Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Главным показателем экономической эффективности предприятия является показатель рентабельности. Проведя анализ рентабельности можно определить, какие именно показатели обеспечивают большую доходность.
Анализ рентабельности предприятия позволяет определить пути развития, выявляет резервы роста прибыли для дальнейшего успешного осуществления деятельности. В отличие от анализа прибыли предприятия, анализ рентабельности более полно раскрывает окончательные результаты деятельности, так как величина рентабельности показывает соотношение эффекта с вложенным капиталом, потребленными ресурсами и другими показателями хозяйственно-экономической деятельности.
Расчет показателей рентабельности на предприятии и анализ их динамики – важнейший инструмент управления и планирования. Анализ рентабельности предприятия на основе данных бухгалтерской и финансовой отчетности становится основой обоснованности финансовых решений. В этом и заключается актуальность темы исследования.
Объектом исследования является ПАО «М.Видео-Эльдорадо.
Предметом исследования является рентабельность как показатели эффективности работы организации
Цель данной работы – основываясь на данных факторного анализа рентабельности выработать и обосновать рекомендации по повышению рентабельности коммерческой организации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить такие задачи:
- изучить понятие и виды рентабельности коммерческой организации;
- исследовать показатели рентабельности эффективности работы организации;
- дать организационно-экономическую характеристику ПАО «М.Видео-Эльдорадо.
- проанализировать показатели рентабельности ПАО «М.Видео-Эльдорадо.
Методом исследования избраны горизонтальный и вертикальный анализы, статистический метод бухгалтерской отчётности, анализ литературных источников, широко изучена периодическая литература соответствующего направления. Использованы также методы анализа хозяйственной деятельности предприятия.
На основе трудов ученых, таких как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Чараева М.В., Донцова Л.В., Ковалёва В.В. были раскрыты теоретические вопросы. Нормативно-правовая и статистическая основа исследования – федеральные законы РФ, приказы Министерства финансов РФ, аналитические обзоры по проблеме исследования, материалы, опубликованные в научных и периодических источниках, данные финансовой, бухгалтерской отчетности ПАО «М.Видео-Эльдорадо.
Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Теоретические аспекты рентабельности коммерческой организации
1.1 Понятие и виды рентабельности
Каждая коммерческая организация стремится к получению максимальной прибыли как конечного результата своей производственно-хозяйственной деятельности. Однако, получение прибыли в той или иной величине ничего не говорит об эффективности деятельности организации, а именно её экономической эффективности.
Когда говорят о прибыли, говорят о финансовом результате деятельности коммерческой организации, о её экономическом эффекте. Но прибыль и прибыльность – разные вещи.
Прибыль в 1 млн. руб. может быть получена при выручке в 2 млн. руб., а может быть получена с выручки в 100 млн. руб. Таким образом, можно говорить о том, что рентабельность – это относительный показатель экономической эффективности, свидетельствующий о мере отдачи с каждого рубля, вложенного в активы, собственный капитал или полученный с рубля затрат, выручки .
Необходимо отметить, что в основе всех показателей рентабельности лежит прибыль. Прибыль, определяемая в числитель при расчёте показателей рентабельности, может иметь множество обличий, как в соответствии с формой отчёта о финансовых результатах, так и в соответствии с другими вариантами расчёта.
Так, первым показателем прибыли, выделяемым в отчёте о финансовых результатах, является валовая прибыль (убыток). На основе этого показателя прибыли зачастую рассчитывают показатели рентабельности продаж и продукции. Получают показатель валовой прибыли (убытка) уменьшением суммы выручки (без НДС) на сумму себестоимости продаж (реализованной продукции).
В процессе анализа может быть получено достаточно существенное значение рентабельности продаж и/или продукции, но необходимо учитывать, что на данном этапе расчётов ещё не учтены достаточно многочисленные иные расходы – коммерческие и управленческие расходы, расходы по выплате процентов, прочие расходы, налоговые платежи.
Соответственно, рентабельность продаж рассчитывается как отношение валовой прибыли к выручке, рентабельность продукции – как отношение валовой прибыли к себестоимости продаж.
Второй показатель прибыли, выделяемый в отчёте о финансовых результатах, - прибыль (убыток) от продаж. Данный показатель прибыль также находит обширное применение в расчётах рентабельности продукции и продаж. Он получается уменьшением суммы валовой прибыли на величину коммерческих и управленческих расходов.
Необходимо отметить, что, согласно учётной политике организации, коммерческие и управленческие расходы могут быть включены в состав так называемой полной себестоимости, в которую будут включены себестоимость продаж и непосредственно коммерческие и управленческие расходы. Факторы, выделяемые в процессе анализа рентабельности (эффективности), достаточно многогранны, но все они достаточно легко выделяемы в рамках стандартных процедур факторного анализа .
Третий показатель прибыли, выделяемый в отчёте о финансовых результатах, - прибыль (убыток) до налогообложения. Однако расчёт показателей рентабельности продаж и рентабельности продукции по показателю прибыли (убытка) до налогообложения достаточно редок и определяется скорее какими-то конкретными обстоятельствами.
Связано это с тем, что прибыль (убыток) до налогообложения получают путём корректировки прибыли (убытка) от продаж на сумму доходов и расходов от прочих операций, возможно носящих по отношению к анализируемой организации достаточно косвенный характер. Это могут быть доходы и расходы от неосновной деятельности, доходы от участия в других организациях, проценты к получению и выплате.
То есть с чисто технической точки зрения проблемы в расчёте рентабельности продаж и продукции по прибыли до налогообложения никакой нет, но необходимо пояснение экономического смысла расчёта данных показателей рентабельности по прибыли до налогообложения (поскольку экономический смысл оценки эффективности деятельности организации может быть существенно искажен из-за этого).
