Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Вопрос о научной демонстрации и изучении конституционного права волнует общество с древнейших времен. В нашей стране обществоведы занимаются этой темой уже более ста лет. Даже в императорской России, несмотря на отсутствие конституции, существовала и развивалась наука государственного права. Однако в советский период ей был нанесен определенный ущерб. В то время она не существовала как самостоятельная наука, а была частью единой науки "советское государственное право". Однако время не стоит на месте. С крахом этой системы произошли исторические изменения во взглядах и сознании государственных и общественных наук.
В первой части исследования рассматриваются основные этапы развития конституционного (государственного) права в России в 19 и начале 20 веков. Во второй части исследования рассматривается конституционная история в советском общественном и государственном строе, а также период перехода к демократическим реформам и становление России на современном этапе как демократического федеративного государства с республиканским устройством.
Актуальность данной темы заключается в том, что без знания процесса конституционного развития России невозможно построить правовое государство. При рассмотрении данного вопроса повышается актуальность всех общественных и юридических наук. Особая роль отводится конституционному праву как науке, изучающей устройство и функционирование государства, его организацию.
Глава 1. Основные этапы истории становления и развития конституционного права России
1.1.Особенности государственно-правового развития России
В любом государстве конституция - это правовой акт высшей юридической силы, особый признак государственности, правовая основа государственной и общественной жизни, основной источник правовой системы государства. На высшем уровне конституция регулирует общественные отношения по поводу организации власти, прав и свобод, обязанностей человека и гражданина, формы правления и устройства государства .
Конституция является важнейшей характеристикой правового государства, отрицания произвола власти и ущемления прав бесправных.
Регулирующая роль Конституции распространяется на весь социальный организм. Она охватывает не только организацию государства, но и негосударственную сферу, такую как социально-экономическая организация, культурная жизнь и отношения в сфере гражданского общества. Ни одна конституция не может обойти стороной отношения между государством и имуществом, социальными и религиозными институтами. Конституционные нормы, как и законы в целом, оказывают формирующее воздействие на различные стороны общественной жизни (государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную).
Конституцию можно считать микромоделью общества, его правовой основой, в рамках которой функционируют механизмы государственной власти, обеспечиваются права и свободы граждан.
Слово конституция происходит от латинского «constitutionutio» (установление, строительство) и восходит к Римской империи. Конституции были эдиктами римского императора. В средние века конституции закрепляли привилегии и свободы феодалов. Понятие конституции со временем эволюционировало.
1.3.Развитие дореволюционного конституционного (государственного) права в XIX - начале XX вв.
Предыстория конституционного права в России восходит к началу 19 века. Либеральная конституционная мысль находилась в борьбе с доктриной самодержавия. Либеральная правовая мысль в России исходила из того, что конституция - это учредительный закон, устанавливающий основные принципы государственного устройства страны. В конце 50-х - начале 60-х годов ХIХ века либеральные профессора государственного права Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов (А.С. Алексеев, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, С.А. Котляревский, Н.И. Лазаревский и др.) в своих лекциях и публикациях начинали воплощать идею конституционной монархии в жизнь.
Сторонники конституционной монархии были представителями наиболее прогрессивной аристократии. Они предлагали перейти к конституционной монархии путем внесения поправок в конституцию, обосновывая удобство ограничения власти монарха системой народного представительства, установления демократической формы правления и верховенства закона, искоренения в России бюрократического и полицейского произвола . План государственных преобразований графа Сперанского (1809) и Устав Российского императорского государства Новосильцева (1818) иногда называют одними из первых конституционных проектов в России. Сперанский выступает за конституционную монархию с парламентскими ограничениями и постепенную отмену крепостного права. Под конституцией он понимал государственный закон, который "регулирует неотъемлемые права и взаимные отношения всех сословий в государстве".
Декабулистский взгляд на конституцию выражен в "Русской правде" П.И. Пестеля и "Конституционном проекте" Н.М. Муравьева.
