Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В российском правоведении проблему источников права нельзя назвать новой. Правовые источники были известны давно и сегодня остаются предметом самого тщательного исследования, как общей теории права, так и научных дисциплин по отраслям. С началом возникновения в стране современной юридической науки выросло число вопросов, которые связаны с правовыми источниками.
Актуальность этой темы большое количество раз отмечалось исследователями, которые занимаются юридической наукой. Вполне справедливо говорится, что в отдельных случаях то, что говорится об источниках права, является вторичным продуктом, отзвуков поисков нового термина юридической природы права. Между тем, и принижать актуальность и значение проблем источников права, как в теории, так и правоприменительной практике, не следует.
Задачи поставленных в связи с формированием правового государства и гражданского общества в РФ, заставляют по-иному взглянуть на большинство привычных правовых понятий, на предмет их соответствия тенденциям развития государства, права и общества. Весьма актуально это утверждение в отношении понятия источников права, по традиции имеющих отношение к категории наиболее неясных в понятийном аппарате правоведения, но активно использующихся в рамках отечественной юриспруденции.
Объектом исследования – общественные отношения, связанные с практической реализацией источников права.
Предметом исследования в данной работе являются правовые источники.
Цель данной работы – комплексное исследование понятия и видов форм (источников) права.
Для того, чтобы реализовать данную цель были поставлены следующие задачи:
1)исследовать понятие источника права;
2)изучить виды источников права;
3)провести анализ нормативно-правового акта как базового источника права в настоящее время на территории Российской Федерации;
4)исследовать нормативный договор как источник права;
5)рассмотреть судебную практику как источник права;
6)изучить актуальные проблемы и перспективы развития источников в российском праве.
Во время разрешения поставленных задач для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования применялись следующие методы научного познания: формально-правовой метод, метод системного анализа, сравнительного правоведения и комплексного изучения.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика источников права
1.1.Понятие и сущность источников права
Право в качестве сложного социального явления, помимо собственной внутренней системы, обладает определенными формами внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются источники права, формально предусматривающие предписания права, адресованные участникам правовых отношений. Однако, помимо источников права само право обладает и иными началами его возникновения, определяющими его содержание и формы выражения.
1.Источники права в материальном смысле. К этой категории следует относить: материальные условия жизни общества, система экономических и хозяйственных связей, признанных государством формой собственности.
2.Источники права в идеальном смысле. К этой категории относятся правосознание, признанное государством, обществом и каждой конкретной личностью.
3.Источники права в юридическом смысле, то есть форма выражения государственной воли, которой придается нормативный характер .
Таким образом, право в качестве источника в широком смысле – это общественные отношения, объективная потребность в регламентировании которых формируется в жизни определенного общества и должна быть понята законодателем, то есть должна пройти через его правосознание.
Источник – это основные начала, базовые положения. Как правило, выделяют источники права в узком и широком смысле данного слова, но в правовой литературе существуют и другие классификации источников права: в материальном, формально-правовом и идеологическом смыслах. В правовой литературе до сих пор спорным является вопрос, какие, за исключением формально-правовых источников, еще существуют источники права.
Определение «источник права» может быть в нескольких значениях. В техническом смысле под источником права понимается метод выражения норм права, действующих в каждом обществе. Это законотворческая деятельность государства и специально уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – воля всего народа, результатом которой признается формирование норм права.
В юридических актах содержится законодательная воля, и существующие в них правовые предписания обладают общеобязательным характером. С другой стороны, под источниками права понимаются и способы познания самого права, то есть, откуда мы получаем юридические знания (например, юридическая практика, исторические памятники права, свод обычаев, тексты нормативных актов).
В современных государствах основными источниками официального выражения и закрепления норм позитивного права считаются:
1) законы и иные нормативные акты, принимаемые уполномоченными органами государственной власти и управления или путем общенародного референдума;
2) общепризнанные нормы и принципы международного права;
3) административный либо судебный прецедент;
4) религиозные источники (трактаты, книги, священные писания);
5) доктрина или юридическая наука;
6) нормативно-правовой акт;
7) правовой обычай;
8) нормативный договор.
