- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Проблемы правового образования в России
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Юриспруденция
34 страницы
31 источник
Добавлена 06.07.2023 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Общетеоретические аспекты правового образования 6
1.1 Понятие правового воспитания и его основные направления 6
1.2 Особенности и актуальность преподавания курса «Правоведение» в ВУЗе 17
Глава 2. Основные проблемы правового образования в России 21
2.1. Анализ проблем правового образования в России 21
2.2 Совершенствование правового образования в Российской Федерации 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Фрагмент для ознакомления 2
В современном глобализирующемся мире нередко отсутствует отчетливое осмысление того, зачем человеку нужно изучать правоведение. Задачей преподавателя является внесение ясности в этот вопрос. Эффективность освоения материала по данной учебной дисциплине соразмерна пониманию обучающимися важности и необходимости изучения основ права. Преподаватель также должен стремиться выработать отношение к праву как явлению необходимому, нуждающемуся в обязательном изучении и правильном применении в повседневной жизни.
Без системных правовых знаний в настоящее время не может обойтись ни один современный квалифицированный специалист.
Подготовка детей и молодежи в области права преследует достижение следующих целей:
-осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- формирование гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- развитие личности в конкретной области познания, направленное на формирование профессионального правосознания, социальной и правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
- усвоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов, требующих применения норм права;
- умение ориентироваться в государственной внутренней политике и внешнеполитических явлениях;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правового регулирования общественных отношений, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Знание законов и основ права способствует росту политической и трудовой активности личности, а также является одним из критериев правовой культуры человека, формированию толерантности. Высокой правовой культурой является умение применять нормы права, строго исполнять закон, уважение к праву, нетерпимость к нарушениям закона в любом виде. Правовая культура, кроме того, является составляющей духовной культуры человека.
Для преподавателей также является целью воспитание педагогических специальностей правового сознания как субъективного восприятия правовых явлений. Правосознание отдельного человека, то есть индивидуальное правовое сознание, - это личное отношение человека к праву, результат его ознакомления с действующим правом и практикой его претворения в жизнь. Высокое правосознание граждан является одной из важнейших предпосылок эффективного функционирования политической, экономической и культурной систем государства.
Выдвинутая проблема рассматривается через призму и идею права, через использование данных других наук, прежде всего - педагогики, социологии, политологии, философии, психологии и других.
Вышеуказанные доводы обосновывают актуальность рассматриваемой темы исследования.
Целью исследования является изучение и анализ проблемы правового образования в России.
Вышеуказанная цель исследования будет достигнута путем решения следующих задач:
1.Раскрыть понятие правового воспитания и его основные направления.
2. Выявить особенности и актуальность преподавания курса «Правоведение» в ВУЗе
3. Проанализировать проблемы правового образования в России.
4. Рассмотреть совершенствование правового образования в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с проблемами правового образования в России.
Предметом исследования является процесс правового образования в России.
В работе использовался метод теоретического анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в дальнейшем для развития отдельных проблемных положений и для поиска путей решений этих проблем.
Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросу правового образования на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общетеоретические аспекты правового образования
1.1 Понятие правового воспитания и его основные направления
Современный период развития российского общества характеризуется значительной трансформацией правовой культуры. Изменяются правовые ценности и установки (приоритет прав и свобод человека, утверждение принципа верховенства права и др.), возрастает роль различных видов юридической деятельности (например, правосудия), реформируется система юридического образования. Однако необходимый уровень социально-правовой активности, противодействия противоправной деятельности невозможен без высокого уровня правовой культуры преобладающей части населения.
Очевидно, что такой уровень может быть сформирован, в основном, посредством правового воспитания.
На это указывают и те государственные программы, которые утверждены нормативными правовыми актами различного уровня, в частности, «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденные Указом Президента РФ .
Перечисленные обстоятельства предопределяют необходимость изучения различных аспектов правового воспитания.
На наш взгляд, прежде всего, необходимо раскрыть методологические, базовые стороны правового воспитания .
Представляется, что при исследовании различных проблем правового воспитания следует иметь в виду те преобразования, которые привели к существенным изменениям в социальной жизни, в частности, пересмотру системы ценностей и нравственных основ правового поведения, реформе законодательства, эволюции правового статуса признанных субъектов правового воспитания и т. п.
Фрагмент для ознакомления 3
ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общетеоретические аспекты правового образования 6
1.1 Понятие правового воспитания и его основные направления 6
1.2 Особенности и актуальность преподавания курса «Правоведение» в ВУЗе 17
Глава 2. Основные проблемы правового образования в России 21
2.1. Анализ проблем правового образования в России 21
2.2 Совершенствование правового образования в Российской Федерации 25
Заключение 34
Список использованных источников 36
Введение
В современном глобализирующемся мире нередко отсутствует отчетливое осмысление того, зачем человеку нужно изучать правоведение. Задачей преподавателя является внесение ясности в этот вопрос. Эффективность освоения материала по данной учебной дисциплине соразмерна пониманию обучающимися важности и необходимости изучения основ права. Преподаватель также должен стремиться выработать отношение к праву как явлению необходимому, нуждающемуся в обязательном изучении и правильном применении в повседневной жизни.
Без системных правовых знаний в настоящее время не может обойтись ни один современный квалифицированный специалист.
Подготовка детей и молодежи в области права преследует достижение следующих целей:
-осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- формирование гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
- развитие личности в конкретной области познания, направленное на формирование профессионального правосознания, социальной и правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
- усвоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов, требующих применения норм права;
- умение ориентироваться в государственной внутренней политике и внешнеполитических явлениях;
- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере правового регулирования общественных отношений, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Знание законов и основ права способствует росту политической и трудовой активности личности, а также является одним из критериев правовой культуры человека, формированию толерантности. Высокой правовой культурой является умение применять нормы права, строго исполнять закон, уважение к праву, нетерпимость к нарушениям закона в любом виде. Правовая культура, кроме того, является составляющей духовной культуры человека.
Для преподавателей также является целью воспитание педагогических специальностей правового сознания как субъективного восприятия правовых явлений. Правосознание отдельного человека, то есть индивидуальное правовое сознание, - это личное отношение человека к праву, результат его ознакомления с действующим правом и практикой его претворения в жизнь. Высокое правосознание граждан является одной из важнейших предпосылок эффективного функционирования политической, экономической и культурной систем государства.
