Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы: Семья для ребенка — это самый близкий круг общения, в котором формируется его психика и его отношения с внешним миром. Влияние родителей на своих детей неоспоримо и многогранно совершенно в любом возрасте. По этой причине семейное воспитание играет решающую роль в формировании личности ребенка, а семейная система является важнейшим условием его развития и становления.
Семейное воспитание основано на чувствах. Изначально семья обычно основана на чувстве любви, которое определяет моральную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон отношений между ее членами: мягкость, привязанность, заботу, терпимость, великодушие, толерантность и чувство ответственности. Эти чувства оказывают благотворное влияние на развитие и рост ребенка: дают ему непреодолимое чувство благополучия, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод и родительское одобрение как помощников и защитников.
Тревога - одна из наиболее актуальных проблем в современном психологии. В негативном опыте тревога занимает особое место: она часто приводит к снижению работоспособности, снижению продуктивности деятельности и трудностям в общении.
Многие психологи, такие как Р.С.Немов, А.В.Петровский, В.С.Мерлин определили понятие «тревога» и сформулировали сложные причины, механизмы и симптомы тревоги. Р.С. Немов и А.В. Петровский проводили многочисленные исследования по этому вопросу и на их основе определили особенности семейного воспитания. Первым аспектом, по их мнению, стали отношения между матерью и ребенком. На втором месте стоит важность влияния дошкольных учреждений на ребенка, включая роль педагога и сверстников. Третий аспект состоит в развитии отношений ребенка незнакомыми окружающими.
Из бесед с родителями и педагогами в школах было установлено, что сильно тревожные дети имеют схожие особенности в своем поведении: им трудно сосредоточиться, их способность к работе быстро снижается, а новые задачи вызывают сильное беспокойство.
Исследование семьи как «как института воспитания» включило проведение множество реализованных задач в области психологической науки.
Основное внимание среди исследователей (Я. Варга, Л.С.Выготский, А.В.Петровский, А.С.Спиваковская) уделяется анализу функций семьи, оценке роли родителей в образовании детей, характеру взаимоотношений между членами семьи, а также анализу стилей и стратегий семейного воспитания. В работе подчеркивается важность отношений между родителями и детьми и семейного воспитания для постоянной тревожности детей.
В подростковом возрасте отношения с родителями вступают в качественно новую стадию. А.А.Реан и Дж. Л.Коломинский отметили, что подросток уже понимает роль семьи и определяет свое поведение и отношение к семье и самому себе. В результате этого сложного процесса подростки формируют и реализовывают свою собственную идентичность.
Взгляды детей на особенности семейного воспитания могут отличаться от взглядов их родителей. А.Г.Лидеров и А.В.Катаева указали, что родители и подростки по-разному смотрят на аспект «чрезмерная требовательность». По мнению подростков, родители им запрещают довольно многое, требуя при этом соблюдение правильного распорядка дня, хорошие оценки и т.д.
Все вышесказанное показывает важность и актуальность взаимосвязи между стилем семейного воспитания и уровнем тревожности подростков, что определяет тему исследования.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: взаимосвязь стилей семейного воспитания и тревожности подростков.
Цель исследования: проанализировать особенности взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности подростков в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Рассмотреть основные термины и содержание семейного воспитания;
2.Раскрыть методы и стили семейного воспитания;
3.Изучить тревожность как результат вмешательства в эмоциональное поле подростков в семейном кругу;
4.Дать общую характеристику и программа исследования взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня тревожности подростков;
5.Осуществить проведение исследования;
6.Провести анализ результатов исследования.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что существует связь тревожности подростков с семейным воспитанием.
Теоретико-методологическая основа исследования исходит из того, что в настоящее время имеются ученые, изучающие данную проблематику. Наблюдения и исследования о последствиях неправильных или нарушенных родительских отношений были рассмотрены зарубежными учеными (И.Ландгмеер, Д.Боулби, М.Д.Эйнсворт). В отечественной науке и практике взаимоотношения между родителями и детьми определяются исследованиями А.Я. Варга, В.В.Столин, А.С. Спиваковская и другие.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
База исследования: учащиеся 5-8ых классов МБОУ СОШ №75/42 г. Нижний Тагил, Свердловская область.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть применено в учебных заведениях на семинарах по предметам «Основы консультирования» с целью психологической работы с тревожными подростками».
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности подростков.
Во второй главе проведено эмпирическое исследование уровня взаимосвязи стилей семейного воспитания и тревожности подростков.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список источников содержит 20 наименований.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ПОДРОСТКОВ
1.1. Основные термины и содержание семейного воспитания
Семья - это социальная группа с историческими изменениями, и ее общими характеристиками являются гетеросексуальные отношения, системы родства и развитие социальных и личностных качеств личности, а также осуществление определенных видов экономической деятельности.
Воспитание - это преднамеренный и организованный процесс формирования личности. В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт означает знания, умения, способы мышления, мораль, устои нравственности и правовые нормы, которые известны людям, - одним словом, все духовное наследие человечества, созданное в ходе исторического развития.
В строгом социальном смысле воспитание относится к влиянию, оказываемому социальными институтами на человека с целью формирования определенных знаний, мнений и верований, моральных ценностей, политических ориентаций и подготовки к жизни [5, с. 162-187].
Семейное воспитание - это более или менее осознанные усилия старших членов семьи по воспитанию детей. Его цель – убедиться в согласии.
Семейное воспитание является неотъемлемой частью социализации человека (наряду с социальным образованием и религиозным воспитанием), которая относительно контролируется обществом.
По сравнению с социальным воспитанием семейное воспитание имеет определенные особенности. По сути, семейное воспитание основано на чувствах. Изначально семья обычно основана на чувстве любви, которое определяет моральную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон отношений между ее членами: мягкость, привязанность, заботу, терпимость, великодушие, толерантность и чувство ответственности. Эти чувства оказывают благотворное влияние на развитие и рост ребенка: дают ему непреодолимое чувство благополучия, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод и родительское одобрение как помощников и защитников.
Авторы выделяют следующие параметры взаимодействия между родителями и детьми: автономный контроль (Э.Г.С.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Э.Э.Маккоби, В.Шутц); эмоциональная близость и привязанность (Дж.Дж.Шеффер, Р.К.Белл, С.Броуди, Э.Э.Маккоби, В.Шутц); Боулби, Г.Т.Хоментаускас); строгость (Э.Э.Маккоби, П.Слейтер); непоследовательность - последовательность (С.Броуди, Э.Э.Маккоби, А.И.Захаров) и т.д.
Классификация типов семейного воспитания должна основываться на таких параметрах, как эмоциональное принятие родителями детей, интересы и забота детей, требования детей и демократия или авторитаризм в семейных отношениях [12, с. 142-164].
Суммируя все существующие классификации отношений между детьми и родителями, Е.Т.Соколова и И.Г.Чесноков, например, выделяют два измерения: любовь-контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение отца к своим детям, отношение его родителей и то, как он относится к своим детям.