Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В каждом из народов существует множество своих традиций в разных сферах. Касается это даже и вопроса похорон. Провождение мертвецов в их последний путь является темой важной. Как сами ритуалы, так и поведение людей в подобных ситуациях
В текущих тенденциях во многих народах можно заметить некоторые черты, которые перенимались из других культур. Чаще всего можно заметить схожести с английскими традициями, касающихся вопроса похорон.
Целью работы является анализ специфики похорон, которая характерна для англоязычных обществ, в число которых входят как страны Британского Содружества, так и Соединённые Штаты Америки
Чтобы в рамках курсового проекта достигнуть поставленных задач, следует выполнить следующие задачи:
‒ Проанализировать рутинное поведение при похоронах у других народов;
‒ Разобрать общие традиции народов при похоронах;
‒ Разобрать рутинное поведение человека из англоязычного общество в процессе похорон;
‒ Разобрать традиции, которые сложились в вопросе похорон в англоязычных обществах;
Объектом исследования в курсовом проекте являются обряды и традиции, которые применяются в процессе похорон в англоязычном обществе.
Предметом исследования является их применение и то, как они отражаются на рутинном поведении человека во время похорон в рамках англоязычного общества.
Методы исследования. В ходе написания работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, индукция, обобщение, абстракция, метод оппозиций, сравнительно-исторический, гипотетико-дедуктивный и психолингвистический методы исследования.
В качестве выборки исследования послужили обряды, которые применяются на территории Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки.
Теоретическая значимость проводимого исследования заключается в изучении традиций, которым следует англоязычное общество при проведении обрядов погребения
Практическая значимость заключается в дальнейшем применении некоторых элементов из англоязычного общества при организации обрядов погребения
1: Общая специфика поведения человека во время похорон
1.1. Рутинное поведение человека в погребальной церемонии
Обычно церемония погребения требует от родственников погибшего организовать похоронную процессию. Процесс представляет собой пешую колонну или сопровождение транспорта с телом погибшего.
При организации процессии следует учитывать и расстояние до пункта назначения и сам пункт назначения. Так если конечной точкой процессии является ритуальный зал, то оптимальным вариантом является пеший. А при маршруте от ритуального зала до места захоронения уже используется транспортный кортеж.
Важным моментом в вопросе организации погребального шествия является планирование. Особенно порядок, который выстраивается следующим образом[8]:
Впереди всей колонны идёт церемониймейстер, который и ведёт всю церемонию. Далее идут люди с портретом погибшего. За ними (при их наличии) – знаменосцы. Если погибший является военным, то за знаменосцами идут люди с наградами умершего (по одной на человека). Далее идут участники мероприятия с венками. За ними идут священники (при наличии). Далее идут носильщики с крышкой гроба. За носильщиками следуют родственники погибшего и другие приглашённые на похоронную церемонию. При наличии за ними идут почётный караул и похоронный оркестр. В хвосте процессии идут присоединившееся к похоронам случайные люди[1].
С религиозной точки зрения, смерть является особым событием, которое может восприниматься как негативно, так и позитивно. При погребальных существует несколько запретов, которые следует соблюдать при проведении обряда в случае похорон верующего в православие[7]:
• Отпевать некрещённых. Согласно Библии, запрещается проводить отпевание для некрещённых, отрекшихся от православия, самоубийц и богохульников. В случае с самоубийцами исключением может быть наличие психологического заболевание, которое и подтолкнуло человека к самоубийству;
• Хоронить в гробу икону. Несмотря на отсутствие чёткого ответа в Библии, большая часть священнослужителей предпочитает не хоронить умершего с иконой. Хотя часть священников считают такой шаг допустимым, так как при церемонии погребения покойного покрывают специальной тканью с изображением Иисуса Христа;
• Класть икону в гроб после кремации тела. Несмотря на то, что в процессе отпевания икону кладут в гроб, перед кремацией её лучше забрать. Потому что сжигание икон считается грехом;
• Говорить «Пусть земля будет пухом». Подобное говорить не рекомендуется, потому что душа человека уже покидает тело после смерти. Из-за чего подобные пожелания никак не связаны с душой погибшего;
• Допускать лежание покойника с открытыми глазами в гробу. Объясняется это поверьем, что глаза мертвеца могут высматривать потенциальную жертву. Другая часть считает, что при закрытых глазах мертвец приобретает внутреннее зрение. Кто-то исходит из жуткого внешнего вида;
• Класть в гроб вещи живых. Объясняется приметой. Согласно примете, если живой человек положит в гроб свою вещь, то скоро умрёт;
• Не забивать крышку гроба в месте жительства мертвеца. Исходит из поверья, согласно которому, если провести процедуру в доме (или квартире), где жил умерший, то семья потеряет ещё одного члена в ближайшее время. А забивать крышку и нести гроб должны люди, которые не являются родственниками погибшего. Исходит из того же поверья в вероятность смерти несущего гроб родственника[9];
• Задевать дверь гроба с умершим. Считается, что удар гроба с мертвецом считается знаком об ожидании живого на том свете;
• Нести умершего головой вперёд. Исходит из поверья в то, что покойник при таком варианте сможет найти дорогу домой и не отстать от живых;
• Оборачиваться при выносе гроба. Источником является поверье, что обернувшийся может умереть. Аналогичный запрет действует и в случае ухода с кладбища;
• Убираться в доме с умершим. Потому что существует поверье, что вслед за мусором дом могут покинуть и живые. В том числе и через смерть;
• Посещать обряд погребения в светлой одежде. Считается, что человек в светлой одежде на похоронах может привлечь к своей персоне смерть. Чёрные одеяния на похоронах стали атрибутом во всех культурах;
• Идти перед гробом. Исходит из приметы, что опережающий гроб может умереть раньше мертвеца. Распространяется правило и на катафалк;
• Двигаться навстречу похоронной процессии. Двигающийся навстречу похоронной процессии человек, согласно поверью, привлекает к себе смерть. Оптимальным вариантом считается подождать, когда он пройдёт дальше. Также не рекомендуется переходить процессии дорогу;
• Шуметь на кладбище. Исходит это как из поверий, так и из соображений этикета. Поверье аргументирует это отсутствием комфорта для душ покойников в шумной среде. А этикет считает некорректным на мероприятиях подобного толка шутить или ругаться.
