Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Кардинальные реформы в социально-экономической сфере в Российской Федерации, которые произошли в последние годы, в существенной степени затронули и область управленческой деятельности. Активное претворение в жизнь принципов рыночной системы экономики и децентрализации органов государственной власти насущно потребовали приведения методов и форм государственной административной деятельности согласно новым условиям. По этой причине повышенный интерес представителей юридической науки вызывает концепция административного договора.
Функционирование административного договора в качестве научной проблемы исследовалась учеными с начала 20 века. Относительно административного права продолжительное время была незыблемой позиция о том, что договоры не признаются источниками административного права и в качестве правовой формы в процессе управления государством, то есть распорядительной и исполнительной государственной деятельности, не подлежат применению.
Однако все больше исследователей административного права признают собственным долгом участвовать в выработке концепции законодательного регулирования административного договора в РФ.
Самое главное состоит в объективных причинах роста значения договорного регулирования. Если ранее договорные правоотношения были свойственны по большей части для трудового, семейного, гражданского права, то в настоящее время картина меняется.
В настоящее время уровень теоретической разработанной данной проблемы такова, что мы вправе говорить о теории административного договора, которая находится на стадии собственного развития.
Административный договор следует отнести к категории юридических явлений, не получивших широкого освещения в российской правовой науке. Ситуация вокруг его концепции, формировавшаяся в течение долгих лет, по большей части парадоксальна: упорно не признававшиеся советской правовой теорией административные договоры, между тем, применялись в практике управления государства на протяжении практически всего двадцатого столетия.
Однако в настоящее время проблема административного договора все еще далека от собственного разрешения, так же, как и в начале века. Только недавно начали применяться монографические исследования, которые специально посвящены теории управленческих соглашений. Однако, это лишь первые значительные шаги на данном пути. Отсутствуют акты нормативного характера, регулирующие хотя бы общие положения, связанные с применением административных договоров в управлении государством.
Определенные исследователи до настоящего времени признают, что концепция административных договоров это всего лишь безжизненная конструкция на теоретической основе. Зачастую высказывается позиция, что договор – это юридическое явление, исторически свойственное сфере частного права, в то время как в публично-правовой области приемлемо только императивное волеизъявление субъекта государственной власти. По нашему мнению, такая точка зрения как раз и не соответствует реальной эволюции данного института права. Его развитие проходило параллельно в частном и публичном праве.
Объект исследования — правоотношения, возникающие в процессе осуществления управленческой деятельности органами исполнительной власти с помощью одной из форм — административного договора.
Предметом исследования является: административный договор - как правовая форма управления, его юридическая природа, а также исторические аспекты развития административного договора в России.
Целью настоящей работы является изучение и анализ института административного договора в административном праве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть историю развития института административных договоров;
2)изучить понятие и признаки административного договора;
3)исследовать виды административных договоров;
4)рассмотреть подготовку и заключение административного договора;
5)рассмотреть функции административного договора;
6)изучить проблемы и перспективы развития административного договора.
Методологическую основу данного исследования составляют как общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация и т.д.), так и частнонаучные (формально-юридический, исторический, системный и т.д.) методы юридического исследования.
Структура данной работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1.Общая характеристика административного договора
1.1.История развития института административного договора
Образование института административного договора в отечественной и зарубежной нормотворческой и управленческой практике прошло продолжительный и достаточно тернистый путь.
В 19 начале 20 века большинство авторов придерживались мнения, что несмотря на большое значение административного акта в качестве правовой формы действий управленческого характера, в публично-правовой области имеются договоры, исполняющие управленческие функции (к примеру, подчинение, координация, распределение, организация) с целью взаимного удовлетворения интересов публичного характера.
В начале 20 века в Российском государстве дореволюционного периода опыт использования такой правовой формы, как административные договоры, не подлежал учету законодателями и практически был забыт.
Вопрос о методах управления государством и договорных формах в отечественной юридической литературе впервые был поставлен и получил поддержку определенной части научного общества в краткий период новой экономической политики в двадцатые годы.
А. И. Елистратов считал в то время развитие договорного начала в науке административного права потребностью учесть растущее самосознание масс в политической сфере, осознание общности собственных профессиональных и жизненных интересов. Он придерживался мнения, что властвование, которое не берет во внимание волю подвластных, может потерять почву под собой и считал, что, несмотря на то, что в административной праве существует принцип одностороннего властвования, в определенных случаях применение договора вместо нажима принудительного характера является более целесообразным, так как позволяет заниматься экономией финансовых и материальных средств.
В период с 1934 по 1936 годы на смену генеральным договорам пришли протокольные соглашения, которые признавались административными актами и по этой причине не порождали никаких обязательств в гражданско-правовой сфере между органами, ее подписавшими. После этого и данные соглашения были заменены нормативными актами административного характера на внедоговорной основе – главными либо общими условиями поставки. Причиной же опять выступила военно-политическая ситуация того периода времени.
