Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Буквально лет 10 назад ни один из социологов, педагогов, теоретиков не предполагал, что социализация младших школьников будет зависеть от окружающей среды. Особое внимание уделяется начальной школе в современном обществе, так как после дошкольного учреждения. как правило, родители начинают развивать в своих детях такое качество, как самостоятельность. Но при этом, хотелось бы всегда контролировать своего ребенка посредством мобильной связи Наличие смартфона у младших школьников - обычное явление на сегодняшний день. И мы понимаем волнения педагогов по этому поводу. Мы наблюдаем, как ученики начальных классов, вместо привычных «догонялок» в коридорах учреждения проводят свое свободное время в перерывах, оставаясь за партой, держа в руке смартфон. Такое положение современных реалий вызывает тревогу в вопросе социализации детей. Какие нормы общества прививаются в цифровом мире младшим школьникам? Каким образом преобразуется личность, не взаимодействуя с коллективом? Социальная адаптация ребенка к миру сверстников и взрослых начинается именно в период взросления. В этот же период дети приобретают свойства и качества зрелого человека Тайный процесс происходит посредством взаимодействия ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом и определяется понятием социализация».
Социологические исследования свидетельствуют о том, что для многих обучающихся младшего возраста снижается порог социализации, что не может не отразиться на их развитии. Подобного рола заключение основывается на исследованиях отечественных и зарубежных ученых положения детей в кризисных социально-экономических условиях. К сожалению, в век цифровизации, в массовой практике общеобразовательных школ нашей страны, в разнообразии учебных программ, не имеется методических подходов, которые бы способствовали социализации личности младшего школьника.
Именно этим и определяется актуальность выбранной темы исследования, поскольку одним из средств, значительно повышающих уровень социализации детей младшего школьного возраста, является игра. В ней заложен огромный социально-педагогический потенциал. Ведь именно игра и праздники наиболее эффективны и доступны человеку с раннего возраста, более того по мере его взросления они остаются наиболее подходящим элементом для совершенствования и развития личности.
Необходимость использования игр для повышения уровня социализации детей особенно важна в младшем школьном возрасте, поскольку именно в этот отрезок жизни формируется и закладывается основная база восприятия окружающего мира, ценностные ориентиры, нравственные ценности и другие социализирующие основы личности.
Противоречие заключается между необходимостью социализации младших школьников и недостаточной обоснованности использования возможностей игр во внеурочной деятельности как средство социализации.
Цель исследования: изучить возможности игры как метода социализации детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Изучить особенности социализации детей младшего школьного возраста;
• Рассмотреть игру как возможность для социализации младших школьников;
• Выявить особенности социализации младших школьников в процессе игрового досуга;
• Разработать пример игрового досуга как средства социализации младшего школьника.
Объект исследования: социализация детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр во внеурочной деятельности.
Научная значимость исследования: уточнены понятия: «игра», «социализация», «младший школьник», разработана программа социализации детей младшего школьного возраста средствами игр.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Особенности социализации детей младшего школьного возраста
Представим анализ психолого-педагогических исследований и методических работ с целью определения сущности и содержания понятия «социализация младших школьников».
Данное понятие привлекает к себе внимание ученых уже целое столетие. Существует достаточно большое количество исследований, посвященных разным аспектам социализации. Несмотря на такую длительную историю изучения вопроса и богатый накопленный опыт, нет единого подхода к определению ключевого понятия, как и к условиям и средствам, позволяющим эффективно и качественно управлять этим процессом.
Еще раз отметим важность рассматриваемой нами проблемы, поскольку ее решение непосредственно связано с настоящим и будущим наших детей, которые самостоятельно не всегда могут ориентироваться в складывающихся ситуациях, что может привести к формированию социальной позиции и социального опыта, противоречащих современной действительности.
Так или иначе, социализация человека продолжается в течение всей его жизни, но наиболее значимым периодом является младший школьный возраста.
Эффективное становление личности зависит от большого количества условий. Условия могут меняться, поскольку им присуща связь с конкретной социально-экономической ситуацией, сложившейся в обществе. Процессы воспитания и обучения, характерные для складывающихся обстоятельств, предусматривают социализацию личности школьника. Само же понятие «социализация» шире понятий «образование» и «воспитание», хотя в значительной степени от ню: зависит. Что касается образования, то оно связано, прежде всего, с передачей определенного «пакета» знаний. Воспитание, в свою очередь представляет собой систему целенаправленных действий, направленных на формирование определенных личностных качеств и навыков поведения у ребенка. Сформированность последних определяет успешность ребенка в социуме.
Социализация – это непрерывный двусторонний процесс взаимодействия человека и общества, процесс усвоения личностью социального опыта, социальных знаний, умений и ценностей, норм, установок и образцов поведения . В процессе социализации личность формируется соответственно тому обществу, к которому она принадлежит. Как известно, процесс социализации ребенка начинается в семье .