Аналогичные претензии предъявляются и расчёту рентабельности продаж и продукции по чистой прибыли – значения показателей искажены из-за влияния не только указанных выше факторов, но ещё и факторов налогообложения (прибыли).
Тем не менее, чистая рентабельность продаж (так называется рентабельность продаж, рассчитанная по чистой прибыли) находит своё применение, в частности, при факторном анализе рентабельности собственного капитала.
Поскольку в расчёте рентабельности продаж и продукции, имеют место многочисленные арифметические действия самого разного характера (суммирование, вычитание, деление), то при факторном анализе применяют способ цепных подстановок.
Показатели рентабельности продаж и продукции являются основой построения многих других показателей рентабельности и поэтому при углубленном анализе основное внимание должно быть уделено именно этим показателям, в частности, рентабельности продаж и если предприятие имеет отрицательную рентабельность, то есть иными словами убыточность по продажам (продукции), то как бы предприятие не маневрировало своими
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ГК РФ). [Электронный ресурс]. – Доступ из справочника - правовой системы «Консультант-Плюс».
2. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочника - правовой системы «Консультант-Плюс».
3. Алиханова Д.Х., Рабаданова Ж.Б. Анализ показателей рентабельности//Мировая наука. 2020. № 12 (45). С. 18-21.
4. Алексейчева Е.Ю. Экономика организации (предприятия): учебник / Е.Ю. Алексейчева, М.Д.Магомедов, И.Б.Костин; Московская государственная академия делового администрирования. – 3-е изд., стер. – Москва: Дашков и К, 2019. – 291 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=573024 (дата обращения: 09.04.2020).
5. Баскакова, О.В. Экономика предприятия (организации): учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – Москва: Дашков и К, 2018. – 370 с.: ил. – (Учебные издания для бакалавров). – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=496094 (дата обращения: 09.04.2020).
6. Войтоловский Н.В. Экономический анализ в 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и специалитета / Н. В. Войтоловский [и др.]; под редакцией Н. В. Войтоловского, А. П. Калининой, И. И. Мазуровой. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с.
7. Выстороп А.А. Показатели рентабельности порядок расчета, характеристика, факторный анализ//Материалы III межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Министерство науки и высшего образования РФ; Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского; Институт экономики и управления; Кафедра учёта, анализа и аудита. 2020. С. 235-238.
8. Гуляева Е.Л., Ивахненко К.В. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия// Актуальные вопросы современной экономики № 3 -20 С.469-472
9. Гафарова А.З., Аблеева А.М. Рентабельность собственного капитала: роль и значение в современных условяих//Сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 57-59.
10. Ермак Р.С., Минаева О.А. Пути повышения показателей рентабельности деятельности предприятия//В сборнике: Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике. Сборник материалов XVIII ежегодного открытого конкурса научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых в области экономики и управления "Зеленый росток". Под редакцией Г.С. Мерзликиной. 2020. С. 128-129.
11. Каюмова А.Ф. Анализ показателей прибыли и рентабельности в торговом предприятии//В сборнике: Кооперация и предпринимательство: состояние, проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся. 2017. С. 285.
12. Кузьмина Е. Е. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. В 2 ч. Часть 2: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Кузьмина, Л. П. Кузьмина; под общей редакцией Е. Е. Кузьминой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 250 с. — 195 с.
13. Лекаркина Н.К. Анализ показателя рентабельности активов для основных отраслей экономики//Экономический научный журнал: оценка инвестиций. 2020. № 3 (17). С. 56-66.
14. Лосева Ю.Ю. Прибыль и рентабельность как факторы укрепления финансового состояния организации // Корпоративное управление и инновационная деятельность. – 2017. – № 9 (18). – С. 367-369.
15. Матвеенко, К. А. Показатели рентабельности финансовохозяйственной деятельности организации / К. А. Матвеенко, Н. С. Клищ, Р. О. Верницкий [и др.]. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 4 (294). — С. 146-148. — URL: https://moluch.ru/archive/294/66806/
16. Митюкова, Е.В. Сущность рентабельности / Ю.В. Митюкова // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления АПК. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ посвященной Дню Российской Науки. − 2021. − С. 94-96.
17. Митюкова, Е.В. Виды рентабельности / Ю.В. Митюкова // В сборнике: Актуальные проблемы экономики и управления АПК. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов факультета экономики и управления Новосибирского ГАУ посвященной Дню Российской Науки. − 2021. − С. 92-94.
18. Недончук, А.Э. Основные подходы к оценке финансовых результатов организации / А.Э. Недончук, С.Н. Матвиенко // В сборнике: Основные тенденции развития агропромышленного комплекса региона на современном этапе. сборник трудов научной студенческой конференции. Новосибирск. − 2020. − С. 170-172.
19. Неяскина, Е.В. Экономика организаций (предприятий): учебник для СПО: [12+] / Е.В. Неяскина, О.В. Хлыстова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 311 с.: ил, табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=575464 (дата обращения: 09.04.2020).
20. Обзор Группы М.Видео-Эльдорадо. – URL: https://www.mvideoeldorado.ru/ru/about-us/obzor-gruppy-mvideo-ehldorad (дата обращения 01.03.2023)
21. Уфимцева Л.М. Рентабельность как один из основных показателей эффективности финансово-экономической деятельности торгового предприятия//В сборнике: Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. Материалы XVII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. В 2-х частях. Ответственный редактор С.В. Нечаева. 2019. С. 182-185.