Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В данной курсовой работе рассматривается тема институты гражданского общества. Рассматриваемая тема весьма актуальна, так как одной из главных задач современного общества сегодня является построение сильного гражданского общества. В качестве примера можно рассмотреть развитие гражданского общества в России.
Понятие "гражданское общество" является одним из ключевых понятий современной теории государства и права. Теоретические и практические аспекты этого понятия актуальны в связи с явно возрастающей ролью простых граждан и их добровольных объединений во всех сферах жизни человеческого общества - экономической, политической, социальной и духовной. На протяжении более чем двух тысячелетий гражданское общество рассматривалось, анализировалось и описывалось всесторонне, конкретно и с головы до ног в трудах ученых прошлого и настоящего. Соответственно, понятие "гражданское общество" также приобретает все большее смысловое разнообразие, вбирая в себя множество универсальных ценностей.
Глава 1.Теоретическо-правовые основы развития институтов гражданского общества
1.1.Понятие институтов гражданского общества
Гражданское общество - это основа современной цивилизации, без которой невозможно представить себе демократическое государство. Изначально оно позиционировалось как аналог военной, командно-административной системы, в которой все граждане просто выполняют указания властей и не могут на них никак повлиять. Однако гражданское общество видится в совершенно ином свете. Примеры развития самоощущения граждан можно сразу же увидеть в Западной Европе. Без развития гражданского общества невозможно было бы установить истинное правовое государство, в котором все граждане, от простого рабочего до президента страны, независимо от их статуса или ранга, были бы законопослушными.
Идея гражданского общества, одна из важнейших политических идей нового времени, зародилась в Европе в середине XVII века и претерпела значительное развитие, породив множество концепций. Каждая концепция рассматривает гражданское общество в оппозиции к понятию "государство".
Гражданское общество - это проявление активного поведения свободных граждан страны, организованных в некоммерческие ассоциации, действующих независимо от государства и свободных от любого внешнего влияния .
Гражданское общество - многогранная категория, поэтому в юридической литературе оно рассматривается с нескольких сторон. Под гражданским обществом следует понимать форму человеческого общества, в центре которого находится личность, гарантирующую реализацию разнообразных интересов и потребностей, основных прав и свобод индивидов преимущественно вне сферы деятельности государства и вырабатывающую механизмы контроля за деятельностью государства. Несмотря на определенную односторонность в трактовке гражданского общества, данная формулировка подчеркивает его сущность, в основе которой лежит личность и основной целью которой является самосовершенствование и созидание.
В юриспруденции достаточно подробно исследованы признаки гражданского общества, а именно:
-свобода членов гражданского общества, реализация индивидуальных и коллективных, а иногда и общих (национальных) интересов;
-самоорганизация и самоуправление;
-прозрачность деятельности, происходящей в различных сферах общественной жизни, возможность ознакомления с ней через различные источники информации, свобода мысли, слова и критики;
-демократия;
-правовая природа организации и деятельности институтов гражданского общества.
Гражданское общество представляет собой целостную систему, состоящую из различных институтов гражданского общества, тесно связанных между собой.
Термин "институты гражданского общества" широко используется в российском законодательстве (п.3 ст.4 Федерального закона от 23.06.2016 № 183-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ", пп.2 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в РФ" и т.д.) и актах Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 № 211-О). Однако содержание данного понятия в законе не раскрывается. В связи с этим важное место в решении данного вопроса занимает правовая доктрина .
Правовая доктрина понимает институты гражданского общества как:
-ориентированная на граждан деятельность, направленная на решение социально значимых вопросов, осуществляемая через различные организационные формы;
-организованные объединения граждан, деятельность которых направлена на реализацию добровольных целей и задач и решение собственных проблем, общих для группы.