Выдвинутая проблема рассматривается через призму и идею права, через использование данных других наук, прежде всего - педагогики, социологии, политологии, философии, психологии и других.
Вышеуказанные доводы обосновывают актуальность рассматриваемой темы исследования.
Целью исследования является изучение и анализ проблемы правового образования в России.
Вышеуказанная цель исследования будет достигнута путем решения следующих задач:
1.Раскрыть понятие правового воспитания и его основные направления.
2. Выявить особенности и актуальность преподавания курса «Правоведение» в ВУЗе
3. Проанализировать проблемы правового образования в России.
4. Рассмотреть совершенствование правового образования в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с проблемами правового образования в России.
Предметом исследования является процесс правового образования в России.
В работе использовался метод теоретического анализа.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы могут быть использованы в дальнейшем для развития отдельных проблемных положений и для поиска путей решений этих проблем.
Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросу правового образования на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Общетеоретические аспекты правового образования
1.1 Понятие правового воспитания и его основные направления
Современный период развития российского общества характеризуется значительной трансформацией правовой культуры. Изменяются правовые ценности и установки (приоритет прав и свобод человека, утверждение принципа верховенства права и др.), возрастает роль различных видов юридической деятельности (например, правосудия), реформируется система юридического образования. Однако необходимый уровень социально-правовой активности, противодействия противоправной деятельности невозможен без высокого уровня правовой культуры преобладающей части населения.
Очевидно, что такой уровень может быть сформирован, в основном, посредством правового воспитания.
На это указывают и те государственные программы, которые утверждены нормативными правовыми актами различного уровня, в частности, «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденные Указом Президента РФ .
Перечисленные обстоятельства предопределяют необходимость изучения различных аспектов правового воспитания.
На наш взгляд, прежде всего, необходимо раскрыть методологические, базовые стороны правового воспитания .
Представляется, что при исследовании различных проблем правового воспитания следует иметь в виду те преобразования, которые привели к существенным изменениям в социальной жизни, в частности, пересмотру системы ценностей и нравственных основ правового поведения, реформе законодательства, эволюции правового статуса признанных субъектов правового воспитания и т. п.
Правовое воспитание является важнейшей задачей любого правового государства. Однако при осуществлении правовой восспитательной деятельности существует множество проблем, и потому государство должно направить свои силы на создание оптимальной стратегии по их устранению. Поэтому анализ проблем правового воспитания на данном этапе имеет огромную актуальность.
Характер правосознания определяет отношение личности к праву в целом. Правовое сознание передает юридическую реальность в форме правовых знаний, оценочных отношений к праву и практике его реализации. Говоря о правовом воспитании, иногда подразумевается целенаправленная деятельность по передаче юридического опыта, в целях формирования представлений, ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование норм права .
Правовое воспитание рассматривается как результат взаимодействия граждан, должностных лиц и государственных органов по поводу обмена правовой информацией.
Однако каждый гражданин для повышения уровня своей правовой культуры может заниматься самовоспитанием, то есть самостоятельным познанием правовой действительности и созданием собственного представления о праве.
Также рассматривают правовое воспитание как целенаправленную деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта от одного поколения к другому.
Однако право динамично, оно развивается вместе с обществом, создаются новые правовые институты. Итак, в приведенных позициях рассматривается правовое воспитание как процесс, деятельность, осуществляемая определенными субъектами.
Итак, в общем своем виде правовое воспитание является целенаправленной деятельностью субъектов, направленная на ь формирование высокого уровня правовой культуры, а также правового сознания граждан.
Имеются в научные литературы еще много дефиниций правового воспитания.
Следует отметить, что все определения правового воспитания сводятся к необходимости формирования у человека правовых идей, норм, принципов, которые представляют основные ценности мировой, а также национальной правовой культуры.
Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод: правовое воспитание – это формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к произволу, коррупции и т.д. .
Правовое воспитание – мероприятие, которое направлено на повышение у личности уровня правовых знаний, на реализацию этих знаний на практике, на повышение уважительного отношения к праву и достижение правомерного поведения.
Признаки правового воспитания:
- конкретная цель – повышения уровня правовой культуры;
- специфические задачи;
- выражается в различных формах;
- может осуществляться как самим гражданином, так и по отношению к нему другими субъектами;
- связано с общим состоянием права в обществе.
Правовое воспитание реализуется в определенных правовых формах, методах и средствах. Однако следует отметить, что среди исследователей нечеткого разграничения данных характеристик правового воспитания. Так авторы часто произвольно используют указанные термины и смешивают понятия «формы» и «средства» правового воспитания.
К примеру, С.А. Денисов в качестве средств правового воспитания выделяет обучение, пропаганду права, самообразование и юридическую практику.
О.Г. Шапиева использует дефиницию «формы нравственно-правового воспитания» и определяет их как «способы внешнего выражения деятельности субъектов нравственно-правового воспитания по воспитанию у личности уважения к праву и закону, строгого их исполнения, формирования высокого уровня нравственного и правового сознания, социально-активного поведения, а также высокой нравственно-правовой культуры» .
Другие авторы определяют формы правового воспитания как различные виды организационной деятельности государственных и общественных организаций, используемые в целях правового воспитания граждан или как способ связи различных элементов его содержания. Представляется, более удачным традиционный подход к понятию формы правового воспитания, под которым понимается способы внешнего выражения правовоспитательной деятельности.
Нет также единства и по поводу перечня форм правового воспитания.
По мнению В.П. Казимирчука и В.Н. Кудрявцева к формам правового воспитания относятся обучение, просвещение, пропаганда и правовое самовоспитание.
Также указанные выше виды форм правового воспитания часто дополняют таким важным элементом как юридическая практика.
Большинство исследователей выделяют три основные формы правового воспитания – правовая пропаганда, правовое обучение, организованная и контролируемая правовая практика.
Под правовой пропагандой понимают разновидность правового воспитания, содержание которой заключается в распространении и разъяснении в обществе правовых знаний, практики применения юридических норм в целях формирования у населения убежденности в целесообразности соблюдения законов.
