Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что эффективность любой экскурсии во многом зависит от техники ее проведения, связи между методикой и техникой ее проведения. К технике ведения экскурсии предъявляется ряд требований. В их число входят знакомство экскурсовода с группой, правильная расстановка группы у объекта, выход экскурсантов из автобуса и возвращение в автобус (другое транспортное средство), использование экскурсоводом микрофона, соблюдение времени, отведенного на экскурсию в целом и раскрытие отдельных подтем, ответы на вопросы экскурсантов и прочее.
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскусио», вошло в русскую речь довольно поздно в XIX веке и первоначально означало как «военный набег», затем - «поездка».
Целью данной работы является характеристика технологии разработки маршрута и проведения экскурсии на тему «Васильевский остров».
Исходя из цели, определены следующие задачи:
-дать понятие экскурсионного дела и экскурсии;
-рассмотреть особенности проведения экскурсии;
-охарактеризовать историю современное состояние Васильевского острова;
-рассмотреть организацию и разработку маршрута экскурсии.
Методологическую базу работы составили труды Л.Н. Захаровой, М.П. Духвалова, М.А. Жуковой, Е.Н. Ильиной, преподавателя кафедры МСС ТГИИК Н.И. Сабитовой, и других авторов. Кроме того, в данной работе использовалась нормативная документация, ГОСТы, различные учебные пособия и справочники, материалы журнальных публикаций, раскрывающие данную проблему.
Практическая значимость работы заключается в том, что она может послужить рекомендацией для турфирм. Данная работа будет полезна и интересна всем экскурсоводам, работающим в туристском бизнесе, так и всем тем, кто собирается этим заниматься; студентам, изучающим специальности менеджмента туризма и всем тем, кому в силу своих личных или профессиональных потребностей приходится пользоваться услугами турфирм и экскурсовода.
При написании работы был использован комплекс общенаучных и специальных методов: методы статистики, такие как наблюдение, опрос, анкетирование, включенное наблюдение; методы сравнительного анализа, индукции и дедукции.
Структура данной работы состоит из введения; основной части, которая включает две главы; заключения, списка используемой литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА
1.1. Понятие экскурсионного дела и экскурсии
Экскурсии в советский период были массовыми, доступными всем категориям населения, как правило, бесплатными и всяче¬ски поощрялись поездки по краю и стране.
В Большой советской энциклопедии (1978г.) экскурсия рассматривается как форма и метод приобретения знаний и как посещение «достопримеча¬тельных чем-либо объектов». В ряде случаев отмечается необходимость про¬ведения экскурсий для одного-двух туристов.
Один из ведущих экскурсионистов России, Б.В. Емельянов, сущность экскурсии определял как, «сумму знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей и определенную систему действий по их передаче».
Экскурсия - это специфичный способ приобретения знаний, но на практике к понятию экскурсия относится и собственно один из ее признаков – маршрут [9,с.67].
В словаре туристских терминов экскурсия определяется во первых, как «процесс наглядного познания окружаю¬щего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, то есть достопримечательностей определенного города или региона заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их рас¬положения».
Во вторых, экскурсия трактуется как «тематический маршрут с це-лью посещения достопримечательных объектов и местностей».
Во второй части определения акцепт делается на самом существен-ном признаке экскурсии - наличии маршрута. Совре¬менные определения экскурсии подчеркивают, что во время экскурсий происходит освоение не только географического, социального, но, скорее всего, культурного, духовного пространства не только чужой, но и своей страны.
В отдельных случаях экскурсию рассматривают как специфичный турпродукт, призванный стимулировать продажу основного турпродукта. Рекламно - имиджиевую функцию экскурсии успешно реализуют турфирмы, бюро путешествий центрального агентства воздушных сообщений.
Однако развитие компьютерных технологий привело к появлению определе¬ний, где практически исчезают самые главные признаки экскурсии.
Рассмотрим следующее толкование: «Экскурсия - демонстративный метод сообщения знаний аудитории, наглядный способ ознакомления с какими-либо предметами или явлениями». В данном случае исчез самый существенный признак - движения, поездка, прогулка, наличие маршрута.
В аудитории, Интернете тоже можно использовать демонстративный метод сообщения знаний. В начале девяностых годов в России стали появляться идеи о полном исчезновении экскурсий в традиционной форме и исчезновении профессии экскурсовода.