Однако прогрессивная идея конституционной реформы в России того времени осталась нереализованной из-за отсутствия социально-экономических и политических предпосылок. Законодательство Российской империи основывалось на идее диктатуры, а конституция должна была ограничить власть царя.
Конституция, разработанная царем-реформатором Александром II, которая даровала свободу крестьянам в 1861 году, так и не появилась на свет из-за его убийства.
Первым шагом на пути от монархии к республике в России стало установление конституционной монархии манифестом 6 августа 1905 года. Декларация об усовершенствовании общественного порядка от 17 октября 1905 года пошла дальше.
Известный русский государственный деятель Н.И. Лазаревский отмечал, что законы 1905-1906 годов устанавливали в России конституционный строй, который ограничивал основы диктатуры парламентом.
Конституционное строительство после Октября характеризовалось распадом имперской государственной системы и формированием основ новой государственности. В этот период были приняты декреты II и III Всероссийского съезда СССР "К рабочим, солдатам и крестьянам", "О мире", "О земле", "О советском суверенитете" от 8 ноября 1917 года, "Об образовании народных комиссий" от 15 ноября 1917 года (2), "Декларация прав русского народа" Декларация прав трудового эксплуатируемого народа" от 25 января 1918 года (12); Резолюция III Всероссийского съезда Советов "О федеративном устройстве Российской республики" от 28 января 1918 года (15) и др. Эти законы провозглашали диктатуру пролетариата и укрепляли абсолютную власть Советов.
Глава 2.Проблемы формирования и развития современного Конституционного права России
2.1.Достоинства и пробелы действующей конституционной системы
Достоинства и недостатки нынешней конституционной системы России не могут быть полностью поняты без обращения к истории Конституции РФ 1993 года.
Первый Съезд народных депутатов России создал Конституционную комиссию и поручил ей подготовку новой Конституции. Состав комиссии воспроизвел соотношение сил на Съезде. Основу Комиссии составили в основном представители регионов (102 члена), что затрудняло подготовку сложного политико-правового текста. Помимо региональных представителей, в Комиссии было 14 депутатов, в основном из Москвы и Ленинграда, среди которых были юристы, политологи, философы, историки и экономисты. Они составили ядро рабочей группы Комиссии. Конституционная комиссия была избрана между 12 и 16 июня 1990 года, и рабочая группа сразу же приступила к работе, а 12 октября уже был представлен первый вариант проекта конституции .
Все, что могла сделать Конституционная комиссия, это взять за отправную точку Конституцию 1978 года и включить в нее все советские черты, хотя и с некоторыми модификациями в духе перестройки.
Федеративная структура определялась асимметрией ее составных частей (автономные республики назывались областями, в отличие от краев и областей). Центральное правительство было представлено двумя уровнями собраний: Народными депутатами, которые собирались регулярно; 1060 депутатов избирались большинством голосов (только Собрание могло вносить поправки в Конституцию); и двухпалатным Постоянным Верховным Советом, избираемым из состава Собрания. Возможно, наиболее примечательной в этой Конституции является статья 104.
Статья 104 была самым примечательным элементом этой Конституции, которая, по сути, устраняла разделение властей и предусматривала, что парламент "может рассматривать и решать любой вопрос".
В июне 1990 года Первый конгресс принял несколько важных конституционных документов. Во-первых, Декларация о суверенитете была одобрена делегатами почти единогласно. Новым и главным среди них было положение о том, что Конституция и законы Российской Федерации имеют приоритет над союзными актами во всех сферах деятельности республики. Это был первый юридический официальный шаг к распаду Советского Союза.
Работа Конституционного комитета парламента продолжалась более трех лет. За это время последовательно было представлено и обсуждено несколько вариантов. Проект радикально отличался от всех советских конституций по структуре, по концепции и по содержанию: основы конституционного строя, зафиксированные российскими конституционалистами образца 1990 года в первых ключевых частях проекта - государственный суверенитет, народовластие, человек и его права как высшая ценность, политический плюрализм, разделение властей и др. разделение властей и т.д. - присутствуют в этом проекте. Дискуссии в самой Конституционной комиссии и в других государственных и общественных органах сосредоточились на двух вопросах: федеративное устройство и организация федеральной власти.