Во время централизованного жесткого руководства любой стороной общественной и государственной жизни, существования плановой системы экономики в бывшем Советском Союзе, отсутствие рыночных правоотношений в народной системе хозяйства компетенция органов управления государством в краях, областях, республиках, районах и городах была ограничена и специфична.
Главной правовой формой деятельности государственных органов исполнительной власти в период с 40 по 60-е годы выступило издание правовых актов подзаконного характера, то есть односторонних властных юридических предписаний, которые подлежали немедленному исполнению и регулировали управленческие правоотношения лишь по вертикали. В те годы был сформирован мощный механизм плановых директив. Государственные акты административного характера часто устанавливали субъектов и содержание договоров гражданско-правового характера.
Выступая в практической деятельности достаточно важным институтом административного права, в последние годы административных договор во многих государствах стремительно приобретает большое распространение в области действия публичного права.
Существенное усиление значения государственных горизонтальных управленческих отношений, соответственно, и более часто применение такой административно-правовой формы, как заключение исполнительными органами власти всех уровней, местной администрацией административно-правовых договоров, на данный период времени связано с:
- принятием в 1993 году Конституции РФ и предшествовавшим этому заключением Федеративного договора;
- разграничением полномочий между государственными органами власти РФ и субъектов РФ;
- формированием обширного перечня полномочия РФ и субъектов РФ;
- выделение местного самоуправления, органы которого уполномочены самостоятельно решать местные вопросы, осуществлять владение и распоряжению собственностью муниципальных органов;
- предоставлением права государственным органам власти РФ, субъектов РФ, местному самоуправлению делегировать друг другу по взаимному согласию определенную часть властной компетенции;
- обширным развитием предпринимательских отношений и созданием рыночной системы, необходимого регулятивного влияния на них со стороны органов государства.
Усиление внимания к административным договорам непосредственно связано с изменением административного законодательства РФ, которое оказывало содействие изменению предмета административного права, возникновению новых взглядов на его функции, содержание, институты, принципы.
Несмотря на это, все более широкое применение административно-договорного права сегодня связано с изменениями отношений собственности, отменой планового распределения, желанием привести в порядок систему административных предписаний.
1.2.Понятие и признаки административного договора
Административным договором признается соглашение двух либо более субъектов административно-правовых отношений, которое влечет установление, преобразование и прекращение прав и обязанностей административного характера.
Договор выступает в качестве универсального средства нормативного регулирования и используется в качестве регулятора отношений в обществе во всех правовых отраслях. Удельное значение и вес нормативного регулирования устанавливается содержанием и сущностью соответствующей правовой отрасли .
К публично-правовым договорам следует отнести федеративные, конституционные, международные, административные, налоговые, финансовые и иные договоры. В качестве самого яркого представителя частноправовых договоров выступает гражданско-правовой договор. В отношениях управленческого характера зачастую присутствует подчинение и власть, тогда как участники сделок в гражданском праве выступают в качестве равноправных субъектов.
А между данными принципиально различающимися разновидностями правовых связей находят место правоотношения смешанного характера, в которых в той либо другой пропорции сочетается равноправие и власть. Еще больше с властной основой связан трудовой договор, договор о платном обучении в аккредитованном государственном вузе, а также продажа приватизационных объектов на конкурсе .
Административный договор также представляется из себя разновидность сделок, в которых равноправие сторон тем или иным образом связано с полномочиями властного характера одной либо даже обеих сторон, принимающих участие в договоре.
Административный договор является одним из видов публично-правового договора. В механизме правовых связей он занимает определенное место между административным актом, который определяет одностороннее изъявление воли специально уполномоченного органа государственной власти, и частноправовым договором, который основывается на равноправии сторон.
Вышеизложенные общие принципы договорных правоотношений действуют в отношении административных договоров с некоторыми ограничениями, которые обуславливаются характерными чертами административно-правового регулирования .
Определенные элементы договоров могут существовать во всех отношениях управленческого характера, в т. ч. и в субординационных правоотношениях. Обычно, в подобных случаях законодатель говорит о содействии, согласовании, взаимодействии, одобрении координации действий субъектов административно-правовых отношений. Однако зачастую частные случаи применения конкретных договорных элементов преобладают.
Заключение административного договора всегда предполагает конкретное равноправное согласование сознательно-волевого характера субъектами административно-правовых отношений, которые опосредуют горизонтальные правоотношения управленческого характера.
Административным договором признается соглашением двух либо более субъектов административного права, приводящее к установлению, изменению либо прекращению административных прав и обязанностей. Он признается юридическим фактом, его заключение предполагает формирование административного правоотношения. С его непосредственной помощью административно-правовые нормы претворяются в жизнь, происходит перевод абстрактных правовых предписаний в определенные правоотношения.
