Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы.
Защите прав и свобод человека, представляющих собой личные, юридические, социально-экономические и духовные факторы, обеспечивающие людям нормальную жизнедеятельность, уделяется большое внимание в современном обществе.
Права человека были в центре внимания с незапамятных времен, когда люди начали учитывать моральные и социальные принципы общественных структур и требование поддерживать эти принципы на равной основе для всех. Но это было намного позже, после передачи строгих религиозных доктрин в Средние века, развития ранних правовых теорий в эпоху Возрождения и попыток формально контролировать права в Новое время.
Переход от формально-догматического подхода к правовому контролю демократии к подлинному и объективному является важнейшей составляющей проводимой в Российской Федерации политико-правовой реформы. Как вы знаете, основу демократии составляют процедуры, посредством которых граждане могут осуществлять свои политические права и свободы.
Система реализации политических прав и свобод Российской Федерации все еще находится в зачаточном состоянии и имеет ряд недостатков.
Система защиты реализации политических прав и свобод претерпела существенные изменения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что делает все более актуальным теоретическое изучение этого законодательства и его применение на практике.
Следует отметить, что, несмотря на то, что политические права и свободы широко изучены в юридической литературе, остается еще много нерешенных проблем, связанных с их реализацией и укреплением.
Степень научной разработанности темы.
Наиболее весомый вклад в разработку проблемы реализации политических прав и свобод внесли следующие правоведы: Афанасьева С.А., Афонин М.В., Николаев Б.В., Лебедев А.В., Мирская Т.И., Рафикова Г.Х., Галунский И.И., Хазов Е.Н. и др.
Предметом исследования являются политические свободы и права личности в Российской Федерации.
Объектом исследования является система обеспечения политических свобод и прав личности в Российской Федерации.
Основными задачами настоящего исследования являются:
1. выявление и изучение проблем, препятствующих полноценной реализации гражданами и физическими лицами в Российской Федерации своих политических прав и свобод, а также поиск путей их решения.
2. сущность и виды политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации на современном этапе;
3. изучить механизм реализации политических прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации;
4. проанализировать практику реализации политических прав и свобод в России.
Методология исследования. Диалектический метод, наряду с общенаучными и частнонаучными подходами, такими как системный подход, метод определения и деления понятий, статистический метод, сравнительный анализ, методы правовой и аналитической обработки нормативного материала, использовались для изучения политических прав и свободы граждан.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты политических прав и свобод человека и гражданина в РФ на современном этапе
1.1 Становление и развитие института политических прав и свобод в России
Для процветания современных демократических государств гражданам должен быть предоставлен широкий спектр политических прав и свобод. Система общественных и политических прав в России развивалась с течением времени, и каждая новая конституция пополняла список политических свобод и прав народа. Эта система прошла два периода развития: советский этап и современный этап.
Политические права начали формироваться в советское время. Определенные политические права, в том числе право на организацию митингов, шествий и демонстраций, а также право голоса, были предоставлены первой конституцией РСФСР, принятой в 1918 году. свернуты в результате вновь формирующейся политической структуры.
Конституция РСФСР 1925 г. внесла мало изменений в предыдущую в части обеспечения политических прав и свобод граждан. Хотя он расширил список политических прав, включив в него свободу объединений и ассоциаций, такие права по-прежнему давались не всем. Продолжалась процедура «отфильтровывания» иностранных компонентов из системы госуправления.
Конституция РСФСР 1937 г. признавала равенство всех граждан во всех сферах жизни, в том числе общественно-политической, и была значительно демократичнее своих предшественников. Гражданам была разрешена свобода слова, печати, собраний, протестов и ассоциации с общественными организациями. Значительным событием стало введение всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.Однако жесткий отбор кандидатов партийными структурами и безальтернативные выборы ограничивали влияние этого демократического права в тоталитарных режимах и однопартийных системах.
Конституция 1978 года предоставила гражданам самый широкий набор прав, доступных в советское время. Декларировалось, что гражданам РСФСР гарантируются все социально-экономические, политические и личные права и свободы. Тем не менее перечень политических свобод и прав был неполным. В дополнение к уже существующим правам и свободам новая Конституция добавила новые, такие как возможность вносить предложения и подавать жалобы в государственные органы. Однако некоторые из этих прав не были полностью реализованы до второй половины 1980-х годов.
В целом можно сделать вывод, что на протяжении всей советской эпохи государственные институты зачастую не реализовывали или откровенно нарушали социально-политические права и свободы, несмотря на их провозглашение. В условиях жесткой цензуры право на свободу слова и вероисповедания оказалось бесполезным, а право на мирные собрания и ассоциации находилось под контролем правительства. Из-за небольшого количества кандидатов и отсутствия других выборов право голоса было по своей сути недемократичным.
Современный этап эволюции публично-политического законодательства в стране начался 12 декабря 1993 г. с принятием Конституции Российской Федерации. Эта Конституция утвердила Российскую Федерацию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, что привело к предоставлению гражданам широкого спектра политических прав и свобод . Эти свободы включают свободу выражения мнений, ассоциаций и собраний, а также право на информацию, право проводить публичные мероприятия, участвовать в общественных делах и подавать петиции в государственные и местные органы власти. Применение этих политических прав, охраняемых государством, позволяет гражданам активно участвовать в управлении.
