Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Психологическая подготовка дзюдоистов как проблема исследования в научно-методической литературе 5
1.1. Цель психологической подготовки дзюдоистов 5
1.2. Освоение программы деятельности как основа самореализации личности в дзюдо 9
Глава 2. Особенности психологической подготовки дзюдоистов 16
2.1. Значение и задачи психологической подготовки юных спортсменов 16
2.2. Влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики подготовленности дзюдоистов 19
2.3. Модель управления предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов 24
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общеизвестно, что при одинаковой степени технической и тактической подготовленно¬сти и при равных физических кондициях победу смо¬жет одержать тот, у кого более устойчивее психика. Регулировать различные психические состояния в тренировочно-соревновательной деятельности бор¬цов - дзюдоистов в группах спортивного совершен¬ствования помогают общая и специальная психоло-гическая подготовка.
Вопросам специфике психологической подго¬товки были посвящены работы по психологии спор¬тивной деятельности. (Т.Т. Джамгаров; Л.А. Китаев- Смык; Г.Б. Горская)
Однако в современной научной литературе, мы не обнаружили доступных источников по специфике психологической подготовки для спортсменов раз¬ной квалификации, и борцов - дзюдоистов, занима¬ющихся в группах спортивного совершенствования с учетом типологии темпераментов и влияния их на особенности психологической подготовки борцов - дзюдоистов групп спортивного совершенствования.
В последнее время уровень конкуренции в дзюдо сильно возрос. В современном профессиональном спорте для дости¬жения высоких спортивных результатов уже недостаточно только большого объема и максимальной интенсивности тренировочных нагрузок.
Поэтому специалисты придают все больше значения психологическим состояниям дзюдоистов в тренировочном и сорев-новательном процессе.
Следовательно, особую актуальность приоб¬ретает поиск способов дальнейшего повышения спортивного мастер¬ства и результативности выступлений отечественных дзюдоистов. Та¬ким резервом может стать учет индивидуальных свойств нервной системы дзюдоистов, особенно в подготовке к важным соревнова¬ниям. Само дзюдо содержит в себе ресурсы, позволяющие реализовать личностный потенциал спортсмена: « ...большие возможности в плане личностного развития в спорте; возмож-ность получить признание со стороны экспертов; большое разнообразие задач, которые стоять перед спортсменом; определенность деятельности
Исследования психологической подготовки дзюдоистов мало представлены в научно-методической литературе. Отечествен¬ные и зарубежные авторы проводили исследования в основном в части физической, технической и тактической подготовки, рас¬сматривали управление тренировочным процессом и планирова¬ние подготовки спортсменов к соревнованиям.
Цель исследования: провести анализ научно-методичес¬кой литературы, посвященной исследованию психологической подготовки дзюдоистов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что рассмотрению вопросов психологической подготовки дзю¬доистов уделяется недостаточное внимание в научно-методи¬ческой литературе.
Задачи исследования:
1. Провести анализ определения термина психологической подготовки.
2. Провести анализ научно-методической литературы по проблеме психологической подготовки дзюдоистов.
3. Выделить значение и задачи психологической подготовки юных спортсменов.
4. Рассмотреть влияние умения психологически настроить себя на схватку на характеристики подготовленности дзюдоистов.
5. Предложить модель управления предсоревновательной психологической подготовкой дзюдоистов.
Методы исследования. При написании работы ис¬пользовался метод анализа и обобщения.
Организация исследования. Исследование было выпол¬нено при помощи анализа научных работ отечественных и зару¬бежных авторов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Иссурин, В.Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки / В.Б. Иссурин. - Москва : Советский спорт, 2019. - 282 с.
2. Строшков, В.П. Современные инструменты психодиагностики при контроле спортив¬ной подготовленности / В.П. Строшков // Физическая культура: воспитание, образование, трени¬ровка. - 2015. - № 4. - С. 15-21.
3. Таймазов, В.А. Психофизиологическое состояние спортсмена (Методы оценки и кор¬рекции) / В.А. Таймазов, Я.В. Голуб. - Санкт-Петербург : Издательство «Олимп СПб», 2004. - 400 с.
