Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Правовую реальность современной России трудно представить и правильно оценить без учета подзаконных нормативных правовых актов. Такие акты играют уникальную и важную роль в жизни российского общества. Ведь правовое регулирование общественных отношений вообще не может быть сведено к нормативно-законодательному регулированию. Оно должно быть дополнено нормативным регулированием подзаконных актов и правовым регулированием личности.
Однако вопрос о подзаконных нормативно-правовых актах и их применении на сегодняшний день изучен недостаточно. Процесс обновления жизни российского общества остро нуждается в оптимизации происходящих преобразований. А это связано с разработкой и решением ряда теоретических и практических проблем. Одной из них являются подзаконные акты и их реализация.
Вышеперечисленные условия определили выбор темы исследования для данной работы.
В любом процессе предполагается, что заранее ставятся цели и задачи исследования и выбираются оптимальные средства и методы их достижения. Что касается цели общественного прогресса, то ею является нормальное гармоничное развитие человека, удовлетворение его психических и физических потребностей, а в комплексе средств и методов достижения этой цели важное место занимают подзаконные нормативно-правовые акты.
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов подзаконных нормативных правовых актов как форм современного российского законодательства.
Предметом исследования настоящей работы являются подзаконные нормативные правовые акты как формы современного российского законодательства.
Целью исследования является исследовать вопросы и теории подзаконных нормативных правовых актов как форм современного российского законодательства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. дать понятие и рассмотреть юридическую природу подзаконных нормативных правовых актов;
2. исследовать место подзаконных нормативных актов в системе российского законодательства, рассмотреть классификацию подзаконных нормативных актов;
3. определить значение и функции подзаконных нормативных правовых актов;
4. исследовать соотношение системы законодательства и системы подзаконных нормативных правовых актов в РФ;
5. рассмотреть подзаконное регулирование региональных общественных отношений и вопросов местного самоуправления (на примере Липецкой области);
6. выявить проблемы в подзаконном правовом регулировании и пути совершенствования системы подзаконных нормативных правовых актов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Берг, Л. Н., Головкин, Р. Б., Комаров, С. А., Климов, А.С., Климова, А.С. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем подзаконных нормативных правовых актов как форм современного российского законодательства в теории государства и права.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании подзаконных нормативных правовых актов как форм современного российского законодательства в теории государства и права.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, библиографического списка.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДЗАКОННЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1.Понятие и юридическая природа подзаконных нормативных правовых актов
В российской правовой системе основными формами права и главным средством регулирования общественных отношений являются закон и подзаконные нормативные правовые акты (далее - подзаконные нормативные правовые акты). Совокупность подзаконных актов (подсистем) как часть системы нормативных правовых актов является вполне самостоятельной и выполняет ряд важных функций . В то же время, при беспрецедентном количестве аргументов в пользу их существования и необходимости, подзаконные акты иногда подвергаются критике даже на самых высоких уровнях власти: Правительству, министерствам и ведомствам следует, наконец, принять меры против ведомственного нормотворчества, включая полную отмену корпуса ведомственных законов, когда уже принят федеральный закон прямого действия. Должны быть приняты кардинальные меры.
Такая негативная оценка подзаконного регулирования, а значит и самих подзаконных нормативных актов, обусловлена объективным состоянием современной системы нормативных актов (законодательства): множественность и противоречивость актов, несоответствие формы актов содержанию регулятивных отношений, эпизодическое несоблюдение обязанностей по государственной регистрации, избыточные нормотворческие возможности государственных органов, ведомственное нормотворчество отсутствие дисциплины при их создании и т.д.
Признавая эти существующие недостатки, следует сказать, что многообразие общественных отношений и их быстрые изменения делают невозможным в современных условиях прописать все случаи допустимого и необходимого правового регулирования только законом (в рамках законодательства). И представляется, что существенную и важную роль в этом вопросе играют подзаконные нормативные акты, которые, как средство регулирования общественных отношений, обладают свойствами действенности, эффективности и доступности. Его роль заключается в развитии положений законодательных актов с целью более полного и детального нормативного регулирования существующих и возникающих общественных отношений.