Эти политические права действительно существуют, но остаются проблемы с их ограничениями и нарушениями. Хотя политические права играют большую роль в жизни граждан, система социально-политических прав в России все еще находится в процессе развития. В результате жители часто не могут в полной мере использовать свои политические права. Следовательно, несмотря на парадоксальность этого процесса, необходимо продолжать совершенствовать систему политических прав людей и приводить ее в соответствие с демократическими нормами.
1.2. Сущность политических прав и свобод человека и гражданина
Права и свободы человека классифицируются по их уникальному содержанию, которое условно разбивается на основные сферы общественной жизни, включая экономическую, социальную, политическую, экологическую и духовную. Хотя существует множество критериев классификации этих прав, из-за их взаимозависимости и взаимосвязи, сосредоточение внимания на отдельных признаках позволяет более тщательно изучить их общее содержание.
Политические права человека необходимы, потому что они служат основой для всех других видов прав и служат стандартами, по которым правительство должно быть оценено и ограничено. Тем не менее, из-за потребности в подходящих материальных и социальных преимуществах эти права не могут быть полностью реализованы без эффективного обеспечения гражданских, экономических и социальных прав. Существенным функциональным механизмом реализации индивидуальных прав и свобод человека является взаимопроникновение этих прав и свобод.
Граждане имеют возможность активно участвовать в политике и влиять на то, как политические образования ведут свою деятельность. Их можно разделить на две важные группы: способность принимать участие в развитии и функционировании механизма публичной власти и способность принимать участие в общественной жизни, такие как право на объединение, свобода выражения мнений и свобода слова и собраний.
Способность гражданина участвовать как индивидуально, так и коллективно в общественно-политической жизни государства и в осуществлении государственной власти зависит от его способности реализовать свои политические права и свободы. Их незыблемость основана на степени политической культуры граждан и принципах демократии в конституционном строе, они создают условия для укрепления связей между личностью, обществом и государством. Вместе с взаимным уважением к личности эти права и свободы работают во взаимодействии с личными свободами.
Политические права обладают следующими ключевыми характеристиками:
универсальность (каждый должен иметь возможность их осуществлять);
субъектность (они охраняются государством и признаются в правовых нормах);
естественность (они укоренены в людях от рождения и не могут быть отняты или подконтрольны другим);
связь с гражданством (обычно признаются за гражданами конкретного государства; детерминированы возможностью индивидуального и коллективного действия)
детерминированность возможностью осуществления индивидуального и коллективного действия.
По существу, политические права человека, составляющие основу его правосубъектности как гражданина и участника политического общения, неотчуждаемы и не могут быть у него отняты.
Они позволяют людям участвовать в государственных операциях, в осуществлении государственной власти, а также в социальных и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека принята резолюцией 217 А (3) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. // СПС Консультант плюс
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // СПС Консультант плюс
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "Консультант Плюс".
4. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях"//"Собрание законодательства РФ", 16.07.2001, N 29, ст. 2950,
Специальная литература
9. Аверина Ю.А. Обращения граждан как форма взаимодействия органов государственной власти с общественностью. Ученые записки Тамбовского отделения. Российский союз молодых ученых. 2017. № 1. С. 65¬6.
10. Афанасьева С.А. Содержание и система политических прав и свобод человека и гражданина // Инновационная наука. 2015. Т. 2. № 6 (6). С. 176-179.
11. Афонин М.В. Права человека. Ярославль: ЯрГУ, 2015. 112 с.
12. Грачев Н.И. Происхождение концепции прав человека и идея либерального государства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2019. №1 (126). С. 15-28.
13. Красичков, Д. С. К вопросу о нормативно-правовом содержании и соответствующей реализации политического права на собрания, митинги, пикетирования и шествия / Д. С. Красичков // . – 2023. – № 3-5(215). – С. 34-36.
14. Мордовец А. С. Социальный механизм реализации прав человека и гражданина / Мордовец А.С.; Под ред.: Матузов Н.И. Саратов: Изд-во Сарат. ВШ МВД РФ, 2020. 286 с.
15. Мухаев, Р.Т. Теория государства и права. Ученик для вузов. – М.: Магистр-Пресс, 2019. – 163 с.
16. Назаренко, О.А.Государственный режим: теоретико – правовая характеристика. // PolitBook. – 2017. – №2. – С.167 – 174.
17. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права. – М.: Норма, 2020. – 552 с.
18. Осавелюк, А.М. Форма правления и государственный режим: поиск оптимального сочетания. // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2017. – № 1. – С. 97 - 107.
19. Рафикова Г.Х. К вопросу о конституционно-правовом механизме реализации политических прав и свобод граждан РФ // В сборнике: Современный взгляд на будущее науки. Сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 178-181.
20. Савельев, А. В. Влияние коррупции на обеспечение прав человека в России (на примере политических прав) / А. В. Савельев // Права человека: история, теория, практика: десятая Всероссийская научно-практическая конференция: сборник научных статей, Курск, 15 ноября 2022 года / Юго-Западный государственный университет. – Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2022. – С. 240-244.
21. Хазов Е.Н. Конституционные права и свободы человека, реализация стадий осуществления политических прав // К сорокалетию создания кафедры государственных и правовых дисциплин Московской высшей школы милиции МВД СССР: Сб. науч. ст. М., 2019. С. 60.
22. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография. М.: Норма, 2015. 652с.