Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В обществе власть проявляется в отношениях между людьми. Эти от-ношения, как правило, характеризуются подчинением воли одних субъектов воле других. Никогда нельзя забывать, что одним из важнейших признаков государства является наличие публичной политической власти. Власть при-дает обществу целостность, а так же является важным фактором организо-ванности и дисциплинированности. Вопрос о власти всегда актуален, потому, что власть во всех сферах жизнедеятельности людей выступает в качестве ор-ганизующего и направляющего начала. Ни одно общество не может суще-ствовать без власти, и прежде всего в ней нуждается государство. Актуаль-ность так же связана с социально-политическими изменениями, происходив-шими в Российской Федерации в последние десятилетия.
Развитие гражданского общества является важным национальным и международным приоритетом современной эпохи. Будущее России, её место в мировом сообществе в значительной мере зависят от включенности в этот процесс, обеспечивающий возможность самореализации личности.
Государственная власть выступает в качестве одного из существенных признаков государства. 1 часть 3 статьи Конституции РФ гласит, о том что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее мно-гонациональный народ». Народ осуществляет свою власть через органы государства, с помощью которых и реализуется государственная власть.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются общественные, возникающие в процессе осуществления государственной власти государ-ством.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие взаимодействие государства и государственной власти, государства как но-сителя этой власти.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ВЛАСТИ
1.1 Происхождение государственной власти
Общество возникло гораздо раньше государства (если первое - около 3-4, 5 миллионов, то второе - всего лишь 5-6 тысяч лет назад).
Особенностью социальной власти и норм догосударственного периода являлось то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально- экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, низкой его производи-тельностью. Отсюда - необходимость в совместном проживании, в обще-ственной собственности на средства производства и распределении продук-тов на основе равенства.
Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества.
Признаки социальной власти, существовавшей в догосударственный период:
- распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;
- была непосредственно общественной, строилась на началах пер-вобытной демократии, самоуправления (т. е. субъект и объект власти здесь совпадали);
- органами власти выступали родовые собрания, старейшины, вое-ноначальники и т. п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедея-тельности первобытного общества.
Признаки норм, существовавших в догосударственный период:
- отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (исторически сложившимися правилами поведения, во-шедшими в привычку в результате многократного и длительного примене-ния);
- существовали в поведении и в сознании людей, не будучи, как правило, закреплены в письменной форме;
- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответ-ствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из ро-да);
- ведущим в них способом регулирования выступал запрет (систе-ма табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;
- выражали интересы всех членов рода и племени.
Государство - политическая структура особого рода, возникшая на определенном этапе социального развития, представляющая собой цен-тральный институт власти в политической системе конкретного общества.
1.2 Понятие и общая характеристика государственной власти
Анализ научной литературы позволяет выделить множественность подходов в понимании власти и ее природы. В частности, можно остановить-ся на следующих подходах.
Теологический, в основе которого лежит представление о божественной природе власти, как неотъемлемом условии взаимоотношений людей друг с другом и Богом. Как писал апостол Павел: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены» .
Биологический, определяет власть как вытекающую из общих свойств людей и животных, проявляющих агрессию как инстинкт борьбы, направ-ленной против представителей того же вида за добычу, продолжения рода, территорию, самоутверждения.
Телеологический, связывает власть, «как способ достижения цели, по-лучение желаемого результата» .
Бихевиористский, выводит власть из особенностей человеческой психи-ки и поведения, при которой «одни люди жаждут власти и доминирования, а другие подчиняются, добровольно, это обстоятельство и обеспечивает ба-ланс, равновесие в системе властеотношений» .
1.3 Свойства государственной власти
От признаков государственной власти можно перейти к ее свойствам, которые в последующем позволят выделить основные специфичные черты государственной власти.
