Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Эффективность любого обучения, в том числе и иностранным языкам, на неязыковых факультетах определяется умением студентов применять знания на практике. Главная задача преподавателя – постараться построить занятие так, чтобы учащийся стал активным участником образовательного процесса.
Учитель организует познавательную самостоятельную деятельность учащихся и управляет ее, помогая ученикам выбрать приемы и формы обучения, которые соответствуют их особенностям и интересам. Для этого активизируется парная и групповая работа.
И групповая, и парная работа способствуют развитию всех четырех видов деятельности, повышают количество устной практики, сглаживают один из недостатков классно-урочной системы - невозможность дать каждому ученику достаточное количество практики. Помимо этого парная и групповая форма работы вносит разнообразие в ход урока и способствует мотивации.
Парная работа может быть использована для выполнения различных упражнений; это могут быть как языковые, условно-речевые, так и подлинно коммуникативные упражнения. Тем не менее, необходимо учитывать, что наиболее эффективной парная работа показала себя при выполнении упражнений по отработке языкового материала, в то время как процесс выполнения подлинно коммуникативных упражнений контролировать практически невозможно, что негативно влияет на конечный результат.
Работа в парах подразделяется на работу в закрытой и открытой паре. Сначала идет работа в открытой паре, а потом в закрытой. Преподаватель не может контролировать работу закрытой пары, ее состав не изменяется.
В открытой паре участники могут заменяться, преподаватель контролирует их речевую деятельность.
Актуальность данной проблемы заключается в поиске средств обучения, которые отвечали бы потребностям современного общества, формировали бы необходимые личностные качества, компенсировали недостатки классно-урочной системы. Также актуальность представляется нам в необходимости дополнения классно-урочной системы новыми методами работы, которые смогли бы повысить эффективность работы и отвечали бы специфике предмета иностранный язык, которая заключается в сочетании теоретического и практического аспектов языка.
В обучении иностранному языку нужно уделять внимание практической стороне, для чего необходима практика каждому ученику, парная и групповая форма работы увеличивают время говорения каждого ученика на уроке, реализуя при этом индивидуальный поход.
Объектом исследования выступает процесс обучения учащихся иностранному языку в среднем звене.
Предметом исследования является организация парной работы учащихся на уроке иностранного языка.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования групповой форм работы на уроках иностранного языка.
Для достижения данной цели были определены следующие задачи исследования:
• определить роль и место парной и групповой работы в учебной деятельности;
• раскрыть сущность понятия парной и групповой работы;
• рассмотреть виды парной и групповой работы на уроках иностранного языка;
• определить методические рекомендации по организации парной работы на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.
В ходе исследования нами были использованы теоретические методы (анализ литературы, анализ передового опыта).
Теоретическую основу исследования составили труды, связанные с организацией групповой и парной форм работы на уроках английского языка: И.Б. Акиншина. Е.Н. Дородных, Е.В. Зенина, Т.С. Ковалёвой, И.Т. Логинова, С.В. Малявина, Ю.Е. Никулушкина и т.д.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретический анализ роли и места парной формы работы на уроках иностранного языка
1.1 Роль и место парной работы в учебной деятельности
Учителя постоянно заботятся о том, как заинтересовать учеников своим предметом; как средствами учебного предмета развивать у учащихся важные человеческие качества: трудолюбие, любознательность, дисциплинированность, настойчивость в овладении знаниями. Это крайне необходимо для того, чтобы обучать любому предмету каждого из учеников, в том числе и английскому языку. Итак, учитель снова и снова задумывается над тем, как усовершенствовать учебно-воспитательный процесс, сделать каждый урок современным и эффективным.
Мысль о том, что уроки английского языка выделяются среди всех учебных предметов общеобразовательной школы, не требующая доказательств. Именно английский язык выполняет главную роль в формировании коммуникативных умений, мировоззрения, характера и личностных качеств учащихся [13].
Современный урок английского языка отмечается коммуникативной направленностью, предусматривающий речевую направленность обучения, функциональность, ситуативность, новизну, личностную ориентацию, коллективное взаимодействие в процессе обучения, моделирования. Следующим признаком современного урока английского языка являются функции учителя. Сотрудничество учителя и учащихся является признаком уроков английского языка. Связь «учитель-ученики» переходит от традиционной вертикальной модели к горизонтальной-интерактивной модели. Учитель организует познавательную самостоятельную деятельность учащихся и управляет ее, помогая ученикам выбрать приемы и формы обучения, которые соответствуют их особенностям и интересам. Для этого активизируется парная и групповая работа.
