Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
"Труд сделал из обезьяны человека!"
Это высказывание принадлежит Ф.Энгельсу.
Трудом человека создаются на земле все материальные и духовные ценности. В этом процессе человек постоянно совершенствуется, формируется личность человека.
Вот поэтому, дошкольное трудовое воспитание направлено на формирование готовности дошкольника к труду.
Современное развитие страны и общества, предъявляет высокие требования к личности ребенка. Это отношение к труду как к общественному долгу, добросовестное отношение к работе, отношение к труду как к осознанной необходимости и др.
Перед дошкольными детскими образовательными учреждениями, стоит задача по подготовке детей к будущему обучению в школе. И, как следствие, можно утверждать, что именно в дошкольных учреждениях должны закладывать основы трудовой деятельности, своеобразного воспитательно-образовательного процесса, который, в конечном итоге, позволит сформировать нового человека.
Для того, чтобы решить задачу трудового воспитания дошкольников, необходимо создать соответствующие условия.
Актуальность моего исследования состоит в том, что на современном этапе развития нашего общества, на первое место выходит проблема воспитания человека труда.
Объектом моего исследования является воспитательный процесс в детском дошкольном учреждении.
Цель моего исследования состоит в необходимости формирования у детей дошкольного возраста основ труда, формирование первичных трудовых навыков и умений, а также, воспитания трудолюбия как основной черты личности будущего члена общества.
Для реализации поставленной цели моего исследования, необходимо решить следующие задачи:
1.Проанализировать привлечение детей к труду с древних времен;
2.Изучить понятие «трудовое воспитание»;
3.Изучить задачи и условия для трудового воспитания в дошкольном учреждении;
4. Особенности реализации трудового воспитания с детьми младшего и среднего возраста;
5. Особенности трудового воспитания старшего и подготовительного возраста.
Вопросам трудового воспитания детей, очень много внимания уделяли корифеи педагогики нашей страны. А. Макаренко говорил, что только при хорошей организации, ребенок сможет испытать радость от выполненного труда.
Воспитательным свойствам труда, уделял много внимания и В. Сухомлинский, который также утверждал, что труд является основой воспитания человека, дает радость дружбы и развивает любознательность у детей.
Труд является самой могучей силой воспитательного процесса. Труд и воспитание неразрывны. В детском возрасте труд имеет возможность заложить основы формирования личности человека.
Только в труде можно самовыразиться и самоутвердиться. Задача педагога – помочь ребенку в этом процессе. Ведь без созидательного труда человек постепенно станет пустым местом.
Перед педагогом стоит и еще одна важная воспитательная задача – воспитание у каждого ребенка чувства личного достоинства, которое основано на трудовых успехах.
1.ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ
Труд – это целесообразная и осознанная деятельность человека, которая преследует цель по изменению предметов природы под требования человека.
Трудовое воспитание свое начало берет с древних времен, когда условия жизни человека были очень тяжелыми, и человек вынужден был выживать. Но это было возможно лишь в условиях сложившегося коллектива, в котором находился человек древности.
В это время, всех детей воспитывали одинаково, и поэтому рано привлекали их к труду, который могли выполнять дети согласно их возраста.
Добыванием средств пропитания дети вынуждены были заниматься с малых лет. Они занимались собирательством. С возрастом, степень их участия в процессе совместного со взрослыми труда, стала увеличиваться. Для получения необходимых навыков и умений, мальчиков постепенно привлекают к охоте, рыбной ловле, учили стрелять из лука, ездить верхом.
Девочки помогали женщинам по хозяйству: готовили пищу, шили одежду, ухаживали за животными.
Всех без исключения приучали к земледелию, а с развитием ремесел, обучали навыкам ремесла.
В период становления и развития рабовладельческих государств, стали складываться основы воспитания и педагогики.
В Древней Спарте, основным занятием всех детей становится физический труд и военная подготовка.
Однако, отличительной особенностью воспитательной системы Древней Греции, было воспитание презрения к физическому труду и рабам. Физический труд в Греции, был уделом рабов.
В эпоху феодализма, в основе всего строя стояла частная собственность. Она сопровождалась жестокой эксплуатацией крестьянского труда.
Это продолжалось на протяжении многих веков. Эксплуатировали не только взрослых, но и детей.
Просветители разного времени писали в своих трудах о необходимости трудового воспитания среди населения стран по всему миру.
Первым, кто попытался обосновать необходимость трудового воспитания детей, был Жан-Жак Руссо, который считал необходимым уделять внимание трудовому воспитанию в возрасте двенадцати-пятнадцати лет.
Русо видел в труде важное средство умственного развития ребенка.
Воспитанию детей народа, посвятил свою деятельность швейцарский педагог И. Песталоцци. Он полагал, что объединение обучения и труда, помогут развить у детей умственные и физические силы, которые в последствии, смогут создать необходимые жизненные условия.
Он считал, что труд у детей способствует развитию человеческого достоинства, трудолюбия и добросовестности с детских лет.
Известный представитель педагогики XIX века Ф. Фребель, сыграл выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания, считая, что именно детский сад должен всесторонне развивать детей, а для физического развития, следует выполнять несложные сельхозработы.
Впервые в истории, воспитательные учреждения для малолетних детей рабочих, создал Р. Оуэн, который был социалистом-утопистом.
После того, как воспитанники переходили в начальную школу, они принимали регулярное участие в трудовой деятельности. Девочек уч
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бороздин Ю.А. Трудовое воспитание в педагогической системе К. Д. Ушинского : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Курск, 2010год, стр 134.
2. Комарова Т. Трудовое воспитание в детском саду. М.: Мозаика - Синтез, 2011 год, стр 48.
3. Куцакова Л.В. Нравственно - трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 3-7 лет. М.: Мозаика - Синтез, 2009год, стр 276.
4. Нравственно - трудовое воспитание дошкольников / Под ред. С.А.Козловой. М., 2010.
5. «Дошкольная педагогика». Под редакцией В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохина «Просвещение», Москва, 2008 год.
6. Буре Р.С, Загик Л. В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде.- 3-е изд, испр, доп - М, 2009год.
7. Буре Р.С. Организация труда детей и методика руководства. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду - М: Просвещение, 2008 год.
8. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Под ред. А.М. Виноградовой. М. Просвещение, 2010 год.
9. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде - М, 2010 год.
10. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. С. А. Козлова, Н. К. Дедовских, В. Д. Калишенко и др; Под ред. С. А.Козловой - М. Издательский центр «Академия», 2012 год.
11. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье. А.Е.Точин. - Минск: Нар. Гос-ва, 1982 - 1996 с. - (Родителям о детях).
12. В. А. Сухомлинский- «Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Методическая модель трудового воспитания детей в ДОУ. Задачи и содержание работы воспитателя. Сайт детского сада- detsad-shop.ru
13. Загик Л.В., Иванова В.М. Воспитатели и родители. М., 1985