4. Бобровский А. В. Управление спортивной мотивацией борцов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям (на примере дзюдо): автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Бобровский. - Омск, 2005. - 24 с.
5. Левицкий А. Г. Управление процессом подготовки дзюдоистов с уче¬том уровня индивидуальной готовности к соревновательной деятельности : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. Г. Левицкий. СПб, 2022. - 50 с.
6. Система объективного контроля предстартового состояния в тхэквондо / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, А.В. Павленко, В.А. Чистяков, О.Е. Пискун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - 2 (132). - С. 46-49.
7. Еганов А.В. Теория и методика двигательной дихотомии в спортивных видах едино¬борств на этапах многолетней подготовки / А.В. Еганов : монография. - Челябинск : «Уральская Академия», 2021. - 232 с.
8. Еганов В.А. Аутогенная тренировка перед началом соревновательного боя / В.А. Ега¬нов, П.В. Слепцов // Актуальные проблемы и перспективы развития студенческого спорта в Рос¬сийской Федерации : Всерос. науч.-практ. конф. ; УралГУФК. - Челябинск, 2011. - С. 91-94.
9. Ильин Е.П. Состояние наивысшей готовности и работоспособности спортсмена / Е.П. Ильин // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов : хрестоматия по психоло¬гии / сост. И.П. Волкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2002. - 384 с.
10. Левицкий А.Г. Взаимосвязь дополненного ментального тренинга и технических дей¬ствий в стойке / А.Г. Левицкий, Д.А. Матвеев, М.А. Ковалев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 9 (103). - С. 86-91.
11. Лямзин Е.Н. Психологический настрой как один из факторов успешной тренировки / Е.Н. Лямзин, А. Л. Остраница, Г.С. Мариев // Актуальные исследования. - 2021. - № 38 (65). - С. 65-67.
12. Попова М.В. Психологическое сопровождение при формировании готовности к по¬единку у единоборцев-юниоров / М.В. Попова // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 10. - С. 75-78.
13. Сабирова, И.А. Модальная индивидуализация психологических воздействий в стрелко¬вом спорте / И.А. Сабирова, Г.Н. Германов, А.В. Черных, С.В. Седоченко // Ученые записки уни¬верситета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 127-130.
14. Смоленцева, В.Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней под¬готовки спортсменов : автореф. дис. ... д-ра психол. наук : 13.00.04 (психол. науки) / Смоленцева Валентина Николаевна. - Санкт-Петербург, 2006. - 52 с.
15. Шумилин А.П. Концепция психолого-педагогического обеспечения предсоревнователь¬ной подготовки дзюдоистов / А.П. Шумилин, А.И. Чикуров, Г.Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 7. - С. 43-47.
16. Юров И.А. Психологическое сопровождение в спорте / И.А. Юров // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 6. - С. 75-76.
17. Бабушкин Г.Д. Проблема психологического обеспечения спортивной деятельности в юношеском спорте / Г.Д. Бабушкин // «Молодежь-наука-олимпизм»: мат. междунар. форума. - М.: ВНИИФК, 1998. - С. 44-46.
18. Багадирова С.К. Структурная модель самореализации спортсмена в условиях профессионализации в дзюдо // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта: научно-теоретический журнал. 2019. № 12 (178). С. 369 - 374.
19. Багадирова С.К. Теоретический аспект построения модели целеполагания в процессе освоения спортсменами психологической структуры деятельности // Теория и практика физической культуры. 2015. № 8. С. 75 - 77.
20. Багадирова С.К. Описание потенциальных возможностей самореализации личности в спорте в рамках модели рабочих требований/ресурсов A.B. Bakker, E. Demerouti // Ресурсы конкурентоспособности спортсменов: теория и практика реализации: материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 29-30 ноября 2019 г., г. Краснодар. Краснодар, 2019. С. 41 - 43.
21. Шестаков В.Б., Еригина С.В. Теория и методика детско-юношеского дзюдо: учеб.-метод. пособие. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2008. 218 с.
22. Сучков А.А. Особенности психологической подготовки в дзюдо // Интернаука: электрон. научн. журн. 2022. № 1(224). URL: https://internauka.org/journal/science/internauka/224