Основным на уроке является применение знаний в речи, что достигается комплексностью урока. Каждая доза языкового материала – грамматика, лексика, фонетика – должны обрабатываться во всех видах речевой деятельности в коммуникативных контекстах, чтобы ученики получали непосредственное понимание, как эти аспекты используются в речи. Иностранный язык, таким образом, возникает целью и средством обучения. Применение знаний свидетельствует об эффективности обучения, является основой для самопроверки, взаимопроверки, само- и взаимокоррекции. В процессе обратной связи происходит осмысление, запоминание нового учебного материала, осознание способов его применения. Таким образом, основное время урока, должно быть отдано активной продуктивной умственно речевой деятельности учащихся под руководством учителя [13, c. 122].
Одной из основных признаков современного урока является формирование личности ученика в условиях дифференцированного обучения, которое предусматривает организацию учебной деятельности учащихся с учетом их реальных возможностей.
Основным признаком современного урока является не передача готовых знаний от учителя к ученикам, а развитие личностных качеств ученика средствами творческой самостоятельной работы, развитие индивидуального стиля познавательной самостоятельной деятельности школьников.
Современный урок английского языка – это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый конкретный учитель определяет для себя те формы работы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, которой он отдает предпочтение в работе [8, c. 97]
В настоящее время, на уроках английского языка учителя, как правило, предпочтение отдают ролевым играм, интерактивным видам деятельности, мультимедийным технологиям, проектной работе и т.д. Необходимым условием для коммуникативных подходов изучения английского языка является создание благоприятных доверительных отношений между учителем и учениками.
Чтобы современный урок английского языка был эффективным и продуктивным учитель должен заинтересовать ученика. Интерес является мощным мотивом изучения английского языка, поэтому его нужно формировать и поддерживать всевозможными средствами. Заинтересовать учащихся можно содержанием изучаемого материала (лексический и грамматический материал, тексты), самой организацией обучения (разнообразие учебной деятельности, связь ее с жизнью, возможность применить знания на практике), самим лицом учителя (профессионализм, отношение к работе, к ученикам, знания учителем личности каждого ученика, яркость подачи материала, создание ситуаций успеха) [2, c. 24].
Обязанность учителя английского языка – постоянно совершенствовать свои уроки, чтобы они были современными и эффективными, находить резервы улучшение качества обучения, воспитания и развития учащихся.
Групповая и парная формы работы на сегодняшний день занимают особое место на уроках иностранного языка, имея ряд преимуществ перед фронтальной работой.
Основной целью данных видов работы является активное вовлечение всех учащихся в познавательную деятельность. В процессе такой работы ученики развивают навыки учебного сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, учатся правильно распределять роли в группе и паре, т.е. тем самым формируют коммуникативные навыки в целом. Кроме этого, ученики учатся критически мыслить, оценивая разные подходы к решению поставленной задачи, при этом делая процесс обучения намного эффективнее.
Данные формы работы способствуют формированию коммуникативной компетенции обучающихся, а также являются довольно важными элементами в процессе изучения любого иностранного языка, поэтому проигнорировать необходимость их использования на уроке в процессе обучения иностранному языку невозможно.
Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения. Основной целью групповой работы является развитие мышления учащихся, создание благоприятных условий для учебного самоопределения, и формирование навыков организаторской работы, сформирование рефлексивных способностей.
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорят на уроках (по делу) только семь минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом. Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи. Так, для младшей школы - это 4-5 человек, для основной школы - 5-6 человек.
Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое, и именно совместная деятельность
Совместная учебная деятельность позволяет:
• дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие учащиеся вообще не могут добровольно включиться в общую работу класса, без которой у робким и слабо подготовленным детей развивается школьная тревожность, а у лидеров неприятно искажается становление характера:
• во-вторых, дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса:
• в-третьих, дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексионных учительских функций. которые составляют основу умения учиться.
• в-четвертых, дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения; а также возможность и необходимость органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание < строить и человеческие, и деловые отношения детей.
Определяя место групповой работы на уроке, обратимся к разработке С. Танцорова «Групповая работа в развивающем образовании» [24].
Групповую работу можно использовать:
• на уроке открытия нового знания для решения поставленным задач;
• на уроке рефлексии;
• при обучении различным способам организации (например, создание группы, функционализация группы, постановка целей, смена режима работы).