Зачастую правовые положения содержатся в нормативно-правовых актах государства. Правовой акт считается наиболее распространенным и основным источником права, где существуют правовые положения, установленные или признанные государством.
Общепризнанные нормы и принципы международного права обладают приоритетом перед законами или иными правовыми источниками внутри страны. В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные нормы и принципы международного права и соглашения РФ являются структурным элементом ее правовой системы. В том случае, если международным соглашением РФ предусмотрены иные правила, нежели определенные законом, то должны быть применены правила международного договора.
Юридический прецедент формируется в том случае, если в связи с противоречивостью или неопределенностью предписаний суд формирует новые юридические положения в связи с обнаруженными правовыми коллизиями в праве при отсутствии определенного правового акта.
Религиозные книги – Библия, Коран, Талмуд – являются древними источниками права и сохраняют собственное значение в традиционных системах права. В них содержатся религиозные нормы, которые были признаны государством обязательными для всех. Сегодня религиозные тексты как источники права больше всего свойственны для мусульманского права, что является отличительной особенностью этой правовой системы.
Юридический обычай – наиболее древний источник права. Он возник в Средние века. К этим источникам относятся Законы Хаммурапи, Законы Ману, Русская Правда.
Юридический обычай – это сформировавшееся с ходом истории и укоренившееся с учетом единого и постоянного использования правило поведения, благодаря чему ставшее таковым, санкционированное государством.
Нормативный договор. Нормативный договор в качестве источника права имеется во всех правовых системах. Нормативный договор не только устанавливает систему прав и обязанностей участников правоотношений, но и предусматривают обязательные правила поведения, адресованные правовым субъектам на определенный промежуток времени.
Таким образом, нормативный договор – это соглашение в связи с установлением, изменением или прекращением взаимных прав и обязанностей.
Доктрина или юридическая наука – это изложение правовых принципов, норм в трудах авторитетных представителей юридической науки, которым придается обязательное значение.
Таким образом, несмотря на внешние различия, мы можем обнаружить, что национальные правовые системы сегодня, в особенности англосаксонская и романо-германская, основаны на общих ценностях культуры, уважении прав и свобод человека и гражданина. По этой причине право в настоящее время вступает во взаимодействие с другими правовыми системами, что влечет за собой заимствование отдельных правовых положений, а иногда даже целых правовых институтов. Это влечет за собой быстрое совершенствование и развитие права, а также системы нормативного регулирования как внутри страны, так и за его пределами.
1.2.Источники права в Российской Федерации
Каждая государственная правовая система, наравне с иными характерными чертами, имеет отличия и особенности действующих правовых источников. Вместе с тем разные национальные правовые системы, которые входят в ту либо другую семью права, имеют и некоторые характерные черты, присущие и соответствующим правовым источникам. В российской правовой системе, как и в иных правовых системах, которые относятся к романо-германской семье права, в настоящих условиях базовым правовым источником выступают юридические акты, т.е. законы и подзаконные акты.
Значительную роль в качестве источников российского права играет правовой договор и установленные государством обычаи.
Важным значением в структуре источников права в настоящее время имеют официально признанные и установленные в Конституции РФ права и свободы человека и гражданина, которые наделены природой.
Несмотря на то, что в самой Конституции не имеется термина «естественное право», но установленные в ней базовые права и свободы человека и гражданина выступают именно в качестве естественных прав и придают науке конституционного права естественно юридический характер. Об этом говорится, в частности, в нормах ст. 2 Конституции РФ «о человеке, его правах и свободах как высшей ценности» и ст. 17 Конституции РФ «основные права и свободы являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку с момента рождения».
Юридическое значение и характер базовых прав и свобод человека и гражданина установлены в целом ряде статей Конституции РФ. Согласно ст.18 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственным образом». Они устанавливают смысл, содержание и применение законов, деятельность органов исполнительной и законодательной власти и гарантируются правосудием».
