Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современная эпоха в развитии российского общества характеризуется радикальными преобразованиями во всех сферах жизни. Одним из негативных последствий реформ в России является ухудшение криминальной ситуации. Особенно серьезной стала угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в ходе реформирования социально-политической структуры и экономической деятельности. Одним из основных факторов, способствующих росту преступности, особенно в ее организованных формах, является неполнота правовой базы. В настоящее время организованная преступность в стране достигла масштабов, опасных для национальной безопасности. Последовательный рост уровня организованной преступности и криминального профессионализма сопровождается использованием преступниками значительных денежных сумм для подкупа должностных лиц, созданием коррупционного слоя на всех уровнях государственного аппарата, обеспечивающего прикрытие преступной деятельности и препятствующего нормальному функционированию оперативных подразделений органов следствия, дознания и судебных органов.
Основные недостатки в раскрытии преступлений заключаются в том, что остается слабой оперативно-розыскная деятельность в криминальной среде, оперативные сотрудники органов внутренних дел не в полной мере реализуют полномочия, возложенные на них Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности " (ред. от 28.12.2022) (далее - ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ). Не всегда разумно используются возможности оперативно-технических подразделений.
Поэтому интересы борьбы с преступностью и, в частности, с ее организованными формами, требуют упреждающих мер оперативного характера для получения информации о преступной деятельности и намерениях организованных групп и противопоставления им более совершенных методов организации и тактики борьбы с преступностью.
В общей системе оперативно-розыскных средств, используемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью (ст.6 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ), оперативное проникновение занимает особое место, его называют вершиной оперативно-розыскной работы. Действительно, зачастую раскрытие преступной группы невозможно без внедрения в нее соответствующих источников информации. Работа под прикрытием предполагает творческий подход со стороны руководителя, артистизм со стороны исполнителей и большой риск. Изложенное и обусловило выбор темы исследования и определило ее актуальность.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов организации деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ.
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие вопросы организации деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ.
Целью исследования является исследовать проблемные вопросы организации деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности;
2. исследовать задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности;
3. рассмотреть органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
4. выявить особенности осуществления оперативно-розыскных мероприятий должностным лицом, проводящим проверку сообщения о преступлении;
5. проанализировать процессуальные особенности и проблемы проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Введенский А.Ю., Долгополов П.С., Кокурин Г.А., Маколкин Н.Н., Позднов М.С., Сумин А.А. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем организации деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, списка литературы.
Глава 1.Понятие и правовые основы оперативных подразделений правоохранительных органов в РФ
1.1.Нормативно-правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности
Правовая база представляет собой ряд законов, подзаконных актов, ведомственных приказов и местных должностных инструкций, которые регулируют отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
В связи с комплексным характером ст. 4 ФЗ №144-ФЗ от 12 августа 1995 года, для ее правильного понимания необходимо руководствоваться пластами законов, подзаконных актов и подзаконных актов .
Пункт 1 ст. 4 ФЗ №144-ФЗ от 12 августа 1995 года в первую очередь отсылает к Конституции РФ, Федеральному закону №144-ФЗ от 12 августа 1995 года, другим федеральным законам и принятым на их основе иным правовым актам федеральных органов власти как правовой основе полицейского расследования.
Конституция РФ как основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на территории РФ, закрепляет важнейшие принципы общественных отношений, складывающихся между правоохранительными органами и гражданами в борьбе с преступностью. Это общеправовые принципы, прежде всего признание государством высшей ценности прав и свобод человека (ст.2), равенство граждан перед законом (ст.19), соблюдение норм международного права в области прав человека (ст.17), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст.17), право на неприкосновенность частной жизни и семейную тайну (ст.23), неприкосновенность семьи (ст. 25), гарантия судебной защиты прав и свобод граждан (ст.46), презумпция невиновности (ст.49), основные конституционные права для достижения важных социальных целей. Она устанавливает ряд норм, включая установление законодательных процедур, ограничивающих права (ст.55).
Конституция РФ также предусматривает компетенцию органов государственной власти принимать законы, регулирующие деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 76, 90, 104, 105 и 115).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 14.04.2023)// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 25. - Ст. 2954
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.04.2023) //Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 29.12.2022) "О прокуратуре Российской Федерации"//Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 47. - Ст. 4472
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О полиции" // Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 7. - Ст. 900
6. Федеральный закон от 28.06.2022 № 202-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 11 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ.-2022.-№ 27.-Ст. 4603.
7. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.
8. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О федеральной службе безопасности"// Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 15. - Ст. 1269
9. Федеральный закон от 10.01.1996 № 5-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О внешней разведке"// Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 3. - Ст. 143
10. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 29.12.2022) "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РФ/ - 1993. - № 33. - Cт. 1316.
11. Брэйди, Н. Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном процессе в свете решений ЕСПЧ по жалобам в отношении РФ // Журнал конституционного правосудия. 2019. № 5.
12. Введенский, А.Ю. Законодательное закрепление новых оперативно-розыскных мероприятий - не необходимость, а реальность, продиктованная практикой / А. Ю. Введенский // Рос. следователь. - 2019. - № 5. - С. 46- 49.
13. Долгополов П.С. Система правоохранительных органов РФ // СПС КонсультантПлюс. 2023.
14. Доля, Е. Правовое значение результатов гласных оперативно-розыскных мероприятий для уголовного дела и реформы уголовного процесса / Е. Доля // Законность. - 2018. - № 4. - С. 16-22. 177
15. Киселев А.П., Васильев О.А., Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 12.08.1995 № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
16. Козловский, И. А. Каталог оперативно-розыскных мероприятий методы их реализации // Молодой ученый. - 2019. - №23. - С. 761-763.
17. Кокурин, Г.А. К вопросу о понятии результатов оперативно- розыскной деятельности // Бизнес, Менеджмент и Право. - 2018. - № 1.
18. Комлев, В.Н. О проводимых полицией гласных оперативно-розыскных мероприятиях / В. Н. Комлев // Рос. следователь. - 2019. - № 19. - С. 20-22.
19. Красинский, В.В. О соотношении понятий «оперативно-розыскная деятельность» и «оперативно-разыскная деятельность» / В. В. Красинский // Соврем. право. - 2020. - № 8. - C. 34-37.
20. Кузнецова, Н.И. Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и требования, предъявляемые к ним // Новый юридический журнал. - 2019 - № 3.
21. Маколкин Н.Н. Автоматизация и дигитализация в правоприменительной практике и формирование доказательственной базы: постановка проблемы // Вестник гражданского процесса. 2021. № 3. С. 224 - 235.
22. Овчинников, О. М. О соотношении целей и задач оперативно-розыскной деятельности // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 466-469.
23. Позднов М.С. Проблемы определения системы правоохранительных органов РФ на современном этапе // СПС КонсультантПлюс. 2023.
24. Скорый, Ю.Р., Бурмистров, И.А. К вопросу о законности проведения оперативно-розыскных мероприятий // Наука - 2017. - №2.- С. 87-92
25. Сокрашкин, Э. Осуществление ОРМ на предмет соблюдения ограничений и запретов / Э. Сокрашкин // Законность. - 2019. - № 12. - С. 52-53.
26. Сумин, А.А. Судебное рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий до возбуждения уголовного дела: проблемы теории и практики / А. А. Сумин // Адвокат. - 2018. - № 12. - С. 22-26.
27. Ургалкин, А. С. Допустимость результатов оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств / А. С. Ургалкин // Закон и право. - 2019. - № 8. - С. 78-81.