Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современная образовательная реформа учебных заведений направлена на повышение качества образования и совершенствование методов преподавания. Вопрос преподавания иностранного языка становится все более и более важным.
Аудирование - это сложный активный процесс речевой рефлекторной деятельности, который требует детального исследования с точки зрения функции механизма восприятия и развития слуховых навыков и умений. Обучение аудированию представляется очень актуальным, поскольку умение слушать является важной частью профессиональной деятельности будущих специалистов в любой области.
Под навыками аудирования понимается способность воспринимать и понимать иностранную речь на слух на основе приобретенных знаний, слуховых навыков и умений. Важность аудирования как речевой деятельности возросла, особенно по мере того, как Россия интегрируется в международное образовательное пространство и обучается в зарубежных университетах, а также расширяются возможности общения с носителями языка в различных сферах деятельности.
В эпоху информационных технологий способность воспринимать и понимать речь на слух становится все более важной, поскольку это помогает формировать межкультурные, информационные и профессиональные способности. При устном общении человек получает важную часть информации по слуховым каналам, либо посредством прямого общения; в то же время, процесс восприятия и понимания речи через аудирование может происходить при наличии или отсутствии визуального ряда (записанного или «живого»).
Как упоминалось ранее, развитие навыков аудирования в основном предполагает прослушивание учащимися различных аудиотекстов. Преимущество лекций Ted-Talks заключается в актуальности предоставляемой им информации и их высокой доступности (их можно прослушать в любое удобное время).
Сегодня в Интернете существует большое количество лекций Ted-Talks с различными темами и уровнями сложности. В свою очередь, это разнообразие предоставляет учителям возможность найти аудиоматериалы, подходящие для целей и задач учебной программы, возраста учащихся, уровня владения иностранным языком и интересов. Однако эффективность применения описанной рабочей системы в значительной степени зависит от соблюдения требований к выбору слуховых материалов.
Степень научной разработанности. Проблема обучения аудированию рассматривается в научно-методических работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как: А.Р.Лурия, Н.В.Елухина, И.И.Халеева, И.А.Винтер, Я. М.Колкер, Е.С.Устинова и др.
Следовательно, актуальность и научная разработанность данного исследования заключается в необходимости разработки метода, учитывающего условия образовательной лингвистики и принцип прогрессивного обучения аудированию посредством лекций Ted-Talks.
Объект исследования: процесс формирования и развития умений и навыков аудирования.
Предмет исследования: обучение аудированию на материале научно-популярных лекций Ted-Talks.
Цель исследования: проанализировать особенности обучения аудированию на материале научно-популярных лекций Ted-Talks в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание обучения аудированию;
2.Раскрыть задачи и роль обучения аудированию в школах;
3.Дать общую характеристику эксперимента;
4.Осуществить проведение эксперимента;
5.Провести анализ результатов эксперимента.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Теоретическая значимость состоит в том, что исследование может применяться в курсовых, диссертационных и научных работах по схожей проблематике.
Практическая значимость. Исследование может быть применено в учебных заведениях на семинарах по предметам «Педагогика», «Теория и методика преподавания иностранных языков».
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты обучения аудированию.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование уровня обучаемости аудированию среди школьников на материале научно-популярных лекций Ted-Talks.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Глава 1. Теоретические основы обучения аудированию
1.1 Основные термины и содержание обучения аудированию
Проблемой в области исследований слухового восприятия и понимания речи является отсутствие единой концепции для определения понятия «аудирование». Поэтому Е.И.Пассов отмечает, что аудирование - это возможность услышать и понять слова.
Н.Д.Гальскова отражает специфику аудирования как общепринятого вида речевой деятельности с психологической точки зрения. Аудирование - это сложная рецептивная деятельность ментальной памяти, связанная с восприятием, пониманием и активной обработкой информации, содержащейся в устной информации [8, с. 184-197].
Аудирование также определяется как процесс анализа-синтеза при обработке акустического сигнала, результатом которого является понимание перцептивной информации, с точки зрения теории восприятия речи посредством синтетического анализа.
В зарубежной методологии понятие «аудирование» также имеет различные определения. С.Дж.Уолвин и А.Д. Коукли считают, что аудирование - это процесс восприятия, фокусирования и определения значения вербальных и визуальных стимулов.