Конституция РФ устанавливает большой круг права и свобод человека и гражданина, который соответствует мировым стандартам современности и нормам международных соглашений о правах человека. К категории таких прав и свобод человека стоит отнести, в частности, право человека на жизнь, на свободу, личное достоинство, неприкосновенность частной жизни, семейной и личной тайны, охраны своего доброго имени, свобода вероисповедания, совести, мысли и слова, образования, частной собственности, любого вида творчества, преподавания, участия в культурной и общественной жизни государства.
Конституция РФ как юридический акт имеет высшую силу в структуре всех нормативных документов государства и к тому же выступает в качестве нормативного акта правоустанавливающего характера, который определяет основы механизма источников действующего законодательства в стране.
Значение Конституции РФ связано, главным образом, с тем, что она определяет базовые, учредительные положения рамочного и общего характера. Все другие конституционно-правовые источники признаются специальными нормативно-правовыми актами, которые детализируют нормы Конституции РФ.
Конституция РФ выражает собственное прямое действие, высшую юридическую силу и всеобщий характер. Все другие акты не могут ей противоречить. Конституция РФ признается не только главным источником права, она устанавливает содержание источников иных правовых отраслей, процедуру принятия актов нормативно-правового характера и их правовую силу.
В качестве источников права выступают федеральные законы, обладающие широким распространением в системе правовых источников. В нормах права, в т. ч. конституционных, предмет закона (то есть область отношений, которые могут регламентироваться исключительно законодательством) не определен в обобщающей форме. Однако в большинстве статей Конституции РФ отмечается, по каким вопросам должна быть применена исключительно форма закона.
Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту, который именуется Федеральным Собранием – это высший законодательный и представительный орган РФ.
Общие федеральные законы подразделяются на два вида:
1)федеральные конституционные законы;
2) федеральные законы.
Федеральные законы не могут противоречить федеральному конституционному законодательству. Федеральные конституционные законы должны быть приняты по наиболее важным вопросам, которые затрагивают гражданские права и свободы, они могут дополнять и детализировать нормы Конституции РФ, однако не вправе ее изменять.
Однако, не донца решен вопрос юридической природы соотношения федеральных законов и федеральных конституционных законов, помимо особой процедуры принятия последних. Определенные вопросы нормативного регулирования, которые регламентируются федеральным конституционным законодательством, между тем, регулируются федеральным законодательством, к примеру, процедуру выборов Президента РФ либо образования палат Федерального Собрания РФ.
На территории России используются исключительно федеральные конституционные и федеральные законы, подлежащие официальному опубликованию. Федеральный закон признается принятым с момента его принятия Государственной Думой РФ в последней редакции, федеральный конституционный закон признается принятым с момента, когда закон будет одобрен Федеральным Собранием РФ.
К подзаконным юридическим актам следует отнести нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции и другие нормативно-правовые акты министерств и ведомств в РФ.
Среди нормативных правовых актов РФ подзаконного характера самую большую правовую силу имеют нормативные указы Президента РФ. Подобные нормативные указы Президента РФ (так же, как и его ненормативные распоряжения и указы), в соответствии с частью 3 статьи 90 Конституции РФ «не должны противоречить нормам Конституции РФ и федеральному законодательству». Указы Президента РФ нормативного характера принимаются по широкому перечню вопросов жизни общества и государства. Они, так же, как и указы и распоряжения Президента РФ ненормативного характера, обязательны для выполнения по всей территории РФ.
Правительство Российской Федерации, при осуществлении исполнительной власти, издает распоряжения и постановления, обязательные для выполнения по всей территории РФ. Вместе с тем распоряжения Правительства РФ должны быть изданы по вопросам оперативного характера и признаются, обычно, индивидуальными актами.
