Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Мы живем в мире, в котором на нас ежедневно обрушивается огромный поток информации. Объем как общих знаний о мире, так и знаний по отдельным направлениям, специальностям возрос за последнее столетие в несколько, а то и в десятки раз [1, 8].
Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов запоминания, сохранения и воспроизведения информации являются необходимыми задачами для человека в современном обществе. Без совершенствования собственной памяти современный человек рискует отстать от динамичного развития общества, потеряться в огромном потоке информации.
Роль памяти в структуре когнитивной сферы субъекта трудно переоценить, поскольку она является ее компонентом, а по сути, и механизмом, участвующим в организации и функционировании всех психических процессов и форм психической деятельности. Вместе с тем, память как высшая психическая функция имеет физиологический предел, что влияет, как правило, на все когнитивные процессы.
В психологической литературе развитие памяти субъекта рассматривается с точки зрения механического (Д. Гартли, А. Бергсон и другие); биологического (Э. Торндайк), социального (Г. Эббингауз и Г. Мюллер, В. Келлер, К. Кофка) и деятельностного (А. Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) подходов.
«Без памяти, – писал С.Л. Рубинштейн, – мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего, настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [19, 301].
Психология памяти призвана раскрыть процессы функционирования запоминания и забывания, механизмы работы кратковременной и долговременной памяти, и закономерные возрастные изменения в течении этих процессов.
Одной из важнейших задач в разрешении проблем памяти и поиске новых методов ее развития является построение грамотной диагностической работы, выделение различных видов памяти, которые требуют разного подхода в работе специалиста.
Актуальность исследования заключается в потребности современного человека во всестороннем и равномерном развитии своей мнемической сферы без физиологического перенапряжения, что возможно только при понимании специфики разных видов памяти.
Предмет исследования – специфика функционирования памяти человека.
Объект исследования – виды памяти в различных классификациях.
Цель исследования – всесторонне изучить феномен памяти с целью обеспечения ее нормального функционирования и преодоления проблем сферы развития памяти.
Согласно заданной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические исследования по теме функционирования и распространенных проблем памяти;
2) осветить вопрос выделения видов памяти;
3) рассмотреть методы диагностики памяти.
Методы исследования: теоретические – анализ литературных источников.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованной литературы.
1. Понятие и процессы памяти
Под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта.
Память – свойство психики, теснейшим образом связанное с другими ее чертами, она позволяет человеку накапливать опыт, воспроизводить его в дальнейшем, забывать травмирующие эпизоды.
Функционирование процессов памяти сложно и многогранно. Именно память обеспечивает каждому индивиду возможность развития.
Потому что без нее невозможно станет накопление опыта, что сделало бы невозможным планомерное обучение, узнавание людей, даже многие повседневные бытовые действия, которые пришлось бы каждый раз осваивать заново.
И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» [20, 219].
Память является процессом отражения, причем в отличие от работы восприятия, в памяти отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом [22, 94].
Память — это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память — это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.
Принято выделять следующие характеристики памяти:
1. объем,
2. скорость за¬поминания,
3. скорость воспроизведения,
4. прочность сохранения информации,
5. длительность хранения информации.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Березина Татьяна Николаевна Развитие когнитивных способностей как проблема практической психологии // Педагогика и психология образования. 2009. №4. С. 6-19
2. Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. 2015. №S1. С.121-125
3. Булгаков О. А. Память человека и возможность ее улучшения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2014. №1. С.90-93
4. Вейн А.М., Каменецкая Б.И. Память человека. — М., 1973. 213 с.
5. Вопросы психологии памяти: Сб. ст. / Под ред. А.А. Смирнова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 216 с.
6. Гвоздецкая С. В. Коррекция показателей памяти у детей с задержкой психического развития средствами физического воспитания // ППМБПФВС. 2008. №7. –С.31-33
7. Городецкая И. В., Яско Т. М. Виды памяти и методы запоминания при изучении нового материала студентами УО «ВГМУ» // Вестник ВГМУ. 2013. №2. С.143-147
8. Гридина Т. А., Коновалова Н. И. Вербальные мнемотехники как механизм кодирования и декодирования информации // Вестник РУДН. Серия: Вопросы образования. Языки и специальность. 2014. №1. С.128-134
9. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. – 569 с.
10. Коростелева Елена Юрьевна, Тямусева Татьяна Анатольевна Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. №1. С.45-48
11. Лысенко Н. Е. Развитие приёмов запоминания учебного материала при изучении русского и иностранного языков // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. №6. С.412-419
12. Матухин Д. Л. Психолого-возрастные особенности и основные психологические функции взрослых обучающихся // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №308. С.159-163
13. Мамкина Т. М. Макро- и микрогенез опосредствования запоминания // СИСП. 2011. №1. С.83-93
14. Мужиченко М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. №2. С.157-162
15. Пажильцев И. В. Использование эриксонеанского гипноза для психологической коррекции острых и затяжных послестрессовых реакций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №3. С.356-358
16. Пантелеев А. Ф. Роль логических связей в запоминании текста // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №4. С.68-73
17. Психологический словарь / сост. Б. Е. Варшава, Л. С. Выготский. М., 1991. – 214 с.
18. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной — М.: Просвещение, 1991.— 303 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии – Издательство: Питер, 2002. – 720 с.
20. Сеченов И. М. Элементы мысли. — М.: Золотая библиотека, 2011. — 416 с.
21. Синий Ю.Е., Сидоров А.А. О некоторых частных феноменах мозга и их механизмах // Инновационная наука. 2016. №8-3. С.26-37
22. Степанова Е.И. Психология взрослых – основа акмеологии. СПб.: СПб акмеологическая академия, 1995. – 168 с.
23. Хохлова Л.П. Методы запоминания информации (мнемотехника) // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2 (6). С.40-43
24. Юрецкая М.Н. Применение mind maps в работе с информацией // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №2 (6). С.66-68