Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе информационные агентства, находясь в эпицентре СМИ, играют важную роль. Под информационным агентством понимается специализированное информационное предприятие, снабжаю-щее оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидение, радиовещание, а также другие учреждения, организации, физических лиц, являющихся подписчиками его продукции. Деятельность агентств направлена на сбор новостей. В то же время в последнее время различные информационные агентства часто берут на себя функцию проведения разного рода меро-приятий для журналистов, в частности, пресс-конференций. Это обстоя-тельство определяет актуальность выбранной темы данной курсовой рабо-ты – «Информационные агентства сегодня. Организация пресс-конференции»
Объектом исследования в работе является информационное агентство как основной поставщик информационных материалов в современном ми-ре, а предметом - пресс-конференция как одна из форм взаимодействия информационного агентства и СМИ.
Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать пресс-конференцию как важное и современное мероприятие, проводимое инфор-мационными агентствами для журналистов. Исходя из этой цели, основ-ными задачами курсовой работы были:
- анализ особенностей информационных агентств;
- изучение типологии и функций информационных агентств;
- анализ истории становления и развития отечественных информаци-онных агентств;
- анализ деятельности современных отечественных и зарубежных информагентств;
- рассмотрение основных этапов организации и проведения пресс-конференции как основной формы взаимодействия информационных агентств и СМИ.
Методологической и информационной базой послужили работы сле-дующих авторов: Ахмадулина Е.В., Овсепяна Р.П., Большаковой К.Ю., Вартановой Е.Л., Вирена Г.В., Фроловой Т.И., Засурского Я. Н., Фроло-вой Т.И., Сапунова В.И.
Методы исследования: теоретические - работа с источниками, анализ, аналогия, классификация, индукция, дедукция; эмпирические - наблюде-ние, сравнение, контент-анализ.
Структурно курсовая работа состоит из введения, заключения, 3 глав и библиографического списка. Первая глава посвящена изучению ис-тории развития, становления и типологии информационных агентств. Во второй главе автор рассматривает пресс-конференцию как один из видов взаимодействия современных информационных агентств и СМИ. Также анализируются основные этапы организации и проведения данной формы специального мероприятия для журналистов. Третья глава посвящена сравнительной характеристике российских информационных агентств.
Глава 1. Информационные агентства в структуре
средств массовой информации
1.1. История становления и развития российских информагентств
Первое в мире информационное агентство было создано в Париже в 1835 году. Его основателем считается Шарль-Луи Гавас. Он родился в 1783 году в Руане. В 1811 году Шарль-Луи переехал в Париж, где начал торговать государственными облигациями и давать правительству круп-ные ссуды. Позже он стал переводить европейскую периодику, а париж-ским периодическим изданиям предлагать обзоры иностранной прессы .
Так, в 1832 г. появилось «Агентство переводов Гавас», которое в 1835 году было преобразовано в агентство «Гавас». Услугами агентства пользовались влиятельные парижские газеты «Journal des débats», «LeConstitutionnel», «La Presse» и «Le Siècle». Агентство занималось рас-пространением информации не только из Франции, но и из Европы. Через некоторое время Гавас организовал широкую сеть европейских корре-спондентов, которые передавали информацию из стран пребывания. В 1853 г. парижские ежедневные газеты создали раздел «Сообщения теле-графного агентства», в котором публиковалась информация агентства «Гавас». После смерти Гаваса управление агентством взял на себя его сын Огюст. Агентство «Гавас» просуществовало до 1940 года. В 1944 году на его базе было создано информационное агентство «Франс-Пресс» .
В России развитие информационных агентств можно связать с пере-ходом к рыночным отношениям. После 60-х годов большое развитие по-лучили промышленность, торговля и сельскохозяйственное производство. Отечественная экономика нуждалась в оперативной и достоверной инфор-мации о состоянии мировых рынков, а также о политической ситуации. В 1866 году появилась отечественная информационная служба — Россий-ское телеграфное агентство. С помощью телеграмм, полученных из-за гра-ницы, создавались бюллетени. Их рассылали подписчикам по телеграфу 2-3 раза в день. Некоторое время спустя Российское телеграфное агентство через немецкое агентство Вольфа стало распространять информацию за границу. В 70-80-х годах вели свою деятельность международное и север-ное телеграфные агентства.
После Октябрьской революции 1917 года начался новый период в становлении информагентств, связанный с телеграфом, строительством железнодорожных вокзалов, развитием транспортной инфраструктуры, появлением других средств связи и Петроградского телеграфного агентства .
