Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе все чаще в психологических исследованиях затрагивается вопрос о взаимосвязи эмоциональной ориентации индивида, которая позволяет верно понимать эмоциональные состояния других людей, а также самого себя. В качестве одной из основных эмоциональных ориентаций в познании выступает эмоциональный интеллект, который определяет взаимодействие как когнитивного, так и чувственного в психике индивида. Это обусловлено тем, что темп жизни в современном мире непрерывно ускоряется. Поэтому умение распознавать эмоциональное состояние других людей, а также проявлять свои эмоции в конкретной ситуации выступает в качестве одного из значимых аспектов общения. Развивать эмоциональный интеллект необходимо еще в младшем школьном возрасте, так как это позволит учащимся начальной школы в будущем более совершенно управлять своими чувствами и адекватным образом реагировать на разного рода ситуации, возникающие в процессе жизнедеятельности. Также развитие эмоционального интеллекта позволит младшим школьникам лучше выстраивать коммуникацию со сверстниками и взрослыми, что позволит им конструктивным образом решать возникающие конфликты, а также успешно общаться. Все это делает рассмотрение темы «Особенности эмоционального интеллекта младших школьников» актуальным.
Целью данной работы является выявление особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие эмоционального интеллекта и его характеристику;
- дать психологическую характеристику младшего школьного возраста;
- выявить особенности эмоционального интеллекта девочек и мальчиков;
- организовать эмпирическое исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у младших школьников;
- проанализировать и интерпретировать результаты эмпирического исследования.
Объект исследования – эмоциональный интеллект.
Предмет – особенности эмоционального интеллекта у учащихся начальной школы.
Гипотеза исследования: эмоциональный интеллект младших школьников преимущественно имеет средний уровень развития. То есть в этом возрасте дети могут распознавать и управлять своими относительно простыми эмоциями, однако с распознаванием и управлением сложных эмоций у них возникают проблемы.
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли такие исследователи, как И.Н. Андреева, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Н.В. Видинеев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Е.А. Клишкова, И.Ю. Кулагина, Д.В. Люсин, М.А. Нгуен, Н.А. Польская, Е.Ю. Пономарева, В.Ю. Семенов, Т.И. Солодкова, М.В. Степанова, Н.Ф. Талызина, М.А. Холодная, Д.Б. Эльконин, П.М. Якобсон и др.
Методы исследования: анализ публикаций по данной теме, терминологический анализ, метод сравнения, метод синтеза и логической группировки выявленной информации.
Методики исследования: 1) «Эмоциональная идентификация» (авт. Е.И. Изотова). Диагностическая серия № 2, «Эмоциональная пиктограмма» для учащихся начальной школы в модификации М.А. Кузьмищевой, «Что – почему – как» (авт. М.А. Нгуен).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Понятие эмоционального интеллекта и его характеристика
Проблематика эмоционального интеллекта характеризуется в качестве весьма зрелого направления психологического исследования и первоначально разрабатывалась зарубежными авторами: Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Д. Карузо, Дж. Майер, П. Саловей, Н. Холл и др. Невзирая на наличие различных исследования этой проблемы, современная психологическая наука не сформировала единой трактовки самого понятия «эмоциональный интеллект», его целостной концепции, не в полной мере раскрыта однозначность сущности природы происхождения, его психологической сущности, наконец, закономерностей, а также условий формирования и последующего развития эмоционального интеллекта.
Следует указать, что впервые понятие «эмоциональный интеллект» в научной литературе возникло в 90-х гг. XX столетия и до сих пор продолжается дискуссия о его сущности, природе и т.д. Эмоциональный интеллект в современной научной психологической литературе описан как способности индивида распознавать эмоции окружающих, а также эту информацию использовать для своего успешного функционирования в обществе [1, c. 84]. Также под эмоциональном интеллектом понимается совокупность личностных черт индивида, позволяющих осознавать свое непосредственное эмоциональное состояние, а также эмоции окружающих, и на этой основе успешным образом взаимодействовать с окружающими людьми [1, c. 85]. Дж. Майер и П. Саловей под эмоциональным интеллектом понимают составной компонент именно социального интеллекта, являющегося основной структуры интеллекта в общем, и, по мнению Д. Гоулмена, эмоциональный интеллект может противопоставляться общему интеллекту в плане эффективности процесса регуляция поведения человека.