Аудирование - это позитивный и динамичный процесс концентрации, восприятия, интерпретации, запоминания и реагирования на выраженные просьбы, вопросы и внешнюю информацию (вербальную и невербальную).
М.Э. Сергеева также подчеркивала положительные характеристики слушания и определяла этот тип речевой деятельности как «позитивный процесс, в котором слушатель выбирает и интерпретирует информацию из слуховых и визуальных сигналов, чтобы понять, что происходит в данный момент и что говорящий пытается выразить» [26, с. 112-134].
В свою очередь, Н.И.Гез отметил, что аудирование - это позитивный процесс интерпретации аудиоинформации, основанный на лингвистических и экстралингвистических знаниях слушателя. Судя по функции механизма восприятия речи, интересно определение аудирования, предложенное Дж. Б. Кэрроллом. Он описывает его как набор действий, которые включают способность индивида понимать, распознавать, различать или игнорировать информацию. Зарубежные исследователи также оперируют понятием «аудирование», которое считается физиологическим процессом восприятия речи [11, с. 15-42].
Под навыками аудирования понимается способность воспринимать и понимать иностранную речь на слух на основе приобретенных знаний, слуховых навыков и умений. Важность аудирования как речевой деятельности возросла, особенно по мере того, как Россия интегрируется в международное образовательное пространство и обучается в зарубежных университетах, а также расширяются возможности общения с носителями языка в различных сферах деятельности.
Многие ученики проходят стажировку в университетах, где обучение ведется не только на английском языке. Следовательно, для того, чтобы получить достаточное количество необходимых знаний и информации, участвуя в лекциях и семинарах, ученики должны обладать навыками и умениями слушать.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян М. А., Шамов А. Н. Основы общей методики преподавания иностранных языков: теоретические и практические аспекты / М.А. Ариян. = М.: Флинта, 2019. – 154 с.
2. Афанасьева О. В., Михеева И. В. Английский язык (Rainbow English). 4 класс: учебник / О.В. Афанасьева. - М.: Дрофа, 2019. – 251 с.
3. Бредихина И. А. Методика преподавания иностранных языков: обучение основным видам речевой деятельности / И.А. Бредихина. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 352 с.
4. Бухаркина М. Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) / М.Ю. Бухаркина. - М.: Lambert Academic Publishing, 2021. – 285 с.
5. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках: учеб. пособие / А. Вартанов. - М.: Высш. шк., 2020. – 263 с.
6. Вербицкая М. В. Английский язык (Forward). 4 класс: учебник / М.В. Вербицкая. - М.: Вентана-Граф, 2019. – 360 с.
7. Верещагина И. Н., Афанасьева О. В. Английский язык. 4 класс: учебник / И.Н. Верещагина. - М.: Просвещение, 2019. 0 296 с.
8. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2020. – 252 с.
9. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика :учеб. пособие / НД. Гальскова. - М.: Академия, 2020. — 336 с.
10. Гарамова И. С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале английского языка) / И.С. Гарамова. – М.: Наука, 2020. – 160 с.
11. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М.: Наука, 2020. – 215 с.
12. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста / Н.В. Зверева. – М.: Наука, 2020. – 302 с.
13. Жерновая О. Р., Смирнова О. А. Погружение в английский с «TED» // Магия ИННО: интегративные тенденции в лингвистике и лингводидактике. - 2019. - Т. 2. - С. 46–51.
14. Карташова В. Н. Раннее иноязычное образование. Теория и практика / В.Н. Карташова. - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2021. – 263 с.
15. Кошелева И. Н. Видеоматериалы TED Talks как образовательный инструмент в обучении английскому языку в вузе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2019. - № 5. - С. 13–18.
16. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе / Е.Д. Нелунова. – М.: Наука, 2020. – 260 с.
17. Новиков С.П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. — 2020. — № 9. — С. 32-37.
18. Рыбалко Т. Г. Формирование навыков самостоятельной работы у будущих ОТ-специалистов с помощью видеоконтента TED Talks // Вестник Вятского государственного университета. - 2019. - № 3. - С. 76–86.
19. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. — 2020. — № 2. — С. 162-166
20. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура. - 2019. - № 2. – С. 52-59.