В ранних проектах Россия должна была стать федерацией, состоящей из 15-25 республик (или земель в другом варианте), созданных в результате слияния 89 существующих муниципалитетов, краев и областей. Каждая республика должна была пользоваться одинаковыми правами и нести одинаковые обязанности. Предоставляя республикам широкую автономию, проект четко заявлял, что Россия является федерацией, основанной на конституции, а не на договоре, и не территориальной (тем более этнической) общностью, а конституцией, признанной ее гражданами.
Первоначально Рабочая группа представила два подхода к созданию федеральной власти. Каждый из них предполагал, что в стране будет сильный президент, который получит власть в результате всенародных выборов. Однако организационные различия в системе государственной власти были настолько велики, что рабочие группы не смогли прийти к единому подходу, поэтому раздел был представлен в двух вариантах: первый, условно названный "Президент - глава исполнительной власти", был представлен в виде концепции "Президент - глава исполнительной власти". Согласно этой концепции, Президент должен был возглавить Правительство, сформировать организацию федеральной исполнительной власти и служить ее главой. Должность председателя правительства не была предусмотрена, а министры назначались президентом с согласия парламента и могли быть смещены без этого согласия. В этой версии вообще не было главы или статьи о правительстве, а его функции были разбиты на полномочия президента.
В другой версии, предварительно названной "Правительство, ответственное перед Конгрессом", роль президента в формировании и работе правительства в соответствии с этой концепцией ограничена: президент представляет Палате представителей "кандидатуры глав правительства, одобренные большинством Палаты представителей". Палата представителей должна была иметь право не только утвердить мандат президента на формирование правительства, но и утвердить его состав, выразить доверие или недоверие правительству и отправить его в отставку.
После публикации 40 000 000 экземпляров проекта Конституционная комиссия была завалена письмами и предложениями, большинство из которых были в пользу новой Конституции. Снова и снова проект "дорабатывался" к следующему съезду. В результате к концу 1992 года был подготовлен компромиссный текст, который во многих отношениях был менее точным и политически менее прогрессивным, чем первоначальный проект. Главная проблема этого проекта, как вскоре показал опыт, заключалась в том, что он не имел шансов быть одобренным существующими институтами. Компромисс был не сильной стороной проекта, а его слабостью. Критика исходила со всех сторон. В глазах одних критиков проект был "буржуазным", в глазах других - "социалистическим". Одни обвиняли авторов проекта в "разрушении России", другие - в "нарушении прав муниципалитетов". Обвинения в том, что президент обладает неограниченными полномочиями, подобными монаршим, были связаны с утверждениями, что разработчики конституции возрождают советскую власть .
С конца 1990-х годов процесс разработки конституции также был круговым и параллельным: в Конституцию 1978 года на каждом съезде вносились поправки, так как она совершенно не отвечала революционным изменениям в обществе того времени.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Проспект, 2019. 592 с.
3. Комарова В.В., Варлен М.В., Лебедев В.А., Таева Н.Е. Конституционное право России. Учебник. М.: КноРус, 2019. 280 с.
4. Конституционное право. Общая часть. Учебно-методическое пособие / под ред. Богданова Н.А. М.: Зерцало, 2019. 372 с.
5. Маркина Е., Смоленский М.Б., Клюшкина Л.Ю. Конституционное право России. М.: КноРус, 2020. 232 с.
6. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Практикум. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 264 с.
7. Хабриева Т.Я. Тематический комментарий к Закону Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" / Т.Я. Хабриева, А.А. Клишас. Москва: Норма, ИНФРА-М, 2020.
8. Чертков А.Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2020. №10. С.19 - 23.
9. Шустров Д.Г. Живое конституционное право России в решениях Конституционного Суда РФ. В 7 томах. Том 7. Разделение властей и система государственных органов. М.: Едиториал УРСС, 2019. 568 с.