Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества перед школьной практикой стоит важная задача - сформировать личность, способную самостоятельно решать существующие проблемы, при этом активно используя знания, полученные в школе.
Такие глубокие знания могут быть достигнуты только в том случае, если во время обучения основное внимание уделяется их развивающей функции.
Принцип силы, осознанности и активности в обучении на данный момент остается одним из ведущих принципов в обучении детей математи-ке. Реализация этих принципов предполагает развитие у учащихся таких качеств, которые характеризуются высоким уровнем мотивации и осо-знанной потребностью в математических знаниях и навыках.
На сегодняшний день проблема развития познавательной самостоя-тельности младших школьников стоит очень остро. Меньший интерес к обучению, когнитивное «безразличие» к предмету, сложность математиче-ской программы, с одной стороны, и традиционные, объяснительные и ил-люстративные методы обучения, которые в меньшей степени способствуют формированию активной, любознательной личности, с другой, противоре-чат требованиям к уровню образования и развития учащихся начальной школы.
Познавательный интерес в большинстве случаев возникает не сам по себе, он часто является следствием определенных педагогических воздей-ствий и хорошо организованной педагогической среды, т.е. используемых технологий.
Познавательный интерес младшего школьника означает его готов-ность и желание самостоятельно продвигаться в овладении знаниями и навыками, что, в свою очередь, позитивно отражается на учебной деятель-ности. Проблема формирования познавательного интереса у младших школьников широко освещена в работах Н. А. Половниковой, М. М. Ма-хмутовой, Б. П. Есиповой, Т.И. Шамовой и других. Исследователи отме-чают, что необходимо воспитывать у школьников потребность учиться са-мостоятельно, учить их, развивать в них способность к самообразованию, приобретать знания самостоятельно.
В настоящее время в педагогической теории и практике существует множество подходов к обучению, которые влияют на развитие и формиро-вание познавательного интереса у младших школьников. Одним из них являются игровые технологии, которые, по определению Г. К. Селевко, повышают активность, самостоятельность и интерес учащегося к процессу обучения, превращают учебную деятельность в деятельность, связанную с личностью, и значительно облегчают процесс приобретения новых знаний и навыков. Другими словами, игровые технологии имеют ряд инструмен-тов, которые позволяют учащимся активизировать свою деятельность.
В обучающей игре учитель является организатором самостоятельно-го педагогического познания учащихся. Взаимодействие младших школь-ников с учебным материалом, с учителем и одноклассниками строится как учебно-познавательное, в котором учитель является не только источником информации, но и организующим принципом в создании познавательного интереса к учебному материалу. Это особенно верно в тех случаях, когда игровые технологии используются как метод изучения нового материала.
Известно, что в практике преподавания математики и вообще любого урока в школе игровые технологии используются давно, но в основном как одно из средств организации внеклассной работы по предмету. Во время самого урока они участвуют в игре с нерегулярными интервалами, время от времени и только в нескольких вариантах определенных типов игр.
Возрастающая умственная нагрузка и сложность математического материала заставляют нас задуматься о том, как ученики могут развить интерес к материалу и усилить свое внимание на протяжении всего учебно-го времени.
Известно, что интерес к математике у большинства школьников во многом зависит от методов преподавания учителя, от того, насколько уме-ло он организует педагогический процесс. Учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок в классе работал с энтузиазмом и проявлял инте-рес. Только тогда этот факт может быть использован в качестве отправной точки для возникновения и формирования любознательности и познава-тельного интереса к изучаемому материалу. Это особенно актуально в младшем школьном возрасте, когда у ребенка еще только определяются и формируются постоянные интересы и склонности к определенному пред-мету обучения. И именно этот период наиболее благоприятен для раскры-тия привлекательных сторон такой серьезной науки, как математика.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы ис-следования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвя-щенных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, вы-делить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и си-стематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить условия использования игровых практик на уроках математики в начальной школе, которые повышают ин-терес и мотивацию к обучению у младших школьников.
Объектом исследования является процесс обучения математике учащихся начальной школы с целью развития соответствующих знаний с помощью игровых методов обучения, а также повышения интереса и мо-тивации к обучению.
Предметом исследования являются основы и принципы использо-вания игровых практик на уроках математики в начальной школе для по-вышения интереса и мотивации к обучению у младших школьников.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы явля-ется выявление благоприятных условий для использования игровых прак-тик на уроках математики в начальной школе с целью повышения интереса и мотивации к обучению у младших школьников.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть понятие игрового метода и особенности его примене-ния;
- изучить способы повышения интереса к обучению младших школь-ников на уроках математики;
- детально проанализировать игровые методы обучения на уроках математики в начальной школе;
- проанализировать интерес младших школьников к обучению на уроках математики;
- проанализировать результаты экспериментальной работы, прове-денной с младшими школьниками, с применением игровых методов обу-чения на уроках математики.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при организации уроков математики в начальной школе использовать игровые методы, то это будет способствовать повышению интереса к обучению младших школьников в начальной школе.
