Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Актуальность темы данной работы обусловлена возрастающей опасностью транспортных средств при проведении общественных информационных кампаний. Таким образом, владельцы и правообладатели различных видов транспортных средств, независимо от формы собственности, обязаны обеспечить безопасность жизни и здоровья людей, безопасную эксплуатацию транспортных средств и охрану окружающей среды при использовании или взаимодействии с транспортными средствами .
Различные виды транспорта представляют собой сложные производственные механизмы. Безаварийная работа всех видов транспорта - водного, морского, гражданской авиации, железнодорожного и автомобильного - обеспечивается комплексом правовых, эксплуатационных и технических мер. В основном правовое регулирование безопасности транспортных средств закреплено в нормах КоАП РФ. На этой основе осуществляется деятельность государственных органов по управлению и организации движения транспорта, надзору и контролю за ним, судебному разбирательству виновных в нарушении правил, регламентирующих безопасную эксплуатацию транспорта, и применению профилактических мер.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при привлечении к административной ответственности за нарушения на транспорте.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы административного права, регулирующие привлечение к административной ответственности за нарушения на транспорте.
Целью исследования является исследовать проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения на транспорте.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать понятие и рассмотреть виды правонарушений на транспорте;
2.исследовать состав правонарушений на транспорте ;
3.определить меры профилактики правонарушений на транспорте;
4.дать понятие, рассмотреть признаки и основания административной ответственности за правонарушения на транспорте;
5.проанализировать стадии административного производства по делам о правонарушениях на транспорте.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: Конституция РФ; КоАП РФ, законодательство в сфере административного права; и иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по административному праву, такие как: Молчанов П.В., Россинский Б.В., Савченко А.А., Филиппов А.Н., Хакимов Е.М. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем законодательства при привлечения к административной ответственности за нарушения на транспорте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании законодательства в сфере административной ответственности за нарушения на транспорте.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка. Содержание работы изложено на 29 страницах машинописного текста. Библиографический список состоит из 15 источников.
1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ТРАНСПОРТЕ
1.1.Понятие и виды правонарушений на транспорте
Все виды транспорта являются сложными производственными механизмами. Наибольшую долю правового регулирования безопасности дорожного движения составляют нормы административного права. Нормы административного права являются основой деятельности государственных органов, которые организуют движение и работу транспорта, осуществляют контроль и надзор за ним, применяют профилактические меры и привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении правил безопасной эксплуатации транспорта. Транспорт является важной составляющей экономической инфраструктуры России. Его функционирование становится необходимым условием для перевозки пассажиров и грузов, стабилизации экономики, повышения уровня жизни населения, обеспечения обороны и безопасности. Практически каждый человек ежедневно пользуется транспортом в той или иной форме. Поэтому вопросы общественных отношений в транспортной сфере, в том числе преступности, актуальны для каждого.
Поскольку безопасность, несомненно, имеет приоритет перед всеми другими критериями транспорта, законодатели посчитали необходимым урегулировать как можно больше различных ситуаций, возникающих в процессе транспортной деятельности.
При этом учитывалось общее единство цели, то есть то, что общественная вредность правонарушений в области транспорта заключается в том, что создаваемые ими опасности причиняют вред жизни и здоровью граждан, наносят имущественный ущерб и препятствуют безопасной эксплуатации транспортных средств.
В соответствии с требованиями ст.2.1 КоАП РФ под административными правонарушениями понимается противоправные и виновные действия (бездействие) физических или юридических лиц, устанавливающие административную ответственность.
Определение административных правонарушений можно считать формальным, поскольку в нем отражены юридические признаки деяния (антиобщественная направленность, недобросовестность, виновность и наказуемость деяния). Как и правонарушения в области дорожного движения, их можно разделить на два вида: преступления и проступки.
Под преступлениями понимаются общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ и противоречащие безопасному движению и использованию транспорта (гл.27 УК РФ).