Однако термин «пропаганда» часто воспринимается негативно и ассоциируется с агрессивным навязыванием часто далекой от истины информации. В том числе поэтому в исследовательской литературе часто используются такие близкие по содержанию с правовой пропагандой термины как «правовое просвещение» и «правовое информирование» .
Не менее важной формой правового воспитания является правовое обучение. Данный вид правового воспитания отличается от правовой пропаганды тем, что воспитатели и воспитуемые значительное время непосредственной взаимодействуют друг с другом. Этот единый правовоспитательный процесс основывается на логически выверенной программе. Он включает в себя не только теоретические, но и практические занятия.
Однако нет единства и в классификации средств правового воспитания.
Так, Русских В.В. разделяет средства правового воспитания на материальные (нормативно-правовые акты, акты применения норм права, газеты, журналы, популярная и художественная литература, кино, телевидение) и устные (лекции, беседы, семинары) .
А.С. Бондаревым выделено три вида основных средств воспитания%
-устные средства;
-печатные средства;
-виртуальные средства.
По мнению автора, устные средства опосредованы посредством технических устройств, таких как радио и телевидение, средства правовой пропаганды, куда следует отнести проведение лекций, бесед, консультации, или же ответы на вопросы, которые поступают в редакцию, парламентский час и так далее и имеют то преимущество перед непосредственными средствами, что они будут более мобильны, имеют возможность охватить большие массы обучаемых в одно время и также наименее будут затратными.
Следует отметить, что средства массовой информации не могут дать возможности в установлении диалога, так как присутствует однонаправленное действие на аудиторию, и, как следствие, те, кто обладает средствами коммуникации или же кто в средствах коммуникации работает, те и будут диктовать личные мысли, а также установки, свое мнение всем потребителям информации, лишенные возможности высказывать свое мнение, возразить или же спорить .
Частично выше обозначенный недостаток может восполняться с помощью виртуальных средств правового воспитания (прежде всего это Интернет и средства мобильной связи), позволяющие сочетать достоинства непосредственных устных форм с опосредованными.
Так с помощью Интернета не только можно активно использовать такие справочно-правовые системы как «Гарант», «Консультант-Плюс», но и общаться на различных правовых форумах, получать интернет-консультации. Следует отметить также, что средства виртуальной информации правового воспитания являются наиболее привлекательными для студенческой молодежи.
Некоторые авторы считают, что зачастую невозможно провести четкую линию между средствами и формами правовоспитательной деятельности, так как один и то же феномен может оказаться и средством, если его брать в отношении целей правового воспитания, и формой, если характеризовать его по отношению к содержанию правового воспитания .
В научных источниках отмечается, что от форм правового воспитания отграничивают его методы.
Так, А.С. Бондарев понимает под методами совокупность различных приемов и способов, при помощи которых субъект правовоспитание действует на объект, при этом побуждая объект развивать, а также совершенствовать свое правовое сознание и правомерную правовую практику .
Ряд научных исследований истолковывают метод как способ целенаправленного воздействия субъекта правовоспитания на правовое сознание и психику коллектива, группы или одной личности и относят к ним убеждение, принуждение, а также поощрение.
Мы считаем, что следует согласиться с вышеуказанными мнениями, что убеждение – основной метод правового воспитания.
Имеется и иной взгляд на классификацию методов. Так, например, ряд авторов выделяют информационный просветительный метод, который непосредственно направлен на приобретения обучающимися основных правовых знаний, а также информации; ориентационный деятельностный метод, который развивает правовую активность личности и формируют ценностные и правовые мотивы поведения; методы, обращенные на развитие у личности оценочной деятельности .
Итак, под формами воспитания понимаются способы внешнего выражения правовой воспитательной деятельности. К основным формам правового воспитания относятся правовая пропаганда (правовое просвещение), правовое обучение и правовая практика. На данном этапе общественного развития ведущими средствами правового воспитания несовершеннолетних постепенно становятся (не умаляя значения устных и печатных средств) виртуальные средства, а основным методом – метод убеждения.
Правовое воспитание будет неразрывно связано, а также реализуется посредством правового образования – непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, не что иное, как воспитательный эффект.
Процесс правового воспитания имеет самостоятельную цель, специфику методов их достижения и различных организационных форм. Само правовое воспитания представлена многоцелевой деятельностью, которая предполагает присутствие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих, а также устных.
Цель может конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, применяемых форм и средств данной деятельности .
Правовое воспитание реализовывается непосредственно действующим правом, так как правовые акты функционируют в социуме, регулируют поведение личности и объективно оказывают воздействие на мысли, эмоции, волю и разум людей. Воспитательное влияние права на членов общества заложено в самой сути права. Законодателем при определении норм права, органами государства, которые непосредственно осуществляют реализацию норм права, следует учитывать их воспитательное предназначение.
Правовое воспитание, как уже отмечалось в работе выше, представлено сложным и многообразным процессом. Наряду с иными формами воспитания оно обращено главным образом на укрепление правовой идеологии, правовой психологии, правовой культуры, на соблюдение определенных правил поведения, уважение личности, его основных прав и свобод.
Приобретение правового воспитания подразумевает процесс, осуществление которого возможно, только в обусловленный период жизнедеятельности человека. При наличии недостатка воспитания в определенном временном промежутке, в дальнейшем его получение будет затруднительным, и это обуславливается возрастными особенностями человека, когда все основные психические процессы становятся, наименее восприимчивыми к внешнему влиянию в форме воспитания.
Итак, правовая воспитанность является надлежащим высоким уровнем правового сознания, что проявляется не только в законопослушании, но и в правовой активности личности. В наиболее полном и наиболее эффективном применение правовых средств в практической деятельности.
Также, правовую воспитанность следует разбирать с точки зрения сформированности отношения человека к нормам права и закону как к ценностям.
Специфика правовой воспитанности заключена в том, что она не может сосуществовать без определенных правовых знаний. Следует отметить, что для того чтобы реализовывать правовые предписания, нужен минимальный уровень информированности о нормах права. Из этого следует связь правовой воспитанности с правовой обучаемостью человека.