М.А. Холодная обозначила восемь базовых подходов к пониманию и трактовке природы интеллекта, а именно: социокультурный подход, 2) генетический подход, 3) образовательный, 4) процессуально-деятельностный, 5) феноменологический, 6) информационный, 7) структурно-уровневый, 8) регулятивный подходы [26].
Понятие «эмоциональный интеллект» должно относиться непосредственно к познавательной сфере, то есть к способностям человека распознавать эмоциональные состояния как свои, так и окружающих людей, и успешным образом свои эмоции использовать в изменяющихся условиях. В этом случае личностные характеристики, либо же черты характера, включающиеся в понятие «эмоциональный интеллект», выступают в качестве второстепенных, формирование которых происходит на основе имеющихся у человека способностей, а также и под определенным воздействием влияния окружающего мира. То есть если эмоциональный интеллект понимать в качестве способности личности, тогда его формирование и последующее развитие возможно при наличии условия применения социально-психологических тренинговых программ.
Если эмоциональный интеллект понимать как способности личности именно к узнаванию и последующему использованию эмоций, способности управлять своими эмоциями и оказывать влияние на эмотивную сферу окружающих, тогда можно указать, что эмотивное познание мира – то есть эмоциональный интеллект – это параллельная форма рационального познания, которая тождественна ментальному познанию. Эмоциональный интеллект, позволяющий своего рода «считывать» специфики эмоционального фона в рамках общении, выступает в качестве способности, а вовсе не личностной характеристики.
Влияние эмоционального состояния человека на принимаемые им решения, а также на процесс умственного познания мира является несомненным, поэтому способность понимать и затем отслеживать роль эмоций в разных видах деятельности – весьма важна. К.Г. Юнг считал, что отдельные люди в познании мира применяют больше чувств, нежели логики. К. Э. Изард указывал, что эмоция представлена может быть в сознании весьма слабо, при том, как ее влияние может являться практически неуловимым. Тем не менее, данное влияние имеется, и оно является постоянным, находящим свое проявление в трансформации когнитивных процессов либо даже в определенных действиях [8]. То есть понимание того, что и каким образом оказывает влияние на принятие решения, является весьма важным непосредственно в повседневной жизнедеятельности человека. Кроме этого, умение отследить связь именно между появляющимися эмоциями и когнициями, по мнению представителей когнитивного, а также рационально-эмотивного направлений современной психотерапии, выступают в качестве залога психического здоровья.
Эмоциональный интеллект способен принимать участие в постановке определенной цели человеком, планировании какой-либо деятельности, осуществлении реализации поставленной цели, а также контроле ее исполнения. Следующей значимой функцией, характерной для эмоционального интеллекта, выступает самомотивация. Данная функция не имеет связи с волевой регуляцией индивида. Самомотивация представляет собой способность индивида вызывать необходимые эмоции и при это контролировать свое настроение. В этом случае эмоциональный интеллект выполняет функцию так называемого «цензора»: он индивиду помогает решить, когда именно, где и каким образом выразить свои эмоции, чтобы обезопасить себя от излишних разрушительных переживаний [1].
Далее укажем модели и компоненты эмоционального интеллекта. Так, новая модель эмоционального интеллекта была представлена Дж. Майер, П. Саловей, Д. Карузо. В соответствии с данной моделью, составляющими эмоционального интеллекта выступают когнитивные способности, а именно: осознанная регуляция индивидом эмоций, осмысление им эмоций, а также их ассимиляция в мышлении, наконец, это способность выражать и самостоятельно различать эмоции. В свою очередь модель Д. Гоулман эмоциональный интеллект объясняет в качестве взаимосвязи когнитивных способностей и определенных характеристик личности. При этом структура эмоционального интеллекта включает в себя следующие компоненты: 1) распознавание, а также определение эмоций и всех с ними связанных состояний, определение имеющейся взаимосвязи между мышлением, эмоциями и поведением; 2) это контроль непосредственно над эмоциональными состояниями; 3) особое умение индивида входить в необходимые эмоциональные состояния в целях достижения успеха; 4) понимание эмоций окружающих, а также чувствительность к ним, наконец, это возможность их управлением; 5) имеющаяся способность к установлению и последующему поддержанию контактов [6].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 2008. – № 5. – С. 83-95.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П. Блонский. – Москва: Изд-во «Институт практической психологии», 2017. – 234 с. – Текст: непосредственный.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 400 с. – Текст: непосредственный.