Юридические акты субъектов РФ составляют самую значительную часть имеющихся в государстве нормативно-правовых актов. В соответствие с Конституцией РФ, а именно ст. 76 субъекты РФ издают свои законы и подзаконные акты как по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, так и по вопросам, которые находятся за пределами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Большую роль в качестве источников действующего законодательства и играют и договоры, которые принимаются внутри государства. Так, в соответствие с Конституцией РФ, а именно части 3 статьи 11, разграничение предметов ведения и компетенции между государственными органами власти РФ и государственными органами власти субъектов РФ подлежит применению, как самой Конституцией РФ, так и Федеративным договором, а также другими договорами по поводу разграничения предметов ведении и компетенции.
Среди правовых источников особым значением обладают Декларации, где содержатся наиболее важные принципы, устанавливающие строительство правового процесса. Важное регулирующее влияние среди правовых источников имеют договоры, к примеру, Федеративный договор и другие договоры нормативного содержания. Однако, следует отметить, что не только внутринациональные, но и международные соглашения признаются правовыми источниками РФ, т.к. в самой Конституции РФ имеется указание на то, что «общепризнанные положения и принципы международного права и международные соглашения РФ признаются структурным элементом ее правовой системы». И даже определяется приоритет положений международного соглашения в отношении национального законодательства. Однако, спорым признается положение, которое провозглашает приоритет договорных норм над законом.
Следует также отметить, что международные соглашения РФ ратифицированы в редакции федерального закона. Соответственно, правовая сила такого международного соглашения не больше правовой силы федерального закона РФ. С другой стороны, установленный в Конституции РФ приоритет данных положений среди российских правовых источников регламентирует приоритет этих ратифицированных соглашений в сравнении с другими федеральными законами. Положения национального закона не могут отменять положений ратифицированного международного соглашения либо ему противоречить.
Международные соглашения не могут противоречить нормам Конституции РФ и в иерархии стоят ниже по правовой силе, нежели Конституция РФ, соответственно, и ниже, в сравнении с федеральными конституционными законами. Несмотря на то, что существует позиция, что международные соглашения по правовой силе находятся после Конституции РФ, следует принимать во внимание тот факт, что международные соглашения в России ратифицируются в редакции федерального, а не федерального конституционного закона.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что международные соглашения занимают не второе место, а третье после Конституции РФ в общей иерархии нормативно-правовых актов. Конституционный Суд РФ может признать международные соглашения, которые не вступили в законную силу, противоречащими нормам Конституции РФ, в таком случае они вообще не могут применяться.
Определенное значение получает такая форма выражения норм права, как Устав, к примеру, Устав РФ и Беларуси, Устав Содружества Независимых Государств, уставы субъектов РФ. Источниками права признаются также различные актов органов местного самоуправления. Все правовые источники в комплексе составляют его систему, где имеются акты более высокой правовой силы в сравнении с другими актами. К примеру, постановлением Правительства РФ либо даже законом нельзя расширять базовые полномочия органов исполнительной власти (для этого следует принять соответствующую поправку к Конституции согласно регламентированной процедуре).
Иными словами, имеется жесткая процедура формулирования, то есть придания формы нормам конституционного права. К примеру, закрепление базовых прав и свобод человека и гражданина подлежит осуществлению только на конституционном уровне.
Таким образом, все разнообразие правовых источников можно свести к следующим разновидностям актов законодательства: Конституция РФ, конституция республики, устав края, области, города федерального значения, автономного округа, конституционный закон, федеральный закон, закон о поправках к Конституции РФ, закон субъекта РФ, закон о ратификации международного договора или соглашения.
Конституционное законодательство России в целом составляет два уровня: уровень федерации и уровень субъектов РФ, согласно предметам ведения. Однако, следует более полно применять механизмы участия субъектов РФ в законодательной деятельности на федеральном уровне. Следует отметить, что в некоторых случаях к правовым источникам можно отнести нормативно-правовые акты исполнительных органов власти федерального уровня, к примеру, акты ЦИК РФ, которые были приняты с целью реализации положений избирательного законодательства.
Процедура формирования правовых источников РФ продолжается, по этой причине правовыми источниками считаются акты, которые были приняты до создания РФ, с другой стороны, правовыми источниками считаются новые формы. Образование правовых источников в конституционном праве обладает решающим значением на правотворчество в иных правовых отраслях.