В чем же заключаются положительные моменты групповой работы? Во-первых, дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
Во-вторых, ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знании, если тема еще не усвоена или качественно не отработана. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же - повышается творческий потенциал.
Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знании, а предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления - контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.
Парная форма учебной работы предполагает, что два человека занимаются друг с другом и ни с кем больше. Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений.
Работа в парах представляет собой выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога. Он складывается фактически из двух результатов его участников, поэтому соответствие общего результата поставленной цели зависит от правильности выполненного задания каждым участником.
Обучение в парах инвариантно относительно вида деятельности или контента. Оно используется практически на всех школьных предметах.
Обучение в малых группах по методике сотрудничества отличается от группового обучения. Д.Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в парах по методике обучения в сотрудничестве от групповой работы:
• взаимозависимость членов группы;
• личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи свою: товарищей:
• совместная учебно-познавательная. творческая и прочая деятельность учащихся в группе;
• социализация деятельности учащихся в группах;
• общая оценка работы группы.
По мнению Н.Н. Булгаковой и Н.В. Кузьминой, «целью парной и групповой работы является необходимость научить школьников общаться друг с другом» [4]. Кроме того, учащимся важно понять, что работа в команде интереснее и продуктивнее индивидуальной.
Главное, следует организовать деятельность учащихся в парной и групповой работе таким образом, чтобы они были вовлечены в активную совместную работу с личной ответственностью за действия каждого и собственные действия.
Таким образом, особенности использования парной и групповой работы идентичны: необходимо продумать организацию работ в паре и группах, учитывая интеллектуальные возможности учащихся и их взаимоотношения в коллективе.
Кроме того, парная и групповая работа позволяет включить в познавательную деятельность всех учеников. Работа в паре побуждает интерес к учебной деятельности, повышает уровень ответственности учащегося за проделанную работу, а также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля.
Итак, такая форма организации групповой и парной работы даёт обучающимся чувство поддержки и защищенности, когда они делятся мнениями в маленьких группах, а после отвечают перед остальными учениками в своем классе.
Если ученики идут в верном направлении и ощущают успех при решении поставленной задачи, то у них появляется доверие и мотивация к взаимному сотрудничеству. Групповая работа помогает учителю иностранного языка создать на уроке “языковую среду”, то есть условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.
1.2 Понятие парной формы работы
Парная работа играет важную роль при обучении иностранному языку. В. К. Дьяченко и Г. К. Селевко считают парную работу таким процессом, в котором обучающиеся являются не только партнёрами по общению, но они также и учат друг друга чему-то новому и приобретают определённый опыт [16].
По словам Х. Й. Лийметс, групповая работа – это свободное общение между обучающимися, в котором учитель не принимает участия, а лишь выступает в качестве помощника для обучающихся, у которых могут возникнуть вопросы в процессе работы [15].
По мнению О.Г. Канунниковой, пара - это элементарная и универсальная форма развития социального человека. В парной работе представлены все возможности личностного, познавательного и социального развития [10, с.140]. Главным преимуществом парной работы она считает возможность мыслить, говорить и действовать. Такая работа предполагает активное взаимодействие двух учащихся.
Парная работа - это деятельность учителя с одним учеником или работа двух учеников. Некоторые ученые, в частности Г.К. Селевко и Б.К. Дьяченко, работу в парах определяют как «коллективный способ обучения, где каждый учит каждого» [9, с.53]. Таким образом, парную работ}' определяют как особую организационную форму учебного процесса двух обучающихся по достижению обшей цели.
Парная работа - одна из форм работы, во время которой участник учит другого (одного) участника. Следует отметить, что парная работа имеет свою специфику. Ее особенность заключается в том. что это, прежде всего, совместная работа двух учеников, что оба участника не просто общаются друг с другом за одной партой или за одним столом, а взаимодействуют. Такая работа предполагает активную интерактивность двух учащихся от начала и до конца.
Е.Ю. Рыжкина считает, что именно «парная работа на уроке позволит ученикам раскрыться и активно включиться в процесс усвоения нового». По ее мнению, при работе в паре «/процесс обучения станет для ученика более увлекательным, позволит ему быть активнее, сформирует ответственное отношение к учебе. Ученик не только учится сам, но и помогает учиться другому. Обучая, он обучается сам» [23, с.160-161].