Следует выделить ряд компонентов правовой воспитанности:
1. Когнитивный, который включает определенный запас правовых знаний (к примеру, старшеклассники знаю нормы права, свои права и обязанности, а в идеале – испытывают потребность в правовых знаниях).
2. Эмоционально-оценочный, который характеризует отношение к праву и проявляется в присутствии внутренней убежденности функционировать в соответствии с установленными правовыми нормами, а также формирует отношение к закону как к ценности.
3. Поведенческий, который проявляется в умении применить правовые знания, в реализации правового поведения, в выполнении своих обязанностей и в адекватном отстаивании своих прав.
Вышеуказанные компоненты будут находиться в непрерывной взаимной связи. При отсутствии хотя бы одного из них нельзя говорить о правовой воспитанности в полной мере.
Существует также деление критериев воспитанности на: жесткие и мягкие.
Под жесткими критериями следует понимать статистические показатели, которые характеризуются в основном поведение человека:
-число совершаемых правовых нарушений;
-количество людей, отбывающих наказание;
-темпы распространения курения, алкоголизации населения, наркомании и т. п.
Мягкие критерии – это полнота и разносторонность правовых знаний, потребность в усвоении этих знаний, личное эмоциональное отношение к праву, а также духовная убежденность личности самого человека функционировать в соответствие с правовым предписанием.
Здесь надо отметить, что уровень правовой воспитанности – это не только знание и понимание необходимости исполнять правовые предписания. Это положения правового сознания граждан, а также уровень их правовой культуры, подготовленность к противоправному или правомерному поведению.
Итак, следует отметить, что правовая воспитанность – это так называемый уровень воспитания человека, который может проявляться в целостности правовых познаний, предписаний, взглядов и настоящего поведения. Правовая воспитанность -это компонент так сказать общей воспитанности гражданина и которая неразрывно связывается с иными мерилами формирования личности.
Обратим внимание также, что обнаружение уровня правовой воспитанности граждан будет довольно трудной задачей, так как требуется более глубокое и всестороннее изучение личности обучающихся, особенностей его самосознания, а также и поведения.
Изучение правовой воспитанности проводиться по 3-м направлениям согласно указанным ниже критериям:
- когнитивный компонент исследуется при помощи: тестовых заданий, которые включаются вопросы, касающиеся знанию норм права; целенаправленные беседы (анкетирование) в целях выявления знаний о личных правах и обязанностях;
-эмоциональный оценочный компонент изучают при помощи тестов и опросников, которые непосредственно раскрывают особенности личностного развития, основных ценностных ориентаций; выявляющие уровень формирования правового сознания, готовность личности к совершению незаконных действий;
-осуществление диагностики поведенческого компонента посредством наблюдения за реальным поведением личности, беседы с родителями, законными представителями (в данном случае когда личность является несовершеннолетним) или же педагогами, а также посредством учета статических данных, которые будут характеризовать поведение определенной личности .
Таким образом, вышесказанное позволяет отметить, что правовое воспитание является передачей, накоплением и усвоением познаний основных принципов, а также норм права, воспитание соответственных взглядов на право и на практику реализации права, на умение грамотно применять при необходимости свои права, не преступать запреты, а также исполнять свои обязанности.
1.2 Особенности и актуальность преподавания курса «Правоведение» в ВУЗе
Современные концепции правового государства основываются на идеях таких исследователях, как Кант (1724-1804 гт.), Монтескье (1689-1755 гг.) и иных европейских просветителей 18-го и 19-го веков., таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Еще в Древней Греции античные мыслители – Сократ, Платон, Аристотель – сделали первые шаги по созданию учения о правовом государстве. Они высказали идею о верховенстве закона.
Так, к примеру, Аристотель отмечал, что «там, где отсутствует власть закона, нет места и какой либо форме государственного строя» , что закон должен властвовать над всем. Следует сказать, что жить в правовом государстве означает подчиняться нормам и принципам права, господству закона. Построение правового государства невозможно без уважения к его законам.
В связи с вышесказанным, каждый гражданин своей страны должен быть юридически грамотным, образованным, изучать и понимать свои права, а также обязанности, уметь все это использовать при необходимости.
Присутствие правовой культуры полагает не только существование у гражданина информации о законодательстве, а также принципах и нормах права, но и присутствие внутренней надобности неукоснительного соблюдения требований законодательства. Воспитание корректного отношения к праву осуществляется только при присутствии особых благоприятных условий, таких как: уровень общей культуры, традиций, воспитания, что направлено на недопущение враждебного отношения к праву.
Значительные недостатки в правовом воспитании в учебных заведениях, мало результативная деятельность по вопросам профилактики правового нигилизма в значительной степени приводят к неуважительному отношению студенческой молодежи к праву, к несостоятельности современных образовательных учреждений в формировании у студенческой молодежи высокой правовой культуры.
Итак, собственно с выше обозначенной целью установлена в учебных заведениях страны дисциплина «Правоведение».
Целью правоведения является предоставить первичные представления о государственных правовых явлениях; формулировать базовые юридические дефиниции и основные понятия, с которыми может столкнуться человек в повседневной жизни или же в профессиональной деятельности.
Данная дисциплина – одна из обязательной для юридических и неюридических специальностей согласно с ФГОС – 3. Введение этой дисциплины в общий образовательный стандарт подтверждает актуальность преподавания данной дисциплины, что, в свою очередь, обусловливается стремлением к формированию правовой культуры у занимающихся и уважения к законам и иным нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Работа с различными источниками правовой информации является одним из важных методов обучения.
Основные из них:
- конспектирование правовой информации;
- составление плана необходимого правового текста. План бывает сложным или простым. Для составления плана надо после прочтения основного текста, далее разбить план на части, затем озаглавить каждую необходимую часть;
- тезисы – это так называемое краткое описание основных мыслей изученного или же прослушанного правового документа или материала;
- цитирование - это дословное написание выдержки из основного текса. Обязательным условием является указание выходных данных, таких как: данные автора, полное название издания, издательство, год издания, страницы;
- аннотация – это краткое изложение основного содержания прочитанного текса без потери его смысла;
- рецензирование − написания краткого отзыва с основным выражением личного отношения о прочитанном материале;
- составление формально-логической модели − словесно-схематического изображения прочитанного материала;
- составление тематического тезауруса − упорядоченного комплекса базовых правовых понятий по разделу, теме;
- составление матрицы правовых идей – это сравнительные характеристики однородных предметов, или же явлений в трудах различных авторов.