Подзаконные акты по своей правовой природе являются производными от законодательных актов и призваны обеспечить их выполнение, но они также призваны обеспечить выполнение определенных
Подзаконные акты играют особую роль в системе правового регулирования и служат инструментом предписания законов и обеспечения их действия. Многообразие и постоянное увеличение количества подзаконных актов, широта их выразительных форм требуют своевременного теоретического осмысления и выработки основанной на соответствующих фактических данных правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов.
Представители юридической науки признают важность изучения данной проблемы, что выражается в растущем интересе к понятию и особенностям применения подзаконных актов и вопросу их соотношения с правом, как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне. Однако большинство имеющихся работ носят фрагментарный характер и раскрывают лишь отдельные аспекты описываемых тем. Кроме того, система коллизионных актов в России подвижна и постоянно меняется, что обуславливает необходимость возвращения к данной теме в научных исследованиях .
Наиболее полную характеристику подзаконного нормативного правового акта, как и всех других правовых явлений, можно дать только путем анализа его социально-правовой природы.
На наш взгляд, правовая природа является собирательным признаком подзаконного акта и включает в себя следующие элементы, которые в дальнейшем позволяют в самом общем виде сформулировать представление о рассматриваемом акте:
-субъект подзаконного акта;
-правовая природа "подзаконных актов" в нормативных правовых актах;
-пределы подзаконного регулирования;
-правовая основа принятия подзаконных актов;
-виды и формы подзаконных актов;
-сфера правового регулирования подзаконных актов.
Субъектом подзаконного регулирования является юридическое лицо, имеющее право принимать (издавать) подзаконные акты. Право на принятие (издание) юридическим лицом подзаконных актов вытекает из следующего:
-право юридического лица на принятие (издание) подзаконных актов может вытекать из: - специального (обычно учредительного) закона, наделяющего юридическое лицо правом принимать (издавать) подзаконные акты в соответствии с возложенными на него полномочиями (специальными, нормотворческими);
-принадлежность к данному правовому статусу или данный правовой статус обязательно предполагает возможность (или необходимость) принятия (издания) подзаконных актов (общая компетенция) .
При характеристике субъекта, принимающего (издающего) подзаконные акты, необходимо учитывать следующие моменты:
-законы принимаются (издаются) на всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном и местном);
В зависимости от вида правотворчества они принимаются (издаются) непосредственно населением, органами государственной власти и государственными служащими РФ, муниципальными органами и государственными служащими, некоммерческими организациями (государственными и муниципальными органами), общественными органами. Постановления принимаются непосредственно населением только на одном уровне - на уровне местного самоуправления;
-издание подзаконных актов "на основании и в соответствии с предметным правом" означает, что:
1.подзаконные акты издаются в точном (полном) соответствии с основными и общими нормами, установленными законом для регулирования конкретных видов отношений;
2.подзаконные акты изданы в пределах полномочий, предоставленных органам государственной власти законом. Если законодатель не указал, какие отношения подлежат регулированию законом, правотворческий орган действует в соответствии со своей компетенцией. Термин "компетенция" означает правовую компетенцию, т.е. компетенцию учреждения или физического лица. Поскольку компетенция правотворческого органа основана на законе, а его реализация является обязанностью органа, любой акт, изданный правотворческим органом в рамках его компетенции и соответствующий закону, издается "в соответствии и на основании закона.
Подзаконные акты принимаются в соответствии с процедурами, установленными законом (подзаконные акты с высшей юридической силой, обычно учредительного или властного характера) и с соблюдением всех необходимых формальностей .
Подзаконный характер нормативных правовых актов не означает, что они "менее" юридически обязательны, а означает, что они обладают необходимой юридической силой. Пределы подзаконного регулирования определены Конституцией РФ (гл.8, ст.71-73, 76-79) и зависят от уровня, занимаемого конкретным правотворческим субъектом.