База исследования: Исследование проводилось среди 32 учеников 3-го класса школы № ____. ___________ (нужно указать Ваш город). Средний возраст – 8-9 лет.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изу-чение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статисти-ческий анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по финансовому праву и преподаванию, статистику и ин-тернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для сту-дентов ВУЗов - М.: Академия, 1997.
2. Агаркова Т.Ф. Дидактическая игра - средство обучения детей ше-стилетнего возраста // Журнал «Начальная школа», 1989, №5, с. 24-25.
3. Архипенко Ф.Г. Игра в учебном процессе. // Журнал «Начальная школа», 1989, №4, с. 4-6.
4. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Методика современного от-крытого урока математики. 1-2 классы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. - М.: Просвещение, 1968.
6. Болотина Н.И. Дидактическая игра одно из средств активизации познавательной деятельности детей // Журнал «Начальная школа», 1987, №12, с. 42-43.
7. Братамова Т.А. Методика организации игр-исследований с млад-шими школьниками // Журнал «Начальная школа», 2008, №5, с. 41-43
8. Быкова Т.П. Нестандартные задачи по математике: 1 класс - М,: Изд-во «Экзамен», 2010
9. Вапняр Н.Ф. Использование математических игр на уроке. // Жур-нал «Начальная школа», 1991, №3, с. 27-29.
10. Волкова С.И. Дидактическая игра и игровые упражнения. // Журнал «Начальная школа», 1987, №6, с. 24-28.
11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребен-ка. // Журнал «Начальная школа», 1966, №15.
12. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 1991.
13. Давыденко Ж.П. Элементы игры при обучении шестилеток. // Журнал «Начальная школа», 1989, №10, с. 62-67.
14. Дроботенко Н.М. Нестандартный урок математики. // Журнал «Начальная школа», 2005, №1, с. 58-61.
15. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по матема-тике для 1 класса четырехлетней начальной школы: пособие для учителя, 2- е изд. - М.: Просвещение, 1989.
16. Зацепина Т.В. Использование игры при проверке вычислитель-ных навыков. // Журнал «Начальная школа», 1988, №1.
17. Земцова Т.В., Сушкова Е.Ю. Роль дидактической игры на уро-ках математики // Журнал «Начальная школа», 1988, №10, с. 39-42.
18. Игнатьев Е.И. Занимательные задачи по математике, 5-9 классы - Х.: Изд-во «Ранок», 2011
19. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уро-ках математики. // Журнал «Начальная школа», 1999, №8, с. 36-37.
20. Кутеева Е.А. Игра как средство формирования элементов вос-питания. // Журнал «Начальная школа», 1985, №11, с. 46-49.
21. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Журнал «Начальная школа», 2008, №2, с. 8-9
22. Маркова А.К. Формирование интересов и мотивов учебной де-ятельности. - М., 1990.
23. Мартынова И.И. Учеба может быть радостной. // Журнал «Начальная школа», 2005, №4, с. 40-44.
24. Марченко Т.В. Час занимательной математики. // Журнал «Начальная школа», 2000, №7, с. 106-107.
25. Махмутов М.И. Проблемы обучения математики. Педагогика, 1985.
26. Овчинникова В.С. Современные проблемы методической под-готовки к обучению математики // Журнал «Начальная школа», 2008, №12, с. 72-80
27. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Посо-бие для учителя.-М.: Просвещение, 1996.
28. Потапенко Н.В. Игра «Математические пазлы». // Журнал «Начальная школа», 2006, №9, стр. 91.
29. Слободина В.И. Как сделать урок интересным // Журнал «Начальная школа», 2008, №2, с. 17-20
30. Соболева Т.И. Занимательная математика. М.: Просвещение 1985.
31. Сухарева Л.С. Логические игры. 1-4 классы - Х: Изд-во «Ра-нок», 2012
32. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М.: Просвещение, 1975.
33. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников. - Минск, 1970. - 58 с.
34. Царева С.Е. Непростые простые задачи. // Журнал «Начальная школа», 2005, №1,
35. Шаманская И.В. Обучение в процессе игры. // Журнал «Начальная школа», 1988, №10, с. 43-45.
36. Шамова Т.И. Активизация познавательной деятельности уча-щихся общеобразовательной школы. - М., 1976.
37. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
38. Ширяева Ф.Г. Игра на уроках математики у шестилеток. // Журнал «Начальная школа», 1991 г., №1, с. 29-32.
39. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8-9 лет): Рабочие тетради: В 2-х частях, часть 2 - М,: Росткнига, 2009
40. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.
41. Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражне-ния: 2 класс - М.: Изд-во «Экзамен», 2011.