Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы возникновения трудностей в общении застенчивых детей старшего дошкольного возраста 5
1.1 Феномен застенчивости в трудах отечественных и зарубежных исследователей 5
1.2 Возрастные особенности развития общения со взрослыми и сверстниками ребенка старшего дошкольного возраста 15
1.3 Трудности в общении застенчивых детей старшего дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками 17
Выводы к первой главе 18
Глава 2. Эмпирическое исследование трудностей в общении у застенчивых дошкольников 19
2.1. Организация и методика проведения исследования 19
2.2. Диагностика и анализ трудностей в общении у застенчивых дошкольников 21
2.3. Методические рекомендации по преодолению застенчивости на основе развития общения и коммуникативных способностей 24
Выводы ко второй главе 26
Заключение 27
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Дети демонстрируют застенчивое поведение. Это обычно для них и не должно вызывать тревогу. В большинстве случаев родители могут забывать, что детей нужно мягко уговаривать, чтобы они чувствовали себя более комфортно.
Переход от застенчивости к уверенности не происходит в одночасье. Застенчивость намного хуже, когда ребенку всего несколько лет.
Ребенок цепляется за вас и плачет или физически прячет лицо или закрывает глаза, чтобы ему не приходилось смотреть в глаза.
Они чувствуют себя в безопасности только со своими родителями, и им трудно чувствовать себя комфортно рядом с новыми лицами.
Но вскоре малыш уже подрос и находится в дошкольном учреждении. Если с ними заговорят незнакомцы, они могут ничего не сказать в ответ. Они будут прятаться за родителем, избегать контакта со сверстниками и даже плакать, если их заставят попытаться познакомиться с новыми людьми.
К моменту окончания дошкольного учреждения застенчивость может проявляться в том, что они активно избегают ответов на вопросы в классе, пытаются, но безуспешно, заводить друзей, предпочитают, чтобы их игнорировали или оставались незамеченными.
Мы считаем актуальную тему застенчивости детей старшего дошкольного возраста для исследования.
Цель курсовой работы: доказать, что застенчивым детям старшего дошкольного возраста свойствены ряд трудностей в общении со взрослыми и сверстниками
Объект курсовой работы: феномен застенчивости в дошкольном детстве
Предмет курсовой работы: трудности в общении застенчивых детей страршего дошкольного возраста
Задачник:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемме развития трудностей в общении у застенчивых детей дошкольного возраста
2.Излучить психолого-педагогические особвенности общения со взрослыми и сверстниками у застенчивых детежй старшего дошкольного возраста
3. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей по преодолению трудностей в общении у застенчивых дошкольников
Гипоптеза исследования: моржонок предположить, чтоб затенчивым детям старшего дошкольного возраста свойствены трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
Методы работы: анализ литературы, изучение и обобщение полученной информации, абстрагирование, анализ и синтез.
Практическая значимость исследования заключается в профилактике детской застенчивости, а также в возможности психологической работы с такими детьми.
Глава 1. Теоретические основы проблемы возникновения трудностей в общении застенчивых детей старшего дошкольного возраста
1.1 Феномен застенчивости в трудах отечественных и зарубежных исследователей
Современная жизнь требует общения со многими людьми. Дети окружены сверстниками, воспитателями и учителями. Отношения с другими людьми не всегда бывают хорошими. Детям, которые уверены в себе и социально активны, приходится легче. Но есть и такие дети, чье поведение ясно показывает, что они застенчивы.
В обществе проблема застенчивости и сопутствующие ей трудности в общении начинают играть ведущую роль в современном образовании и психологии. Формируется характер, личность в целом. Столкновение ребенка с миром других детей, взрослых и различных предметов не всегда проходит безболезненно.
В дошкольном возрасте общение со сверстниками становится важной частью жизни ребенка. Примерно до четырех лет сверстники являются более желанным партнером по общению, чем взрослые. Общение со сверстниками имеет ряд специфических характеристик, в том числе: богатство и разнообразие коммуникативной деятельности, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартизированные и нерегулируемые коммуникативные выражения, преобладание инициативной деятельности над взаимной, невосприимчивость к влиянию сверстников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Большой психолого-педагогический словарь. Ростов - на Дону, 2011. 576 с.
2. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 2014. 196 с.
3. Галигузова Л.Н. Психологический анализ феномена застенчивости / Вопросы психологии. 2010. №5. С. 14-16.
4. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. 2011. № 4. С. 116-120.
5. Гаспарова Е. Застенчивый ребёнок // Дошкольное воспитание. Издательство « Просвещение». 2011. № 3. С. 11-12.
6. Гуревич Ю. По ту сторону застенчивости // Педагогический калейдоскоп. 2012. №5. С. 12-16.
7. Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). СПб: Питер Пресс, 2014. 256 с.
8. Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников. 2013. № 2. С. 10-13.
9. Караянин А. Г., Сыромятников И. В. Психотерапия и психокоррекция как методыпсихологической помощи // Прикладная военная психология. –СПб. :Питер2007. –Гл. 6.3.2.-С.153-164.-480с.
10. Кленкина.В.Ю., Халявина.О.В. «Застенчивость, как проблема детского возраста», 2012. 214 с.
11. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость // Воспитание школьников. 2011. № 9. С. 10-14.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия».- 2011. 432 с.
13. Психология воспитания / Грибанова А.Д., Калиненко В.К. 2-е изд. М.: Аспект Пресс, 2013. 152 с.
14. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 2013. 352 с.
15. Карпенко В. Застенчивость // Воспитание школьников, 1995 - №2. - С.13-15.
16. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001. - 429 с.
17. Кленкина. В.Ю., Халявина. О.В. Застенчивость, как проблема юношеского возраста - Конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского 2001-2002 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: . www.vernadsky.dnttm.ru/raboty2002/raboty/h3/w02199.htm. Дата обращения: 02.05.2011.
18. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). - Учебное пособие для студентов пединститутов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. - 180 с.
20. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пособие для вузов. - М., 2001.- 278 с.
21. Минаева В. Как помочь ребёнку преодолеть застенчивость// Воспитание школьников- 2001- №9.
22. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия».- 432 с.
23. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. Высш.пед.учеб.заведений: В 3 кн.- 4-е изд. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001. - Кн.2: Психология образования. -608 с.
24. Психология воспитания: Пособие для методистов дошкольного и начального школьного образования, преподавателей, психологов./ Грибанова А.Д., Калиненко В.К., Кларина Л.М. и др.; Под ред. Петровского В.А. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 152 с.
25. Психология подростка: учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб.,2003. - 456 с.
26. Реан А.А, Костромина С.Н. Как подготовить ребёнка к школе. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 160 с.
27.Зимбардо Ф., Рэдл Ш. Застенчивый ребенок: как преодолеть детскуюзастенчивость и предупредить её развитие / [Пер. с англ. Е. Долинской] — М.АСТ: Астрель, 2005.
28.Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). – СПб: ПиПресс, 2006. – 256 с.
29.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнениятехники / О.Н. Истратова. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 350 с.
30 .Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 444 с. 30.