Системный подход российского образования с помощью правовых дисциплин, предназначен для удовлетворения потребности обучающихся в квалификации значительного уровня и обеспеченности их конкурентоспособности в области трудовой деятельности, необходимости информирования о положении на рынке труда и основных прав в этой сфере, готовности специалистов в умении самостоятельно с правовыми средствами решать конфликтные ситуации .
Вывод по главе 1.
Таким образом, можно сделать следующий вывод.
Целью преподавания права является формирование положительного ориентированного правосознания (система юридических познаний, умений, навыков, а также ценностных ориентаций и правовых установок, которые регулируют поведение человека в юридически важных ситуациях).
Основное содержание курса правовых дисциплин базируется на концептуальных подходах естественных неотчуждаемых прав гражданина и подключает знания правового положения человека в социуме, знания отдельных отраслей права и законодательства, которые прямо связаны с профессиональной деятельностью.
Право является важнейшим достижением достижение человеческой цивилизации, которое возникло еще в древности и в течение длительного времени влияет и будет всегда воздействовать на жизнедеятельность общества в целом и каждого человека в частности.
Глава 2. Основные проблемы правового образования в России
2.1. Анализ проблем правового образования в России
Смысл правового государства раскрывается в статьях 1 и 2 Конституции РФ , в соответствие с которой Российская Федерация является демократическим федеральным правовым государством с республиканской формой правления; гражданин, его права и свободы – высшая ценность, a признание, соблюдение и защита прав и свобод личность представляет собой обязанность государства.
«Право знать право» – в настоящее время это утверждение имеет аксиоматический характер.
Следует здесь отметить, что правовой нигилизм затруднительно назвать редким явлением в нашей стране. В связи с этим возрастает необходимость рассматривать образовательную организацию как центр воспитательной работы. На современную школу возложена задача не только обучать, но и организовывать мероприятия, досуг воспитательной направленности для обучающихся. Целевая аудитория мероприятий – дети и подростки, а также родители (законные представители). Одна из приоритетных задач образовательной организации – научить учащихся следовать закону в повседневной жизни.
Однако большинство граждан отличаются правовой безграмотностью, не интересуются динамикой законотворческого процесса или не имеют возможности следить за развитием законодательства, в результате чего у большинства граждан должным образом не формируется правопонимание и правосознание. Поэтому правовое просвещение целесообразно реализовывать в отношении не только обучающихся, но и их родителей (законных представителей)
Высшее образование полагает подготовить профессионалов для различных сфер науки и техники. Выпускники высших учебных заведений становятся не только квалифицированными работниками, но и выполняют социальные функции: взаимодействуют с другими людьми, они должны уметь работать в команде, уметь слышать мнение других людей, избегать конфликтных ситуаций, находить компромисс.
Анализируя ФГОС ВПО по разным направлениям подготовки бакалавров, магистров, специалистов, можно отметить, что все стандарты в обязательно порядке имеются в списке компетенций те, которые направлены на формирования конструктивного, без конфликтного взаимного действия с другими людьми, умение толерантно относится к мнению других, что подтверждает важность формирования толерантности у студентов.
Это соответствует и закону РФ «Об образовании» , где в гл. II с. 14, п. 4 указывается, что содержание образования должно «содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».
Понятие «правовое образование» в словаре-справочнике Л.П. Куракова трактуется как совокупность правового воспитания и обучения праву. Сущность правового воспитания состоит в формировании правовых установок, отношений, мотивов деятельности в сфере, регулируемой правом. С помощью правового воспитания у человека развивается чувство уважения к праву, привычка соблюдать законы без каких-либо отклонений, уважение к государству, как к стабилизирующему общество феномену, стремление содействовать государственным органам и общественным организациям в укреплении законности и правопорядка.
С помощью правового обучения пополняются знания права, его норм и принципов; глубокие знания способствуют укреплению положительного отношения к праву, законам, необходимости их выполнения .
О.С. Демко на основании проведенного ей исследования делает вывод о том, что правовому обучению как необходимому компоненту образовательного процесса не уделяется должного внимания.
В большинстве учебных заведений правоведение изучается только в 9 классе, а в старшем звене основы правовых знаний изучаются в курсе обществознания всего лишь в количестве нескольких (2-3) уроков .
Как мы предполагаем, в российских ВУЗах и ССУЗах на многих специальностях правовым дисциплинам также уделяется слишком мало внимания.
Одной из проблем правового образования является отсутствие единого понимания дефиниции «право».
Так, плюрализм подходов к правопониманию представляет определенную проблему в преподавании юридических дисциплин.
В частности, сторонники политологического подхода к праву обращают внимание на изучение права как политического института. В этом случае приоритет в первую очередь отдается изучению государства и основ конституционного строя.
Мы полагаем, что данный подход к преподаванию дисциплины «Право» нельзя считать оптимальным, так как при данном рассмотрении конституционного права почти неизученными будут оставаться в стороне такие отрасли права, как гражданское, семейное и трудовое право.
Далее, сторонники социологического подхода акцентируют внимание на изучении «живого права», т.е. системы правовых отношений, поведения личности в области права. Данный подход характеризуется моделированием различных социальных ситуаций и их активным обсуждением. Нередко преподаватели-сторонники данного подхода делают уклон в сторону изучения неоднозначных социальных вопросов, по поводу которых в обществе нет единого мнения.
Мы полагаем, что оптимальным является гармоничное сочетание указанных подходов к пониманию и преподаванию права. Использование же только одного или двух подходов зачастую не позволяет достичь необходимого уровня правовой подготовки студентов неюридических профилей подготовки ВУЗов.
Так, если провести анализ учебных планов образовательных учреждений неюридических направлений и профилей, то можно выявить следующую проблему в преподавании правовых дисциплин:
- недостаточное количество времени для их освоения.
При этом перечень требований к студенту по окончании изучения этой дисциплины является достаточно широким и включает в себя знание основных положений Конституции РФ, наличие представления об основных отраслях права РФ и др.