Предполагалось, что проще, доступнее будет совершить экскурсию через Интернет, а на теплоходах, автобусах можно будет включать кассеты с рассказом. Не случайно, в приведенном выше определении не указывается тот факт, что объекты осматриваются под руководством экскурсовода.
Активный возврат интереса к экскурсиям в России, опроверг мрачные прогнозы. Никакая техника не мо¬жет заменить неповторимого пребывания туристов на маршруте, особых отношений в группе, ибо каждая экскурсия неповторима, каждая группа индивидуальна, она живет по своим эмоциональным законам [11,с.155].
В результате дискуссии будущие менеджеры туризма признали наиболее оптимальным следующий вариант определения экскурсии: «Экскурсия - это поездка или прогулка с целью получения знаний, отдыха, общения по заранее подоб¬ранному маршруту под руководством экскурсовода» [11,с.167].
С точки зрения экскурсовода на экскурсию можно посмотреть как на творческий процесс общения с экскурсантами ради того, чтобы донести частицу любви к своему городу, краю, чтобы показать самое интересное, прекрасное, неповторимое, что есть и в столице и в самом отдаленном таежном поселке.
1.2. Особенности проведения экскурсии
Экскурсия имеет свои признаки, элементы, среди которых наиболее существенные признаки предмета - это группа признаков предмета, каждый из которых, отдельно взятый, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью можно было отличить данный предмет от всех ос-тальных.
Одним из самых существенных признаков экскурсии является нали-чие маршрута; моторное восприятие. Многие экскурсоводы отличали осо-бое значение маршрута в экскурсии, профессор И.М. Гревс подчеркивал, что «путешественность есть душа экскурсионности». Б.В. Емельянов оп-ределял маршрут как «наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы» [15,с.121].
При разработке маршрута учитываются следующие принципы:
- Логическая последовательность,
- Безопасность, комфортность пребывания туристов,
- Аттрактивность объекта показа,
- Разнообразие ландшафта, памятников культуры,
- Равномерное распределение объектов показа,
- Отсутствие пустот, мест, вызывающих у туристов отрицатель¬ные эмоции.
Правильно разработанный маршрут во многом зависит от того, насколько хорошо экскурсовод или творческая группа изучила расположение памятников на месте, поэтому при составлении маршрута экскурсии рекомендуется выезжать на место: в начале работы и после составления схемы маршрута на бумаге.
В хорошо продуманном маршруте не должно быть много петель, повторных проездов или прогулок по принципу челнока.
Очень важно при составлении маршрута выделить ведущие для дан-ной темы памятники, на которых делается акцент в экскурсии, не остава-лись «в тени» более ярких, но менее значимых объектов.
Умение раскрывать памятник, показать его с наиболее выгодной точки, в нужном ракурсе - необходимые качества экскурсовода. Еще в древности путешественникам предписывалось, откуда, с какой точки предпочтительнее осматривать объект, по какой дороге лучше впервые въехать в город, чтобы увидеть самое достойное [5,с.83].
Необходимо составление вариантов маршрута на одну тему экскурсии, так как корпоративные клиенты, как правило, сами со¬ставляют маршрут и даже определяют объекты показа, что диктуется те¬мой конференции, симпозиума. Составляемые ими маршруты по опре¬деленной тематике предусматривают показ самых значительных ярких фрагментов городской застройки, элементов благоустройства.
Существуют хронологический, тематический, тематико-хронологический принципы построения экскурсионного маршрута.
Экскурсии по архитектурно-градостроительной тематике строятся, как правило, по тематико-хронологическому принципу: «Барокко и клас-сицизм».
Необходимо понимание того, что даже самая короткая экскурсия и даже фрагмент экскурсии, который показывает экскурсовод, например, во время конкурсов, семинаров должен иметь маршрут. Более того, показывая экскурсию в аудитории «на стуле», необходимо мысленно представлять маршрут и добиваться того, чтобы туристы «путешествовали». С этой це¬лью используются определенные речевые обороты, которые помогают представить движение группы туристов.
Профессионал постоянно совершенствует, шлифует маршрут, так как меняется облик города, транспортные схемы, появляются новые объек¬ты показа.
Грамотно выстроенный маршрут существенно влияет на качество проведения экскурсии и на конечный результат, поэтому здесь необходим не только научный, но и творческий подход, взгляд художника.