Правовая основа принятия подзаконных актов. Чем выше положение государственных (муниципальных) органов в общей системе государственных органов, тем выше юридическая сила закона, на котором они основаны (изданы). Субъекты федерального уровня (Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы государственной власти) часто принимают (издают) нормативные акты в соответствии с международным правом, ратифицированным РФ, Конституцией РФ и соответственно каждый нижестоящий федеральный орган государственной власти принимает (издает) акты. На уровне субъектов РФ ситуация аналогична, со следующими отличиями: органы государственной власти субъектов РФ (высший законодательный (представительный) орган, главы субъектов РФ, высший исполнительный орган (правительство, администрация), административные органы (министерства, ведомства, комиссии, комитеты, службы, органы) и иные государственные органы) несут ответственность за гласность и менее прямое отношение к федеральным нормативным актам.
1.2.Место подзаконных нормативных актов в системе российского законодательства; классификация подзаконных нормативных актов
В связи с проблемой соотношения законов и подзаконных актов предлагаю остановиться на конституционном составе подзаконных актов. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны (ч.2 ст. 4 Конституции РФ) .
С другой стороны, конституционный характер закона как документа, обладающего высшей юридической силой, не умаляет значения подзаконных правовых актов. Без закона правовое регулирование было бы несовершенным. Стремление решить каждую проблему с помощью законов вовсе не является правильным решением, так как увеличение количества законов не улучшает качество их действия. Поэтому необходимо добавление вторичных норм.
Вопрос о различии между нормативными и индивидуальными подзаконными актами, имеет важные последствия для юридической практики. Соотношение нормативных и индивидуальных подзаконных актов позволяет определить место этих актов в правовой системе, объем компетенции соответствующих субъектов права, их иерархию в отношении юридической силы, целевые и функциональные связи между этими актами, а также соответствующие средства правового регулирования.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Российская Федерация. Законы. Конституция РФ : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.[с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. No 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. No 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. No 2- ФКЗ, от 21 июля 2014 г. No 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2014. – No 31. – Ст. 4398. – Текст : непосредственный.
2. О правовом регулировании вопросов муниципальной службы Липецкой области : закон Липецкой обл. от 30 окт. 2007 г. No 157-ОЗ : принят постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 21.06.2007 No 288-пс : [ред. от 21 июня 2021 г.] // Информационный бюллетень Липецкого областного Совета депутатов. – 2007. – 30 окт. (No 52). – С. 3. – Текст : непосредственный.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
3. Берг, Л.Н. Теория права: правовое воздействие и правовое регулирование : учебник для вузов / Л. Н. Берг, Е. А. Березина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 393 с.– ISBN 978-5-534-14900-5. – Текст : непосредственный.
4. Головкин, Р.Б. Актуальные проблемы теории правового регулирования : учебное пособие для вузов / Р. Б. Головкин, Ю. П. Колесникова, О. Д. Третьякова. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 305 с. – ISBN 978-5-534-12216-9. – Текст : непосредственный.
5. Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для вузов / С. А. Комаров. – 10-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 528 с. – (Высшее образование).– ISBN 978-5-534-15392-7. – Текст : непосредственный.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
6. Абрамова А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы // Журнал российского права. – 2019. No 8. – С. 56. – Текст : непосредственный.
7. Климов, А.С. Назначение наказания несовершеннолетним: особенности, ошибки и проблемы судебной практики / А.С. Климов, С.Н. Хорьяков // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. – 2021. – No 1. – С. 56-59. – Текст : непосредственный.
Диссертации:
8. Климова, А.С. Гармонизация прав и обязанностей юридическими субъектами как закономерность развития правовой системы общества : специальность 12.00.01 «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Климова Анна Сергеевна ; Ярославский государственный университет. – Нижний Новгород, 2021. – 30 с. – Место защиты : Нижегородская академия МВД России. – Текст : непосредственный.
9. Берг, Л. Н. Теория права: правовое воздействие и правовое регулирование : учебник для вузов / Л. Н. Берг, Е. А. Березина. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 393 с. – ISBN 978-5-534-14900-5. – URL: https://urait.ru/bcode/485413 (дата обращения: 09.03.2022). – Режим доступа : Образовательная платформа Юрайт [сайт]. – Текст : электронный.