В связи с этим становится актуальным вопрос об отборе преподавателем высшей школы более эффективных форм и методов работы.
В работе Е.А. Певцовой утверждается, что «преподаватель права – один из важных субъектов обучающего процесса, от которого зависит, насколько грамотно и верно будет организовано правовое обучение и воспитание» .
Основным источником проблем правовой сознательности является относительно недавно появившиеся в российском обществе неуважение к власти, законам и праву, а также несвоевременное принятие мер по пресечению подобных случаев нарушений. Для ликвидации нигилистических настроений необходимо проводить пропагандистскую работу по защите личности от негативного информационно-психологического воздействия и профилактики правонарушений.
2.2 Совершенствование правового образования в Российской Федерации
Необходимость повышения уровня правового образования вызвана высоким значением роли права, законности в условиях совершенствования правовой основы жизни общества. Состояние правопорядка, развитие демократии оказывают огромное влияние на уровень правосознания и политической активности граждан. Обсуждение. На наш взгляд, проблему правового образования в России необходимо рассматривать в историческом контексте.
Важно понять, какие правовые условия складываются сегодня в российском обществе и как обучение праву должно соотноситься с проявляющимися в этой ситуации процессами. В качестве субъектов правового воспитания могут выступать государственные институты, учреждения, чиновники, сотрудники государственного аппарата, правоохранительных органов, юристы, а также преподаватели правовых дисциплин школ, колледжей, вузов.
Успех правового воспитания в России во многом зависит от компетентности, профессионализма, культуры и образованности субъектов правового воспитания .
Мы считаем, что для решения проблемы угрожающе низкого уровня правового образования российской молодежи необходимо комплексное системное воздействие на российскую молодежь с целью повысить ее правовой потенциал до приемлемого с точки зрения формирования правового государства уровня.
Для этого в первую очередь следует выделить правовое воспитание молодежи в качестве одного из приоритетов государственной молодежной политики.
В проекте Стратегии развития молодежи России до 2025 года такого направления не предусмотрено, хотя и имеется направление «Профилактика правонарушений среди молодежи», в рамках которого предлагается «преодоление правого нигилизма», но основной упор сделан на профилактику правонарушений, а также направление «Формирование духовно-нравственных ценностей и гражданской культуры молодежи», в рамках которого для молодежи предусмотрено «изучение правовой и государственной систем Российской Федерации» .
Однако, на наш взгляд, профилактике правонарушений среди молодежи в немалой степени поспособствует целенаправленное системное повышение ее правового потенциала, а изучение правовой системы РФ - это только первый шаг на пути развития этого потенциала, а самые важные, по нашему мнению, шаги, которые обязательно должны за ним последовать - это развитие навыков реализации права и развитие гражданской ответственности, проявляемой путем предотвращения правонарушений другими лицами и информирования правоохранительных органов об уже совершенных правонарушениях.
Поскольку наиболее системно развитие потенциала российской молодежи осуществляется в процессе получения ею образования, то именно в среде образования мы считаем необходимым активизацию усилий по совершенствованию процесса развития правового потенциала молодежи.
Увеличение часов правовых дисциплин является самым очевидным выходом, но ничто не дает нам оснований считать это наиболее рациональным.
Мы полагаем, что следует в первую очередь стремиться не к количеству (часов правовых дисциплин), а к качеству образовательного процесса, направленного на повышение правовогооо образования.
Юридическое образование представляет собой достаточно сложную и многогранную систему деятельности, в которой важная роль отводится образовательным учреждениям. На начальном этапе они формируют личность человека. Поэтому чрезвычайно важно заложить основы правового сознания, уважения к закону, соблюдения норм, установленных в обществе, в юношеском возрасте. Несомненно, большинство правовых ценностей реализуются человеком на протяжении всей его жизни, но основы заложены школой, которая выступает в качестве одного из важнейших предметов правового воспитания.
Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый знал и уважал закон, механизмы реализации своих прав и был в состоянии защищать свои права в конкретных ситуациях.
Правильно организованное распространение правовых знаний, нравственно-правовое воспитание граждан во многом позволит избежать появления правонарушений и преступлений. Однако не следует забывать о главной роли семьи, где заложен фундамент общей человеческой культуры, что все, и хорошее, и плохое, начинается с человека. Для того чтобы ребенок осознал ценность как своих прав и свобод, ему необходимо объяснить, как они реализуются в повседневной жизни.
Для выполнения этих требований необходимо поднять содержание юридического образования в школе на качественно иной уровень, переосмыслить его структуру, формы и методы работы. И эта работа требует серьезной подготовки, она должна быть систематической и кропотливой. Прежде всего, необходимо обеспечить активное участие учителей. Большое профилактическое значение имеет правовое просвещение и нравственно-правовое воспитание несовершеннолетних, склонных к совершению правонарушений. Необходимо сформировать в их сознании понимание того, что совершение правонарушений влечет за собой неизбежность юридической ответственности, включая возможное применение жестких санкций. Для того чтобы заинтересовать подрастающее поколение в правовой жизни общества, нужно внедрять любые новшества в школьные программы, организовывать юридические круги во внеклассное время, а также интерес школьников к закону, уделяя особое внимание интересующим их вопросам.
В целях правового воспитания населения в духе уважения к закону в школьную программу введены предметы "Обществоведение" и "Основы права". Решению данной проблемы будет способствовать введение в образовательную программу образовательных или факультативных курсов, направленных на морально-нравственное и личностное, духовно-патриотическое развитие личности, в том числе привитие уважения к закону и желания действовать законно и добросовестно.
Такие учебные программы должны быть введены в обязательные курсы общеобразовательных школ, профессиональных средних и высших учебных заведений с учетом специфики учебного заведения и возраста учащихся. Следует отметить, что СМИ играют очень важную роль в правовом просвещении, которое через их механизмы (обсуждение правовых вопросов на телевидении, дискуссии в сфере политических и правовых отношений) оказывают положительное влияние на формирование правовой культуры всего российского общества. Кроме того, используются и другие методы массовой юридической работы: лекции по юридической работе, юридические олимпиады, научные конференции, викторины и многие другие виды мероприятий.