Административный договор, как и другие явления юридической действительности, обладает собственной морфологией, выраженной в комплексе его компонентов, которыми являются участники (субъекты), объект (предмет) и правовое содержание. Логическая связь и взаимодействие данных компонентов дает возможность квалифицировать определенные отношения как административно-договорные и показать юридическую связь субъектов административного права в связи с предусмотренным законом объектом путем формирования системы прав и обязанностей сторон или системы норм административного права.
Субъектом административного договора является определенное административно-правовыми нормами лицо, которое наделяется административной правосубъектностью. Вместе с тем, следует заметить, в первую очередь, что в отличие от договора в гражданском праве субъектом административного договора потенциально может быть не любое лицо, а лишь то, по отношению к которому прямо определена надлежащая административная правосубъектность, во-вторых, состав субъектов административного договора всегда подразумевает наличие хотя бы одного из субъектов, который наделен в регламентированном поряд
Фрагмент для ознакомления
3
использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.02.2023)// Российская газета, N 256, 31.12.2001
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Российская газета, N 49, 11.03.2015.
Научная и учебная литература:
4. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» /Н. Д. Эриашвили, С. Н. Бочаров, А. В. Зубач [и др.] ; под ред. В.Я. Кикотя, Н.В. Румянцева, П.И. Кононова. 7-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 743 с.
5. Административное право. Учебник под общ. ред. Зубача А.В. - 2022. - 530 с.
6. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 736 с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2014. - 528 с.
8. Бодгаев Д. Б. Юридическая природа и сущность административного договора // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. -2019. – С. 282-284
9. Борисова К.В., Качалов П.Н. К вопросу о роли административного договора в системе административного права // Актуальные проблемы взаимодействия общественности с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Сборник научных статей. - 2017. - С. 48-50.
10. Братановский, С. Н. Административное право России : учебник / С.Н. Братановский, К.М. Конджакулян, М.С. Братановская. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 499 с.
11. Бурбело Б.Ю. Административный договор как средство правового регулирования государственной службы // Журнал «Закон и право». -2016. - С. 41-44.
12. Волков, А. М. Административное право: учебник / A.M. Волков, А.С. Дугенец. — Москва : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2017. — 288 с.
13. Денисчева Т.А. Классификация административных договоров // Личность и общество в современной культуре. Сборник научных статей. - 2018. - С. 166-169.
14. Елистратов А.И. Очерк административного права. М., 1987. – С. 83-84
15. Ефремова Ю.Л., Цалюк А.М. Административный договор как форма государственного управления // Проблемы государственно-правового строительства в современной России: анализ. тенденции, перспективы. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 54-57.
16. Завьялова И. С., Махина С. Н. Административный договор в системе организации государственно-управленческой деятельности Российской Федерации // Журнал «Территория науки».-Выпуск № 2 / 2016. – С. 19
17. Зотова С.А., Евстигнеева М.С., Горбенко О.С. Теория административного договора // Журнал «Академическая публицистика». - 2017. - № 2. - С. 196-201.
18. Иванов Р.А. Административный договор в системе организации государственно-управленческой деятельности РФ // Журнал «Молодой исследователь: от идеи к проекту». - 2018. - С. 115-117.
19. Иптышева Е. Н. Административный договор в системе источников административного права // Журнал «Научные исследования». – 2021. – С.36-38
20. Карпов О.В., Арбузов Д.А. О некоторых проблемах применения административного договора в РФ // Журнал «Ученые записки». - 2021. - № 2 (38). - С. 84-87.
21. Карпов О.В. К вопросу о правовой природе административного договора // Журнал «Аллея науки». - 2019. - Т. 1. - № 1 (28). - С. 763-767.
22. Матвеев С.П. О соотношении административного договора и трудового договора // Журнал «Вопросы трудового права». - 2019. - № 1. - С. 52-54
23. Миронов А. Н. Административное право: учебник / А.Н. Миронов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2021. — 320 с.
24. Осинцев, Д. В. Административное право : учебник для вузов / Д. В. Осинцев. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 617 с.
25. Попов А.И. Основные подходы к пониманию функций административного договора // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2020.- № 4 (50). - С. 116-119.
26. Россинский Б. В. Административное право: Учебник для вузов / Россинский Б.В., Старилов Ю.Н., - 6-е изд., пересмотр. - Москва : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640 с.
27. Савин А.А. Административный договор: понятие, признаки, особенности // Журнал «Синергия Наук». - 2019.- № 35. - С. 428-435.
28. Синдеева И.Ю. Соотношение частного и публичного в административном договоре // Административное и муниципальное право. -2014. - № 5 (17). - С.78-83.
29. Шевченко К.Ю. Административный договор: сущность правового феномена // Журнал «NovaUm.Ru». -2017. -№ 10. - С. 246-248.
30. Юсупов В. А. Право и советское государственное управление (административно-правовой аспект проблемы) Казань, 1999. – С. 141-143