Институт гражданского общества - это структурно-правовой способ правового самовыражения и социализации личности, обусловленный конституционными принципами верховенства власти граждан, прав и свобод человека и гражданина; непосредственное выражение гражданами своих мнений, предложений и позиций по проблемам общественной жизни; способ прямого участия в принятии общественно значимых решений.
1.2.Виды институтов гражданского общества
К институтам гражданского общества относят местное самоуправление, выборы, референдумы, партии, профсоюзы, адвокатуру, нотариат, третейский суд и др.
Например, Ю.А. Тихомиров в качестве наиболее полной классификации институтов гражданского общества, предложенной в доктрине, предлагает следующую:
-местное самоуправление (Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ);
- объединения на основе членства - партии, профсоюзы, общественные организации, творческие союзы (Федеральный закон №95-ФЗ от 11 июля 2001 года, Федеральный закон №82-ФЗ от 19 мая 1995 года, Федеральный закон №10-ФЗ от 12 января 1996 года);
-институты непосредственного принятия решений - выборы, референдум, публичные обсуждения и слушания, народное собрание (сельские сходы) (Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ "О референдумах в РФ", Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ");
-ситуационные институты гражданской инициативы;
-ассоциации - профессиональные, по интересам (п.1 ст.3 Федерального закона № 63-ФЗ от 31 мая 2002 года "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ");
-средства массовой информации (Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации").
-митинги, шествия, демонстрации; общественные движения (Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ);
- фонды, центры, советы по вопросам гражданского общества; смешанные институты - общественная палата, общественные советы при исполнительных органах, саморегулируемые организации, некоммерческие организации и др. (Федеральный закон 2005.04.04 № 32-ФЗ, Указ Президента РФ 2012.06.05 № 776 и др.);
-семья (СК РФ).
В то же время следует обратить внимание на то, что специфика целей деятельности гражданских институтов затрудняет исчерпывающее описание типов гражданских институтов. Характеристики организаций гражданского общества по-разному выражаются в их организации и деятельности. Институты гражданского общества очень разнообразны и развиваются вне принципов иерархии, присущих группам государственных институтов.
Формирование гражданского общества, отвечающего потребностям общества, является одной из приоритетных задач современной России.
Преобладающим в России является определение гражданского общества как "системы независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов и групп, реализации их частных интересов и потребностей". Этот подход часто называют "сферным", поскольку он характеризует природу гражданского общества как особую внегосударственную сферу.
Сторонники другого подхода считают, что критериями, характеризующими общество как гражданское, являются степень его самоорганизации, независимость субъектов общественной жизни, особый качественный статус общественных отношений между людьми и наличие подлинных прав и свобод граждан.
Многообразие форм гражданского общества, существующих сегодня, также можно объяснить с двух позиций.
Во-первых, гражданское общество представляется как теоретическая концепция, не имеющая точной связи с историческими реалиями, такими как государство, общество или право. Поэтому может существовать бесконечное количество реалистичных и справедливых форм и моделей гражданского общества .
Во-вторых, гражданское общество - это набор конкретных исторических форм, которые могут и должны быть воспроизведены другими сообществами. В данном случае, например, западное гражданское общество традиционно является эталоном, на основе которого создаются формы гражданского общества в других странах.
Создание новых, инновационных форм гражданского общества в России, в том числе институтов гражданского общества, основывается на понятиях "общественное доверие", "участие граждан" и "обсуждаемые вопросы". Соотношение этих понятий однозначно определяет характер и методы взаимодействия общества и государства.
Глава 2. Правовое регулирование деятельности институтов гражданского общества
2.1.Взаимодействие органов публичной власти с институтами гражданского общества при реализации государственной национальной политики РФ
Конституционная реформа, начало которой было положено принятием Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" и рядом важных правовых актов 2020-2021 годов, являются результатом развития российского общества за последние несколько десятилетий. Одним из основных факторов, определяющих модернизацию Конституции РФ, является рост гражданской активности российских граждан. Взаимозависимый характер роста интереса и участия граждан в общественной сфере и развитие новых коммуникационных технологий меняют значение и положение институтов гражданского общества в различных сферах деятельности российского государства .