Требуется институциализация во всей системе правового и юридического образования современного дистанционного обучения. Дистанционное обучение рассматривается как часть общего учебного процесса. Приобретение знаний «лицом к лицу» остается жизненно важным для социализации детей и молодежи, особенно в детстве, при получении начального и среднего образования. Дистанционное образование – прерогатива высшего профессионального и послевузовского образования, особенно в целях непрерывного образования в течение всей жизни.
Государственные институты правовой информации, общественные и политические организации, средства массовой информации осуществляют правовую информацию, которая способствует ознакомлению общества с действующим законодательством, умению применять нормы права на практике, умению использовать механизмы защиты нарушенных прав, формированию определенных позитивных установок у населения. Такая информация предоставляется с использованием различных механизмов - через предоставление квалифицированной юридической помощи гражданам через юридические консультации на юридических факультетах высших учебных заведений, юридических фирм, юридических консультационных фирм, изданную юридическую литературу, устные беседы в рамках различных видов деятельности.
Различные государственные структуры путем правового просвещения граждан должны стремиться к созданию необходимых условий для беспрепятственного удовлетворения жизненно важных потребностей каждого человека в знании действующего законодательства, в развитии устойчивого чувства уважения к закону.
В свою очередь, важно знакомить население с образцами и идеалами, правовым опытом и традициями тех стран, где уровень правовой культуры и защиты личности выше, чем в России, где существует стабильное законодательство, традиции уважения закона и ответственности перед законом, правовая культура пронизана всеми структурами государственного и общественного механизма.
В современном обществе актуализируется проблема цифровизации. Данную систему следует рассматривать гораздо шире, чем современные технологии. Цифровизация затрагивает все аспекты современного общества, в том числе и правового образования. С цифровизацией меняется подход к профессиональной подготовке. Меняются и требования к профессионализму. Современный специалист должен быть сведущим в плане цифровизации на всех возможных уровнях.
Для поиска возможностей повышения эффективности развития правового потенциала, обучающихся в рамках образовательного процесса следует, на наш взгляд, проанализировать российский опыт применения образовательных технологий развития правового образования.
В. А. Егорченкова и В. А. Новиков утверждают, что созданные учебные правовые ситуации, которые смоделированы на основании непосредственной деятельности школьников с применением нормативно-правовых документов на таких уроках, как история, экономика, ОБЖ, уроках литературы дают возможность воспитывать школьников с социально активным поведением.
Правовое воспитание в настоящее время, это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого правового сознания, чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов своей страны.
Истинное современное образование состоит в воспитании у обучающихся любви к Родине и ее культурному наследию. В этом аспекте большую роль играет изучение истории своей страны, ее традиций, передача опыта старшего поколения, сохранение и развитие семейных ценностей.
В процессе преподавания гуманитарных дисциплин, прежде всего таких, как история, философия, социология, религиоведение, а также внеучебных мероприятий патриотической направленности формируются и развиваются мировоззренческие установки обучающихся, духовно-нравственная культура личности, их отношения к патриотизму как социально значимой ценности и восприятия сущности содержания этого понятия в общественном сознании.
А из этого следует, возможности подготовить школьника как активного проводника в жизнь современной правовой политики, организатора и участника решений, текущих, а также перспективных задач укрепления правовой основы страны, защитника личности, прав и свобод личности, его собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного правопорядка, мира и безопасности людей.
Внеурочная деятельность школьников в рамках вариативной части разработанного учебного плана, а также системы дополнительного образования, реализуемая в школе:
- путем кружковой работы в неурочное время в 6-7 классах;
-факультативных занятий в 8-9 классах, с привлечением современного потенциала музейной педагогики в 1-11 классах в таких формах, как проектно-исследовательская, экскурсионная, игровая деятельность, практическая работа учащихся с нормативно-правовыми документами, периодической печатью, материалами сети Интернет является логическим продолжением главных направлений правового просвещения, которые реализуются на уроках.
Повышение общей и правовой культуры граждан является одним из главных путей преодоления правового нигилизма.
Необходима модернизация законотворчества. Повсеместная профилактическая работа в области правовых нарушений, и массовое просвещение, и правовое воспитание населения так же являются одним из путей преодоления правового нигилизма .
В настоящее время активно осуществляется взаимная связь юридического образования в системе «общеобразовательная школа -ВУЗ» посредством государственной поддержки, которая осуществляет профессиональную ориентацию студенческой молодежи, направленную на видоизменение отношения родителей и детей, молодежи к различным профессиям, наиболее сложным и перспективным наукоемким современным специальностям. В данный момент времени время созданы и с успехом функционируют правовые школы для детей школьного возраста на базе многих ведущих ВУЗов России. Появились яркие творческие коллективы педагогов в таких городах, как Брянск, Самара, Красноярск, а также успешно развивается система дополнительного правового образования.
Постоянно проводятся научные олимпиады по праву, правовые школы в период каникул школьников . В связи с этим появилось много направлений, концепций правового обучения и воспитания детей школьного возраста, которые могут не только спорить и дополнять друг друга, но и дозволяют оптимально совмещать научно обоснованное содержание методически разработанных процессов передачи и усвоения научных правовых знаний и результатов в форме умения систематически пополнять знания, пользоваться ими в инновационном, гуманистически ориентированном режиме.
Двадцать четвертого февраля президент РФ Владимир Владимирович Путин объявил о проведении специальной военной операции по защите Донбасса. По его словам, целями СВО являются демилитаризация и денацификация Украины. В поправках к ФГОС в перечень требуемых от детей школьного возраста знаний указаны спецоперация и воссоединение Крыма с Россией. В ранее опубликованной примерной программе было предложено изучать признание ДНР и ЛНР. Минпросвещением подготовлены поправки в ФГОС среднего общего образования, в соответствие с которыми школьники в программе по истории будут изучать специальную военную операцию на Украине .
Вывод по главе 2.
Подводя итог, необходимо отметить, что в целом, стратегические цели инновационного развития могут быть достигнуты через эффективную работу региональных систем профессионального образования на перспективные потребности территориально-отраслевых учреждений. Реализация данных инициатив позволит осуществить масштабную модернизацию профессионального образования субъектов Российской Федерации в соответствии с потребностями и возможностями конкретных регионов, сохранив единые принципы организации и функционирования системы образования в стране
Заключение
В ходе проведенного исследования были получены следующие выводы.