Анализ исследований и публикаций. Изучением проблемы социализации ребенка в семье занимались такие исследователи как В. М. Галузинский, Р. Г. Гурова, И. С. Кон,Я. А. Коменский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Е. О. Смирнова, С. Т. Шацкий, К. Д. Ушинский.
Исследуя проблему социализации детей младшего школьного возраста, Л. И. Божович, Е. И. Исаев и А. В. Мудрик отмечают, что социализация личности учащегося осуществляется с опорой на цели его жизненного самоопределения, самореализации сил и способностей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ахметова И.С., Моруденко Ю.И. Организация работы по социализации младших школьников в процессе организации сюжетно-ролевых игр во внеурочной деятельности // В сборнике: МОЛОДЁЖЬ, НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 187-189.
2. Борисова, О.Н. Применение интерактивных технологий в работе с родителями обучающихся как фактор повышения качества образовательного процесса / О.Н. Борисова, М.К. Приятелева // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». 2018. № 2 (9). С. 37-41.
3. Волохов А. В., Рожков М. И. и др. Концепция социализации личности ребенка в условиях деятельности детской организации. – М., 1991
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
5. Гитман А.В., Болдакова И.А. Роль виртуальной игры в социализации младшего школьника // В сборнике: Актуальные вопросы педагогической науки и образования. Сборник статей по материалам авторских исследований. Краснодар, 2021. С. 90-95.
6. Давыдов С. А. Социология: конспект лекций / С. А. Давыдов. – Издательство: Эксмо,2008. – 160 с.
7. Ковтуненко А.Ю. Формирование социально-ролевого поведения младших школьников во внеурочной деятельности по предмету "Окружающий мир" // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 1. С. 11.
8. Левичева Л.Б. Квест-игра как средство социализации младших школьников // В сборнике: Современное дошкольное и начальное образование: проблемы и тенденции развития. сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции в 2 частях. Нижний Новгород, 2020. С. 149-151.
9. Лунина С.Ю. Средства и формы социализации обучающихся в начальной школе // В сборнике: ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБЩЕСТВА, ПРОИЗВОДСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2019. С. 86-88.
10. Михайлова И.А. Модель управления процессом развития социализации младших школьников с помощью интерактивных игр // В сборнике: Психолого-педагогические исследования – Тульскому региону. Сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров. Чебоксары, 2021. С. 210-213.
11. Михайлова И.А. Рекомендации по управлению процессом социализации младших школьников с помощью интерактивных игр // В сборнике: Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары, 2021. С. 149-150.
12. Приятелева, М.К. Музейная педагогика в современном социокультурном контексте / М.К. Приятелева, В.А. Боржеева, Н.В. Молдаванцева // Образовательная среда музейной педагогики: инновации, содержание, формы и методы работы: сборник докладов и статей по материалам V Международного научно-практического форума по музейной педагогике под научной редакцией Д.В. Смирнова, Г.А. Горбунова. М., Н. Новгород, Киров: ООО "Издательство "Радуга -ПРЕСС". 2019. С. 165-169.
13. Приятелева, М.К. Мы родом из детства / М.К. Приятелева // Начальная школа. 2004. № 4. С. 28-109.
14. Приятелева, М.К. Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС / М.К. Приятелева // Нижегородское образование. 2011. № 4. С. 141-146.
15. Приятелева, М.К. Проблема формирования гражданской идентичности школьников в теории и практике образования / М.К. Приятелева // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 1-2 (8). С. 39-40.
16. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина; под ред. И. В. Дубровиной. – 2-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия», 1999. – с. 59
17. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005
18. Сеногноева Н.А. Игра в жизни, воспитании, обучении и развитии детей младшего школьного возраста // Социальная педагогика. 2019. № 2. С. 61-63.
19. Сорокина И.Р., Курицына К.С. Влияние компьютерной игры на процесс социализации младших школьников // В сборнике: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ. сборник статей XXVIII Международной научно-практической конференции. 2019. С. 236-238.
20. Ушакова М.В. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в игровой деятельности // В сборнике: Актуальные проблемы начального и дошкольного образования: онлайн-формат. Материалы международной научно-практической студенческой конференции с участием профессорско-преподавательского состава. Редколлегия: М.А. Лукина, С.А. Сеина, С.В. Супряга (отв. ред.). Курск, 2022. С. 42-47.
21. Фрейд З. Введение в психоанализ / Под ред. Е. Е. Соколовой и Т. В. Родионовой. – СПб. :Алетейя. – 1999. – с. 132
22. Щетинина, A.M. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. 132 с.
23. Эриксон Э. Г. Детство и общество / Э. Г. Эриксон. – СПб. : Фонд «Университетская книга», 1996.