Проступки - это правонарушения, которые по сравнению с уголовными преступлениями представляют меньшую степень опасности нарушения определенных аспектов правопорядка в обществе. Проступки делятся на административные правонарушения, дисциплинарные проступки и гражданско-правовые деликты.
- Административные проступки - это противоправные виновные деяния, административная ответственность за которые предусмотрена главами 11 и 12 КоАП РФ.
- Дисциплинарные проступки - это нарушения профессиональной или служебной дисциплины, при которых работник (сотрудник) не выполняет свои должностные или служебные обязанности и совершает противоправные виновные действия.
- Гражданский деликт - относится к правонарушениям, совершаемым в сфере имущественных отношений на транспорте в результате неисполнения обязательств или возникновения имущественного ущерба (перевозка пассажиров и грузов).
Применительно к предмету настоящего исследования под транспортным преступлением понимается административное правонарушение в области обеспечения безопасной эксплуатации и обслуживания дорожного движения, административная ответственность за которое установлена федеральным законодателем в главах 11 и 12 КоАП РФ.
Транспортная преступность характеризуется тем, что ущерб личности, имуществу и хозяйственной деятельности причиняется в основном нарушениями правил пользования и эксплуатации всех видов транспорта и непосредственно связан с оказанием транспортных услуг и эксплуатацией транспортных средств.
Это дает основание для выделения транспортной преступности в самостоятельную преступную группу.
Кроме того, транспортное средство в соответствии с требованиями п.11 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности " транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами.
С учетом вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Транспортные правонарушения - это противоправные и виновные действия (бездействие) физических или юридических лиц, которые нарушают правила пользования и эксплуатации всех видов транспорта, образуются при эксплуатации транспортных средств и оказании транспортных услуг и за которые КоАП РФ установлена административная ответственность.
Понятие транспортных правонарушений и административной ответственности за транспортные правонарушения в РФ унифицировано, поэтому проступки могут быть четко идентифицированы как преступления.
Еще одной особенностью транспортных правонарушений является то, что классификация транспортных правонарушений не является общепринятой и определенной законом. Кодификация преступлений по видам транспорта облегчила бы выявление транспортных преступлений.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты:
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// Официальный текст Конституции РФ, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 28.06.2022) "О транспортной безопасности" // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 837.
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
4. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 28.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 18. - Ст. 2207.
5. Федеральный закон от 31.07.1998 № 155-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3833.
6. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. от 11.02.2023) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с "Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ") // Собрание законодательства РФ", № 25, 22.06.1998, ст. 2897.
7. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 (ред. от 02.12.2020) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.06.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 14. - Ст. 1649
8. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 24.10.2022) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Собрание актов Президента и Правительства РФ. - 1993. - № 47. - Ст. 4531.
9. Приказ МВД России от 29.12.2018 № 903"Об утверждении Наставления по организации деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ по пропаганде безопасности дорожного движения"// СПС Консультант плюс
10. Приказ Минтранса России от 31.07.2009 № 128 (ред. от 22.04.2020) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2009 № 14645) // СПС Консультант плюс
Научная и учебная литература:
11. Молчанов П.В. Профилактика правонарушений в области дорожного движения // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 63 - 68.
12. Россинский Б.В. Административные наказания в сфере дорожного движения и аварийность на автомобильном транспорте / Б.В. Россинский // Административное право и процесс. 2014. № 5. С. 8 - 14.
13. Савченко А.А. Соотношение понятий профилактики преступлений и предупреждения преступлений в современной юридической доктрине / А.А. Савченко // Современное право. 2010. № 3. С. 112 - 114.
14. Филиппов А.Н. Конституционные требования к качеству нормативных правовых актов / А.Н. Филиппов // Российская юстиция. 2013. № 10. С. 5 - 7.
15. Хакимов Е.М. Проблемы применения некоторых мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. 2020. № 9. С. 71 - 74.