Под правовым воспитанием подразумевается процесс передачи, накопления и усвоения знаний принципов и норм права, а также формирование соответственного отношения личности к праву и практике его осуществления, умение применить свои права, соблюдать запреты и исполнять свои обязанности.
Правовая воспитанность является надлежащим, высоким уровнем правового сознания, что проявляется не только в законопослушании, но и в правовой активности личности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности.
Правовая воспитанность состоит из трех компонентов: когнитивного, включающего запас правовых знаний, эмоционально-оценочного, формирующего отношение к закону как к ценности и поведенческого, проявляющегося в умении использовать правовые знания, реализации правового поведения.
Цель преподавания - формирования положительно ориентированного правового сознания будущих специалистов (системы юридических знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, правовых установок, регулирующих поведение личности в юридически значимых ситуациях).
Оптимизация преподавания правовых дисциплин в неюридическом вузе может быть достигнута в процессе использования информационных компьютерных технологий и оригинальных учебно-профессиональных заданий.
Право - это важное достижение человеческой цивилизации, которое возникло еще в древности и в течение длительного времени влияет, и будет влиять на жизнь общества в целом и каждого человека в частности.
В качестве педагогических рекомендаций по совершенствованию процесса преподавания дисциплины «Правоведение» в учебных заведениях можно выделить следующие:
- в ходе преподавания главный упор следует делать на правовую воспитательную работу с занимающимися: на формирование у занимающихся уважительного отношения к праву;
- стимулировать в процессе обучения к приобретению социально-профессионального опыта в период обучения, для чего следует увеличить долю активных форм обучения. Так традиционные лекции, а также практические занятия следует сочетать с различными тематическими дискуссиями, деловыми играми, учебно-практическими конференциями, а также решением практических задач;
- необходимо наиболее тесно увязывать преподавание права со специализацией, правовыми вопросами, решаемыми в ходе будущей профессиональной деятельности занимающихся.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
Научная литература
3. Адаева О.В. Основные формы правового воспитания в современной России: теоретические и практические аспекты // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6. С. 98.
4. Адаева О.В. Значение правового просвещения в правовоспитательном процессе как средства борьбы с правовым нигилизмом [Текст] / О.В. Адаева, Н.С. Картыгин // Вопросы современной юриспруденции. – 2016. – № 6 (57). С. 107–111.
5. Бондарев А.С. Правовая пропаганда и обучение формы правового воспитания: понятие и средства воздействия // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. № 1. С. 18.
6. Борискина К.Г. Правовое воспитание молодежи // Universum: экономика и юриспруденция. 2015. № 4 (15). С. 3.
7. Бурнашев Г.А. Проблемы правового воспитания на современном этапе // Молодой ученый. 2018. №48. С. 118.
8. Володина Е.С. Правовое воспитание как фактор формирования правовой культуры // Теория и практика современной науки. 2016. № 5 (11). С. 195.
9. В школьный курс истории предложили включить военную операцию на Украине [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.rbc.ru/society/23/06/2022/62b47b5a9a794735c31d52fb (Дата обращения: 03.03.2022)
10. Григорьева О.В., Наумова А.Н. Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного процесса // Молодой ученый. 2014. №4. С. 816.
11. Демко О. С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. канд. соц. наук [Электронный ресурс] // BookReader: поиск книг и журналов. - Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=652039 (дата обращения 02.03.2023)
12. Денисов С. А. Теория государства и права: конспект авторских лекций. Тюмень: Издательский дом «Вильямс», 2000. С. 7.
13. Егорченкова В. А., Новиков В. А. Правовой потенциал урочной и внеурочной деятельности учащихся в рамках школьного правового пространства // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624643/ дата обращения: 03.03.2023).
14. Зубова Я.В. Актуальные проблемы правового образования /Я.В. Зубова, Н.С. Пичко //Материалы ежегодной международной заочной научно-практической конференции. 2021. №2. С.57.
15. Казимирчук В.П. Современная социология права: учебник для вузов. / В.Н. Кудрявцев, В.П. Казимирчук. М.: Юристъ, 2015. - С. 113.
16. Каландаришвили, З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: диссертация ... канд. юрид. наук: спец. 12.00.01. Ростов на Дону, 2003. С. 139.
17. Корнев А.В. Проблемы истории, методологии и теории юридической науки: монография. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. С. 148.
18. Кропанева Е.М. Теория и методика обучения праву: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2016. С. 28.
19. Крутиков М.Ю. Правовое воспитание в системе правовой социализации в условиях современной России // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2013. № 3-1. С. 200.
20. Лукаш О. А. Использование кейс-метода в процессе формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки . 2011. №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-keys-metoda-v-protsesse-formirovaniya-pravovoykompetentnosti-studentov-kolledzha-kultury (дата обращения: 30.01.2014)
21. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М.: Норма : ИНФРА-М, 2019. С. 17.
22. Осипов Р. А. Правовое информирование: понятие и соотношение со смежными категориями // Вестник СГЮА. 2015. №3 (104). С. 29.
23. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан: утверждены Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168 // Российская газета. № 151. 14.07.2011.
24. Основы преподавания права: учебное пособие / под ред. Ю.В. Овчинниковой. Владимир, 2014. 228 с.
25. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву: учебник / Е.А. Певцова. – М.: ВЛАДОС, 2003. 400 с. – Текст непосредственный.
26. Проект Стратегии развития молодежи России до 2025 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/upload/iblock/69d/131225_ wmfpel%20huwvzqobf.pdf (дата обращения: 03.03.2023).
27. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс: учебник. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. 328 с.
28. Туарменская А.В. Проблема формирования толерантности у студентов // Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск: Издательство: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 37.
29. Управление образованием: организационно-правовые основы: учебное пособие / под ред. Т.Н. Трошкиной. М.: ФЦОЗ, 2015. С. 48.
30. Худойкина Т.В. Практико-ориентированное обучение как форма правового воспитания в высших учебных заведениях // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 5-6 (47). С. 155.
31. Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа. Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков. 2004.856 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней