Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе одной из самых важных, актуальных и обсуждаемых задач является обеспечение благоприятных условий для формирования полноценной здоровой личности.
Известно, что психическое развитие личности протекает в детском возрасте и непосредственно связано с воздействием со стороны многочисленных факторов, обстоятельств и окружающих её людей.
Тема данной работы является актуальной, так как в современном обществе одной из самых важных, актуальных и обсуждаемых задач является обеспечение благоприятных условий для формирования полноценной здоровой личности. Известно также, что наиболее благоприятно ребенок развивается под влиянием целенаправленного воспитания и обучения, которые осуществляются с учетом его возрастных особенностей.
Проективные методы исследования личности ребенка дают возможность психологу выявить индивидуально-психологические особенности, свойства и качества личности ребенка, его предпочтения, увлечения, негативные эмоциональные состояния. Полученные результаты проективных методов являются фундаментом разработки коррекционных программ, учитываются в педагогической деятельности для построения процесса наиболее благоприятного развития личности ребенка.
История развития проективных методик берет свое начало из клинической психологии. Именно клиницисты применяли такие методы исследования к психически больным людям с целью ведения терапевтического лечения.
Понятие проекции впервые встречается в психоанализе Зигмунда Фрейда в 1896 году.
Психолог Генри Мюррей в 1935 году первым описал процесс проекции в ситуации со стимулами с различными интерпретациями. Он также является создателем первой проективной методики – теста тематической апперцепции (ТАТ).
В 1939 году Л. Франк впервые применил понятие проекции для обозначения целого ряда уже существующих методик.
В работах В. Вундта и Ф. Гальтона впервые встречается использование метода свободных ассоциаций. Многие исследователи полагают, что именно К.Г. Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик.
В 1921 году в Берне выходит в свет «Психодиагностика» Г. Роршаха, в которой описывается метод чернильных пятен, являющийся одним из самых известных в мировой психологии.
В советской психодиагностике первые упоминания о проективных методиках появляются в конце 1960-х годах [10, с. 117].
Целью данной работы является исследование личности ребенка младшего школьного посредством проективного метода.
Объектом исследования являются особенности личности ребенка младшего школьного возраста.
Предметом исследования являются возможности применения проективных методов в процессе психодиагностического изучения личности детей младшего школьного возраста.
Задачи данного исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу о проективных методах исследования личности.
2. Подобрать проективные методики исследования личности детей младшего школьного возраста.
3. Провести исследование, направленное на изучение особенностей личности ребенка младшего школьного возраста.
4. Подготовить рекомендации для воспитателей и родителей, направленные на всестороннее гармоничное развитие личности ребенка.
Гипотеза: проективные методы исследования личности ребенка позволяют выявить значимые особенности внутреннего психологического мира ребенка.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, рисуночные методики Дукаревич М. З. «Несуществующее животное», Корман Л. «Моя семья».
Результаты данного исследования можно использовать для составления коррекционных и развивающих программ для детей младшего школьного возраста, а также для составления рекомендаций по воспитанию детей для родителей и педагогов.
Структура работы состоит из введения, теоретической главы, практической главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1 ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Общая характеристика проективных методов
Проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью психолог получает различные знания о личности, которые в дальнейшем могут служить рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений [10, с. 117].
Проективные методы исследования личности – группа методик, предназначенных для диагностики особенностей личностей и основанных на проективном подходе [5, с. 26].
При этом в психоанализе проекция рассматривается как механизм защиты, который заключается в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств. А в психодиагностике проекция – это процесс, в результате которого испытуемый взаимодействует с объективно-нейтральным неструктурированным материалом, в ходе которого осуществляется идентификация и проекция.
Следовательно, при использовании проективных методик применяется глобальный подход к оценке личности.
В основе проективных методов лежит стремление человека истолковывать предметы и явления окружающей действительности во взаимосвязи со своими желаниями, потребностями, чувствами.
Согласно Л. Франку существуют следующие отличительные признаки проективных методик:
- Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов;
- Отсутствие ограничений в выборе ответов;
- Отсутствие оценки ответов испытуемых как «правильных» или «неправильных» [4, с. 44].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2015. – 384 с.
2. Васильева, И. В. Психодиагностика: учебное пособие: [16+] / И. В. Васильева; Тюменский государственный университет. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. – 252 с.
3. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие. – Ангарск – Иркутск: УМЦ РСО, 2017. – 104 с.
4. Игнатова, Е. С. Психодиагностика: учебное пособие / Е. С. Игнатова Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Электрон. дан. – Пермь, 2018. – 94 с.
5. Матяш, Н. В. Проблемы современной психодиагностики личности: теория и инструментарий: учебное пособие: [16+] / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 174 с.
6. Миронова, Е. Е. Сборник психологических тестов. Часть III: Пособие / Сост. Е. Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, - 2006. – 120 с.
7. Обухова, Ю. В. Актуальные вопросы психологии личности: теория и практика: учебное пособие / Ю. В. Обухова; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. – 143 с.
8. Одиночкина, Е. В. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методы психологического исследования». – Гомель: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, 2019. – 152 с.
9. Осипова, А. А. Общая психокоррекция. – Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002. – 510 с.
10. Психодиагностика: курс лекций: учебное пособие: [16+] / сост. А. С. Лукьянов; Северо-Кавказский федеральный университет. – Ставрополь: Северо-Кавказский Федеральный университет (СКФУ), 2018. – 325 с.
11. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. – Кн.1. – Москва.: Владос, 1999. – 384с.
13. Старшенбаум, Г. В. Психотерапия в группе. – М.: Издательство института психотерапии, 2005. – 320 с.
14. Шляпникова, И. А. Проективные методы психодиагностики: учеб. пособие / И. А. Шляпникова; под ред. Е. Л. Солдатовой. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2005. – 70 с.
15. http://yarmalysh.ru/stati/detskaja-psihologija/detki-risujut/kak-interpretirovat-risunok-cheloveka