С этим вектором социальных изменений связано появление в статьях Конституции РФ таких понятий, как "организации гражданского общества", "некоммерческие организации" и "добровольчество". Согласно новым положениям ст. 114 Конституции РФ, Правительство РФ должно принимать меры по поддержке организаций гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, и обеспечивать их участие в формировании и реализации государственной политики (п."е.1" ч.1 ст.114).
Закрепление в Конституции РФ категории гражданского общества опосредует не только коренную трансформацию современного общества, но и развитие конституционно-правовой концепции гражданского общества.
Важнейшим достижением конституционной модернизации в этой сфере является выделение и закрепление в Конституции России основных форм взаимодействия различных органов гражданского общества и органов государственной власти. Из анализа ст. 114 Конституции РФ, расширяющей полномочия Правительства РФ, можно сделать вывод, что конституционно закреплены следующие формы поддержка общественных объединений, в том числе некоммерческих организаций; поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности; обеспечение участия общественных объединений, в том числе некоммерческих организаций, в разработке и реализации государственной политики.
Правительство РФ стремится поддерживать организации гражданского общества как объект государственной поддержки, а также развивать добровольчество как объект поддержки. Разница в том, что государственные учреждения будут поддерживать организации, осуществляющие волонтерскую деятельность, независимо от их организационной формы. А поскольку эта деятельность является одной из основных функций гражданского общества, она будет способствовать развитию гражданского общества.
Таким образом, из анализа норм ст.114 Конституции РФ можно сделать вывод о наличии и дальнейшем развитии в отраслевом законодательстве двух подходов к поддержке и развитию органами государственной власти организаций гражданского общества в РФ - прямого и косвенного подходов. Первый заключается в прямой поддержке организаций гражданского общества органами государственной власти, в то время как косвенный подход подразумевает поддержку конкретных видов деятельности, осуществляемых этими организациями.
Согласно конституционным положениям, особой формой взаимодействия организаций гражданского общества и органов государственной власти является участие организаций гражданского общества в разработке и реализации государственной политики, в том числе государственной политики РФ.
Использование категории "организации гражданского общества" в законодательстве, в том числе законодательном, позволяет более гибко подходить к участию социально активных групп гражданского общества, в том числе имеющих неформальный статус, не являющихся органами государственной власти или некоммерческими организациями. Участие гражданского общества необходимо в любой работе государства, включая гуманитарную, политическую и экономическую деятельность. Это относится и к решению актуальных проблем, накопившихся в сфере государственной политики РФ.
Стратегия государственной политики РФ на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года № 1666 (далее - Стратегия государственной политики), четко определяет, что при ее реализации институты гражданского общества являются основными объектами взаимодействия со всеми государственными институтами. Взаимодействие этих учреждений с институтами гражданского общества определено как принцип государственной национальной политики (пункт 19 "и"), а совершенствование взаимодействия - одна из задач ее реализации (пункт 21 "и" Стратегии государственной политики). В стратегическом документе обозначены правовые формы и основные направления развития такого взаимодействия. Это привлечение общественных палат, созданных в РФ, к выработке управленческих решений в соответствующих регионах, участие общественных и консультативных советов при органах государственной власти в проведении государственной политики, использование форм общественного управления, обеспечение прозрачности источников финансирования этой деятельности, привлечение организаций гражданского общества, в том числе молодежных групп.
2.2. Проблемы развития взаимодействия институтов гражданского общества и органов публичной власти
На региональном уровне в реализацию государственной политики на национальном уровне вовлечены различные учреждения и должностные лица. В принципе, полномочия институтов, участвующих в ее реализации, четко определены, но иногда они очень формализованы, в результате чего принадлежность отдельных полномочий остается неясной.
При регулировании форм взаимодействия гражданского общества и государственных институтов межэтнические и межконфессиональные вопросы часто группируются в одну сферу этносектантских отношений, что имеет негативные последствия в виде снижения внимания к вопросам поддержки и защиты этнокультурных прав граждан. Например, одной из наиболее распространенных форм взаимодействия гражданского общества и государственных институтов на региональном уровне являются консультативные комитеты при высших эшелонах власти субъекта РФ или уполномоченных органах исполнительной власти субъекта РФ. В момент создания обычно принято объединять цели этой деятельности в рамках одного совета. Существуют и более широкие органы, например, Координационный совет по патриотическому воспитанию, межнациональным отношениям и межрелигиозным связям, действующий при мэре Иркутска.
Безусловно, эти сферы очень тесно связаны возникающими рисками и правовыми механизмами их преодоления. В то же время предмет межнациональных и межрелигиозных отношений не совпадает и имеет разное содержание, которое должно обеспечиваться разными подходами к регулированию. Кроме того, эти отношения представлены различными институтами гражданского общества, которые необходимо представлять для эффективной разработки и принятия конкретных правовых актов в каждой сфере отношений. Все это необходимо учитывать в деятельности организаций, которые выступают посредниками между институтами гражданского общества и органами государственной власти.
Существуют также проблемы с адресным составом представителей организаций гражданского общества для взаимодействия с органами государственной власти в сфере реализации государственной национальной политики. Например, в Национальной программе по реализации государственной национальной политики значительное внимание уделяется организациям, занимающимся психолого-педагогической деятельностью. Кроме того, эти организации получают значительные субсидии в рамках государственной поддержки реализации государственной политики. Основная деятельность некоторых организаций описывается как "строительство жилых и нежилых зданий", а их учредителями, как правило, являются религиозные организации.
Основная деятельность части из них указана как "строительство жилых и нежилых зданий", а учредителями выступают, как правило, религиозные организации. При отсутствии предоставляемых в 2019 и 2020 годах из федерального бюджета на поддержку некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности" указаны автономная некоммерческая организация по созданию и обеспечению деятельности духовно-просветительского центра "Духовно-просветительский центр "Духовное благолепие" в Республике Башкортостан, учредителем которого является Бирская Епархия Русской Православной Церкви, автономная некоммерческая организация "Духовно-просветительский строительно-реставрационный центр "Покров" в Республике Марий Эл, учредитель - Волжская Епархия Русской Православной Церкви.
Диаспоры - это сообщества людей, проживающих за пределами стран своего происхождения и поддерживающих активные связи со странами происхождения. Диаспорские организации и их сети являются важными субъектами гражданского общества, призванными мобилизовать экономические, социальные и культурные ресурсы. Диаспоры также приобретают все большее экономическое значение, например, в 2017 году диаспоры перевели более 466 млрд долларов США в страны с низким и средним уровнем дохода. Диаспоры перевели 466 млрд долларов США в страны с низким и средним уровнем дохода. Частные денежные переводы являются крупнейшим источником международных финансовых потоков в Африку и стабильным источником иностранной валюты для национального развития в каждой стране. Некоторые авторы также отмечают, что сети диаспор также могут быть источником социальных денежных переводов в форме передачи идей, ценностей и навыков сообществам мигрантов по происхождению .
Заключение
Гражданское общество - это уникальное явление, основанное на уважении и защите прав и свобод личности. Гражданское общество позволяет человеку в полной мере реализовать свои таланты и способности, защищает и осуществляет права и свободы человека и гражданина, гарантирует существование недееспособных членов общества. Более того, признавая превосходство гражданского общества над государством, государству отводится роль "ночного сторожа" общества, оно превращается в инструмент защиты интересов общества и личности. Только в этом случае возможно полноценное развитие личности и общественных институтов и отсутствует риск их поглощения государственной властью. Следует также отметить, что в современной России активно идет процесс формирования институтов гражданского общества.