личностные и межличностные отношения. В свою очередь физическое – больше влияет именно на эмоциональную сферу, поведение детей и межличностные отношения. наконец, сексуальное насилие более негативное влияние оказывает именно на сексуальное развитие детей, их половую идентификацию, личностную сферу, а также признаки ПТСР (Е.Н. Волкова, 2007; Н.О. Зиновьева 2003 и др.) [7, c. 8].
Последствия перенесенного ребенка психологического насилия могут быть ближайшими и отдаленными.
При этом ближайшие последствия напрямую связаны именно с первичной реакцией ребенка на травму: это весьма болезненные как физические, так и эмоциональные проявления, в зависимости от характера и своей продолжительности воздействия, личностных особенностей и возраста ребенка, способны иметь разную степень тяжести, выраженности, а также спектр проявлений.
Это могут быть:
- эмоциональные реакции;
- ПТСР (то есть посттравматические стрессовые расстройства);
- отдельные физические проявления как реакция организма на перенесенный стресс;
- некоторые когнитивные расстройства [1, c. 32].
Однако в качестве максимально распространенных последствий психологического насилия выступает именно посттравматический стресс. В этом состоянии для ребенка свойственно повторяющееся переживание конкретного травмирующего события, а также насильственно прорывающееся его воспоминаниях о произошедшем, невзирая на активное стремление забыть об этом насилии. Также у детей наблюдаться могут повторяющиеся игры, в которых находят свое отражение элементы имеющего место травматического опыта. В некоторых случаях встречаются повторяющиеся ночные кошмары, достаточно интенсивные негативные переживания в случае столкновения ребенка со стимулами, каким-либо образом напоминающими им пережитую травму. Ребенок, который пережил травму, может стремиться избегать практически всего, что так или иначе может о ней напомнить. Например, может быть утрачен интерес к тому, что до этого занимало, появиться чувство отчуждения от близких. Последнее способно привести как к изоляции, так и к нарушениям социальной адаптации ребенка. Может теряться способность испытывать достаточно сильные чувства, что весьма часто прослеживается у детей, являющимися жертвами насилия. Еще одним вероятным последствием возникшего посттравматического стресса может являться появление чувства так называемого «укороченного будущего». К примеру, ребенок даже в мечтах и своих фантазиях не способен себя представить в качестве взрослого. У детей, которые страдают от посттравматического стресса, могут прослеживаться раздражительность, нарушения сна, гиперактивность, нарушения концентрации внимания и памяти [1, c. 33].
2.2. Психологическая помощь детям, пережившим насилие, в зарубежной и отечественной практике
Необходимость оказания психологической помощи детям, которые пережили насилие связана с множественными деформациями образа мира, способствующими формированию у ребенка как комплекса жертвы, так и комплекса отверженности. При этом комплекс жертвы находит свое выражение в сочетании психических реакций – то есть апатии, отказа ребенка от ответственности за себя и ответственности за других, безнадежности, беспомощности, низкой самооценки и т.п. В свою очередь комплекс отверженности связан с холодностью, недоверием, разобщенностью, а также отчужденностью. Дети в обоих случаях дети полны трагических предчувствий и катастрофических ожиданий, они опасаются негативного влияния на свою жизнь практически любых событий. Это нередко сочетается с внешним локусом контроля, то есть склонностью ребенка объяснять свои жизненные неудачи именно внешними обстоятельствами.
В международном праве действует два базовых документа в сфере защиты прав детей: 1) Декларация прав ребенка; 2) Конвенция ООН о правах ребенка. В России Конституцией РФ от рождения ребенку принадлежат и гарантируются права и свободы человека. их права также прописаны Семейном кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах РФ.
Зарубежные исследователи указывают, что сам вопрос оказания помощи детям, которые являются жертвам насилия неизменно требует именно мультидисциплинарного подхода (D. Rapoport, A. Roubergue, 1988). А. Грин (A. Green) (1978) указывает значимость психотерапевтического лечения детей, для ликвидации последствий перенесенного насилия, чтобы изменить патологии именно во внутреннем мире ребенка [20].
В нашей стране вопрос оказания помощи детям, которые пострадали от насилия, их родителям, особенности сопровождения этих детей изучался такими исследователями, как Л.С Алексеева, С.А. Беличева, Т.М. Журавлева, Н.М. Платонова, Т.И. Шульга и др.). Тем не менее, в нашей стране система оказания помощи детям, которые пострадали от насилия, находится только на начальном периоде своего становления. Сейчас актуален вопрос разносторонней и широкой подготовки специалистов по работе с детьми, которые пережили насилие. Также в нашей стране пока еще недостаточное число учреждений, которые работают с этой группой детей. Также еще недостаточно методической литературы и соответствующих образовательных программ, что заметно затрудняет эффективность оказание помощи таким детям [7, c. 15].
Психологическая работа в данном случае направлена на преодоление у ребенка отчужденности с помощью установления максимально доверительного контакта, а также нейтрализации аффективного состояния и в последующем на коррекцию кризисного поведения и состояния. Соответствующая психотерапия проводиться может как в индивидуальной, так и групповой форме с применением разнообразных методов, а именно: игротерапии, арт-терапии, песочной терапии и иных видов деятельности, которые для детей вполне естественных [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Насилие являет собой общественное отношение, так как в человеческом обществе прослеживается исключительно между людьми.
Психологическое насилие в отношении детей лишает их воли, самоуважения, снижает их самооценку, делает их неполноценными с эмоционально-психологической стороны, что неизбежно переносится во взрослую жизнь.
В рамках психологического насилия существенное место занимают психологическое пренебрежение ребенком и психологическое жестокое обращение с ним.