При огромном количестве людей в процессии или автомобилях в количествах более пяти, маршрут согласовывается с органами ГАИ. На пути следования располагаются сотрудники правопорядка с траурными повязками и сигнальными флажками. При огромном масштабе сигнальщики меняются на постовых с жезлами[6].
Переговоры с ГАИ по поводу похоронной процессии проводит церемониймейстер. Также обязанностями церемониймейстера являются[14]:
• Организаций процессии;
• Консультации по этикету похорон;
• Распределение обязанностей;
• Установка контактов с учреждениями-участниками процессии;
• Согласование сценария похорон и контроль за его исполнением;
• Оформление необходимой документации;
• Взаимодействие со службами
1.2. Похоронные традиции у разных народов
Траурные традиции в культурах большинства народов имеют множество сходств. Несмотря на свою короткую длительность, траур является показательным. В некоторых культурах это выражалось и в самоистязаниях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Барвинский С. Котовский на «Звездинах» // Известия. 1959, 4 дек.
2. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.: Наука, 1968.
3. Геннеп А. ван. Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов / Пер. с фр. Ю.В. Ивановой, Л.В. Покровской. М.: Восточная литература, 2002.
4. Завойко Г.К. Верования, обряды и обычаи великороссов Владимирской губернии // Этнографическое обозрение. 1914. № 3–4. С. 87–100.
5. Иванов В.В. «Исследования в области балто-славянской духовной культуры: Погребальный обряд» / В.В. Иванов — М.: Наука, 1990—256 с
6. Кампарс П.П., Закович Н.М. Советская гражданская обрядность. М.: Мысль, 1967.
7. Кремлева И.А. Похоронно-поминальные обычаи и обряды // Русские: народная культура (история и современность). Т. 3. Семейный быт. М.: ИЭА РАН, 2000. С. 231–265.
8. Кригер Е. Быть или не быть новым советским обрядам? — спор продолжается // Известия. 1959, 5 дек.
9. Крывелев И.А. О безрелигиозных праздниках и обрядах. М.: Знание, 1960.
10. Крянев Ю.В., Попов П.С. Эмоциональное воздействие религиозной обрядности и его преодоление // Вопр. философии. 1963. № 9. С. 70–77.
11. Носова Г.А. Бытовое православие (на материалах Владимирской области): Дис. … канд. ист. наук. М., 1969
12. Погребальный обряд в различных культурах [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/s3816695 (дата обращения: 11.03.2023)
13. Полищук Н.С. Обряд как социальное явление (на примере «красных похорон») // Советская этнография. 1991. № 6. С. 25–39.
14. Похоронная процессия — правила построения и порядок следования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gomel.ritual.by/articles/pokhoronnaya-protsessiya-pravila-postroeniya-i-poryadok-sledovaniya/ (дата обращения: 11.03.2023)
15. Соколова А.Д. Похороны без покойника: трансформации традиционного похоронного обряда // Исследования - №15 – 2011 - С.187-202
16. Соколова А.Д., Юдкина А.Б. «Memento Mori: похоронные традиции в современной культуре» // А.Д. Соколова, А.Б. Юдкина - М.: ИЭА РАН, 2015 – 294 с.
17. Траурные традиции народов мира [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://crematori-nsk.ru/traurnye-tradicii-narodov-mira/ (дата обращения: 11.03.2023)
18. Duch 2020 — Duch, A. (2020). "Do This in Remembrance of Me": Offerings, Identity, and Bills in the Medieval English Royal Funeral. A Companion to Death, Burial, and Remembrance in Late Medieval and Early Modern Europe, c. 1300-1700. Ed. by P. Booth, E. Tingle. Leiden: Brill, 132-155.
19. Legg 1893 — De Exequiis Regalibus cum ipsos ex hoc seculo migrare contigerit (1893). Missale ad usum Ecclesie Westmonasteriensis. Ed. by W. Legg. L.: Henry Bradshaw Society, 734-735.
20. Loomis 1996 — Loomis, C. (1996). Elizabeth Southwell’s Manuscript Account of the Death of Queen Elizabeth. English Literary Renaissance, 26 (3), 482-509.
21. Morgan 1881 — The Order for the Burial of the Dead. Book of Common Prayer, 1549. The First Book of Edward VI (1881). Ed. by D. Morgan. N.Y.: Church Kalendar Press, 268-275.
22. Nichols 1823 — Nichols, J. (1823). The progresses and public processions of Queen Elizabeth. In 3 vols. L. Printed by and for John Nichols and Son, 3, 682 p.
23. Procter 1879 — Officium Mortuorum. Breviarii ad Usum Insignis Ecclesiae Sarum (1879). Ed. by F. Procter. Princeton: Princeton Theological Seminary Library, 272-282.
24. Staley 1911 — Office For The Dead. The Sarum Missal (1911). Ed. by V. Staley. L.: Alexander Moring, 174-202.
25. Ulmann 1961 — Liber Regie Capelle (1961). Ed. by W. Ulmann. L.: Henry Bradshaw Society, 122 p