В политико-правовом значении, государственная власть характеризу-ется следующими свойствами:
- выраженное в концентрированной форме представительство всего общества, а не отдельной части населения или лиц. Политическая воля госу-дарства становится политической волей общества или большей его части при формировании политического курса страны, как внутри нее, так и за ее пре-делами, в соответствии с этой волей. Придание данной воле общеобязатель-ного характера возможно только через государство и его органы, где она проходит испытание на лояльность интересам всего сообщества с целью ее реализации посредством государственной власти;
- по политической природе государственная власть, имеет универ-сальный, общесоциальный характер, несмотря на имеющиеся полиэтнич-ность, поликонфессиональность, сложное территориальное устройство и т.д. Политическая цельность государственного образования обуславливает един-ство его государственно-властного пространства;
- политические связи и отношения государства с каждым членом общества юридически оформляется и реграментируется институтом граж-данства (подданства), что представляет собой устойчивую политико-правовую связь человека с государством на основе юридически закреплен-ных и признаваемых большей частью населения прав и обязанностей, выте-кающих из исторически сложившихся в обществе форм и способов взаимо-отношений государства с населением;
-государственная власть как верховная власть на определенной терри-тории осуществляет воздействие на общественные отношения посредством принимаемых (издаваемых) правовых норм, доведение их содержания до населения, а также применения мер юридической ответственности за проти-воправные деяния. С.А. Котляровский писал: «власть и право - две стихии государства, хотя не в одинаковой степени первоначальны. Однако мы мо-жем пользоваться обычным сопоставлением права и государства, если толь-ко не забудем, что essential государство - власть, особым образом квалифи-цированная, но все же именно власть» .
В работе проводится комплексный анализ одного из свойств государ-ственной власти - ее легитимности. В России государственная власть всегда имела и имеет определяющую роль в жизни общества. В наше время ее зна-чение все так же велико, но вместе с тем к ней предъявляются все более высо-кие требования. Она должна быть более организована и упорядочена, она должна быть легальна и легитимна.
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
2.1 Формы осуществления государственной власти
Государственное строительство в современных государствах требует должного теоретико-методологического обеспечения в контексте единого и непротиворечивого восприятия содержания базовых категорий, лежащих в основе соответствующих трансформационных процессов. Построение систе-мы органов публичной власти, распределение полномочий (разграничение компетенции) между ними, отнесение их к тем или иным ветвям государ-ственной власти, определение критериев и субъектов делегирования власт-ных полномочий, а также многое другое, должно происходить на основе адекватного понимания категории «механизм государственной власти».
Соотношение форм и методов деятельности органов государства - одна из наиболее сложных проблем общей теории права и административного права, которая наполнена классификациями и понятиями, сложными для восприятия. Авторы исследовательских работ по указанной тематике зача-стую сами отмечают субъективность подходов коллег и не совпадающие трактовки отдельных элементов, что никак не приближает исследователя к пониманию общей тематической концепции.
В теории права понятия «форма» и «метод» раскрываются в соотно-шении с различными функциями государства. Под формой, как правило, «понимается однородная деятельность органов государства, посредством ко-торой реализуются его функции» . При этом все формы, в зависимости от того, влекут они юридические последствия или нет, подразделяют на право-вые и неправовые (организационные).
В системе правовых форм выделяют правотворческую, правопримени-тельную и правоохранительную формы. В свою очередь, к неправовым (ор-ганизационным) формам, как правило, относят организационно-регламентирующую, организационно-хозяйственную, организационно-идеологическую. Указанные формы деятельности находят свое выражение в непосредственной повседневной деятельности органов государственной вла-сти.
В научной юридической литературе используют различные термины применительно к формам деятельности органов государственной власти. Например, «формы управленческой деятельности» , «формы деятельности государственной администрации» , «формы деятельности органов исполни-тельной власти» . В науке административного права такие понятия часто отождествляют с управленческой деятельностью, хотя и по вопросу интер-претации самого понятия «государственное управление» существует боль-шое количество несовпадающих предварительных теорий.
Так, Н.М. Добрынин под формой понимает «проявления деятельности государственных органов по достижению поставленных целей» .
По мнению Ю.М. Козлова, «форма есть внешнее практическое выра-жение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления» .
Г.В. Атаманчук пишет, что «форма управленческой деятельности - это внешние постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реа-лизации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
специальная и научная литература:
2. Административное право России: учебник и практикум / под ре-дакцией А.И. Стахова, П.И. Кононова. 2–е изд., пер. и доп. – Москва: Юрайт, 2018. – 481 с.
3. Алексеев С.С. и др., Теория государства и права: учебник/ отв. ред. В.Д. Перевалов. 5–е изд., переб. и доп. – М., 2021. – 552с.
4. Алексеев С.С. Предмет советского гражданского права и метод гражданско–правового регулирования / С.С. Алексеев // Антология ураль-ской цивилистики. 1925 – 1989: сборник статей. – Москва: Статут, 2001. – С. 54 – 68.
5. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алек-сеев, В.Д. Перевалов. – М.: Норма: Инфра–М, 2017. – 568 с.
6. Алехин А.П. Административное право России. Общая часть: учебник для вузов / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий. 4–е изд. – Москва: Зерцало–М, 2018. – 480 с.
7. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лек-ций / Г.В. Атаманчук. 2–е изд., доп. – Москва: Омега–Л, 2004. 578 с.
8. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах. – Москва: Норма: Инфра–М, 2000. – 640 с.
9. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2–е изд., изм. и доп. – Москва: Норма, 2005. – 799 с.
10. Братановский С.Н. Административное право: учебник / С.Н. Бра-тановский. Саратов: Электронно–библиотечная система IPRbooks, 2012. – 511 с.
11. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем./Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл П. П. Гайденко /М. Вебер. – М., 1990. – 808 с.
12. Добрынин Н.М. Государственное управление. Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства: учебник / Н.М. Добры-нин; научный редактор А.Н. Митин. – Новосибирск: Наука, 2010. – 407 с.
13. Дюверже М. Политические партии / М. Дюверже. – М. : Академи-ческий проект, Гаудеамус, 2013. – 323 с.
14. Еропкин М.И. Избранные научные труды / М.И. Еропкин; под общей научной редакцией А.П. Шергина, В.Г. Татаряна. – Москва: Эксмо, 2010. – 688 с.
15. Иванов Р.Л. Легитимность государственной власти / Р.Л. Иванов // Вестник ОмГУ. Серия. Право. – 2012. – №1 (30). – С.6–17.
16. Истон Д. Системный анализ политической жизни (1965) // Поли-тология: хрестоматия / Сост. проф. М.А. Василик, доц. М.С. Вершинин. – М., 2000. – 843 с.
17. Кобзарь–Фролова М.Н. Административно–правовые формы и методы регулирования экономической деятельности таможенных органов / М.Н. Кобзарь–Фролова, В.А. Фролов // Актуальные вопросы публичного права. – 2014. – № 1 (25). – С. 44 – 53.
18. Козлов Ю.М. Административное право: учебник / Ю.М. Козлов. – Москва: Юристъ, 2005. – 554 с.
19. Кононов П.И. Административное право России: научно–практический курс / П.И. Кононов. – Москва: Юнити–Дана, 2017. – 207 с.
20. Коренев А.П. Административное право России: в 3 частях. Ч. 1 / А.П. Коренев. – Москва: Щит–М, 1996. – 279 с.
21. Котляровский С.А. Власть и право. Проблемы правового госу-дарства / С.А. Котляровский. – СПб.: Издво «Лань», 2001. – 234 с.
22. Ларина Е.А. Критерии легитимности государственной власти / Е.А. Ларина // Таврический научный обозреватель. – 2015. – №2–2. – С.53–55.
23. Лассуэл Г. Язык власти / Политическая лингвистика. Вып. 20. – Екатеринбург, 2006. – 256 с.
24. Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной ан-тропологии; сост., пер. с фр., предисловие, вступит, статья, комментарии А. Б. Гофмана. – М. : КДУ, 2011. – 288 с.
25. Парсонс Т. Социальная система / Т. Парсонс. – М. : Академиче-ский проект, 2018. – 246 с.
26. Попова Н.Ф. К вопросу об административно–правовых формах и методах деятельности органов исполнительной власти / Н.Ф. Попова // Вест-ник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2011. – № 8 (70). – С. 47 – 55.
27. Рассел Б. Власть / Б. Рассел. – М. : Идея–пресс, 1999. – 323 с.
28. Россинский Б.В. Формы и методы государственного управления в современных условиях развития: монография / Б.В. Россинский, А.И. Ста-хов, С.В. Запольский [и др.]; под общей редакцией С.В. Запольского. – Москва: Прометей, 2017. – 394 с.
29. Стахов А.И. Административные регламенты органов исполни-тельной власти: учебное пособие / А.И. Стахов, Д.Г. Домрачев. – Киров: Ра-дуга–Пресс, 2013. – 185 с.
30. Тарасов С.А. Лицензирование как метод государственной разре-шительной политики в сфере предпринимательской деятельности: диссерта-ция ... кандидата юридических наук / С.А. Тарасов. – Москва, 2001. – 196 с.
31. Теория государства и права: учебник / под ред. А.В. Малько, А.Ю. Саломатина. 3–е изд. Санкт–Петербург: Юридический Центр Пресс, 2016. 432 с.
32. Чермянинов Д.В. К вопросу о формах и методах деятельности государственной администрации / Д.В. Чермянинов // Вестник Тюменского государственного университета. – 2019. – Т. 5. – № 1. – С. 121 – 130.
33. Юрьева Ю.С. Лицензирование как форма деятельности органов исполнительной власти: автореферат диссертации ... кандидата юридических наук / Ю.С. Юрьева. – Саратов, 2008. – 23 с.