Вскоре все информационные учреждения столицы были объединены в единый информационный орган — РОСТА. Агентство было названо Российским телеграфным агентством при Всероссийском центральном ис-полнительном комитете. Техническую базу РОСТА составили структуры Петроградского телеграфного агентства (ПТА) и частных информацион-ных агентств.
Постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР все средства массовой информации были обязаны перепечатывать декреты Советского правительства и последние новости, поступающие по каналам РОСТА. 12 декабря 1920 года агентство было подчинено Главполитпросвету.
После создания 10 июля 1925 года Телеграфного агентства Совет-ского Союза (ТАСС) РОСТА функционировало как информационное агентство РСФСР. В марте 1935 г. РОСТА было ликвидировано, а его функции переданы ТАСС. Деятельность этого органа строго контролиро-валась. Получая указания о том, какую именно информацию необходимо передавать, они обязаны были опубликовать её.
Со временем деятельность информационного агентства менялась. С 1925 года оно получило новое название — Телеграфное агентство Совет-ского Союза.
В 1961 году было создано информационное агентство АПН (Агентство печати «Новости»). Его статус был негосударственным. Агентство готовило для различных издательств СССР и зарубежных стран репортажи, очерки, обзоры, беседы, сведения о внутренней и внешней по-литике СССР, культурной жизни советского народа. Были и материалы, отражавшие точку зрения советской общественности на важнейшие собы-тия внутренней и международной жизни.
Изменения на рынке информационных агентств в России тесно связа-ны с основными направлениями структурных изменений в СМИ в целом. После 1985 года можно выделить несколько периодов в развитии прессы.
В период перестройки и гласности (1985-1987) в СМИ начались из-менения. Стала актуальной внутриполитическая тематика, что привело к резкому увеличению количества политизированных публикаций и пере-дач .
На втором этапе преобразований в российских СМИ (1987-1988 гг.) появились многочисленные официозные газеты и листовки, которые рас-пространялись по почте и продавались на улицах. В российской печати этот период стал настоящим «звездным часом» подпольной и самиздатов-ской прессы. Из-за всех этих событий незамеченным осталось появление первых частных информационных агентств. Но именно благодаря им была разрушена
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахмадулин Е. В., Овсепян Р. П. История отечественной журнали-стики ХХ века. – 2008.
2. В.А. Бирюков. Особенности производственной цепочки создания новости мультимедийными конвергентными СМИ // Сборник научных трудов по итогам II Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы менеджмента и экономики в России и за рубе-жом», г. Новосибирск, 10 февраля 2015 г. (сборник со статьями). – Ниж-ний Новгород: Инновационный центр развития образования и науки. – 2015.
3. Блокдва О. «Становление и роль информационных агентств». [электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2013/03/31/1413 (дата об-ращения 15.04.2018).
4. Большакова К. Ю. Место и роль информационных агентств новой России // Молодой ученый. - 2011.
5. Вартанова Е. Л., Вирен Г. В., Фролова Т. И. Типология информа-ционных агентств. //Вестник Московского университета// Серия 10. - № 3., 2013.
5. Кемарская И. Н. Телевизионный редактор / Кемарская И. Н. – М.: Аспект-пресс, 2009.
6. Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М. Н. Ким – СПБ: Изд. Михайлова В. А., 2004.
7. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. - М.: Ака-демический проспект, 2005.
8. Корконосенко С. Г. Журналистика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект-Пресс, 2009.
9. Матвеева Л. В. Психология телевизионной коммуникации / Л. В. Матвеева, Т. Я. Аникеева, Ю.В. Молчанова. – М.: РИП – холдинг, 2004.
10. Машкова, С. Интернет-журналистика: учеб. пособие / С. Машко-ва. — Тамбов, 2006.
11. Мировые тенденции медийной отрасли. // Журналист. - 2008. - № 7.
12. Погорелый Ю.А. Информационное агентство: стиль оперативных сообщений. - М., 2001.
13. Сандлер Ю., Туаева С., Андросов М. Работа журналиста в ин-формационном агентстве. // Национальный Открытый Университет «ИН-ТУИТ», 2016.
14. Сурнаев, И.В. Сетевые информационные агентства в структуре СМИ. // Москва: Лаборатория книги, 2011.
15. Средства массовой информации России / Под ред. Засурского Я.Н. - М.: Аспект-Пресс, 2010.
16. Тультаева И. В., Днепровская Н. В., Селетков С. Н. Мировые ин-формационные ресурсы и ресурсы знаний: учебно-практическое пособие. — СПб.: Питер, 2004.
17. Тертычный А.А. Жанры периодической печати / А. Тертычный. – М.: Оазис. – 2007.
18. Шкондин М.В. Системные характеристики СМИ // Средства мас-совой информации России: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Я.Н. За-сурского. М., 2010.