4. Видинеев, Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека / Н.В. Видинеев. – Москва: Мысль, 1999. – 256 с. – Текст: непосредственный.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: Перспектива, 2018. – 224 с. – Текст: непосредственный.
6. Ермолова, Т.Е. Обзор статей по проблеме регуляции эмоций / Т.Е. Ермолова // Психол. наука и образование PSYEDU.ru. 2005. № 1. C. 99–104. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50750.shtml (дата обращения: 14.03.2023). – Текст: электронный.
7. Запорожец, А.В. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. – Москва: Педагогика, 1996. – 176 с. – Текст: непосредственный.
8. Изард, К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард. – Санкт-Петербург: Питер, 2009. – 464 с. – Текст: непосредственный.
9. Карабанова, О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. – Москва: Айрис-пресс, 2015. – 238 с. – Текст: непосредственный.
10. Клишкова, Е.А. Особенности эмоционального интеллекта мальчиков и девочек дошкольного возраста / Е.А. Клишкова // APRIORI. Cер.: Гуманитарные науки. – 2015. – № 6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-malchikov-i-devochek-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 17.03.2023)Текст: электронный.
11. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. – Москва: УРАО, 2017. – 356 с. – Текст: непосредственный.
12. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д.В. Люсин. – Текст: непосредственный // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. – Москва: Институт психологии РАН, 2004. – С. 29-36.
13. Немов, Р.С. Психология : учеб. пособие / Р.С. Немов. – Москва: Просвещение, 2018. – 474 с. – Текст: непосредственный.
14. Нгуен, М.А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М.А. Нгуен. – Текст: непосредственный // Философия образования. – 2007. – № 1. – С. 203-207.
15. Осипова, А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – Москва, 2019. – 88 с. – Текст: непосредственный.
16. Поддьяков, А. Н. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? / А. Н. Поддьяков. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 12. – С. 41-46.
17. Польская, Н.А. Особенности эмоциональной регуляции в связи со стрессом и выгоранием / Н.А. Польская, М.Н. Мухаметзянова // Психологич. исследования. 2018. Т.11, № 61. С. 10. – URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.03.2023). – Текст: электронный.
18. Пономарева, Е.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е.Ю. Пономарева. – Текст: непосредственный Гуманитарные науки. 2019. Вып. 2. С. 102-109.
19. Семенов, В.Ю. Возрастно-половые особенности социоэмоционального интеллекта младших школьников и подростков: автореф. дис. … канд. психолог. наук / В.Ю. Семенов. – Санкт-Петербург, 2016. – 22 с. – Текст: непосредственный.
20. Смирнов, А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти / А.А. Смирнов. – Москва: АПН, 1999. – 221 с. – Текст: непосредственный.
21. Солодкова, Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов: автореф. дис. .. канд. психолог. наук / Т.И. Солодкова. – Иркутск, 2011. – 25 с. – Текст: непосредственный.
22. Степанова, М.В. Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста / М.В. Степанова. – Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2016. – № 4. – С. 46-49.
23. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – Москва: Академия, 2018. – 432 c. – Текст: непосредственный.
24. Ткачева, М. С. Возрастная психология: конспект лекций / М.С. Ткачева, М.Е. Хилько. – Москва: Юрайт, 2018. – 200 с. – Текст: непосредственный.
25. Хилько, М.Е. Возрастная психология / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – Москва: Юрайт, 2014. – 200 с. – Текст: непосредственный.
26. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. – Томск: Томский университет, 2018. – 392 с. – Текст: непосредственный.
27. Цукерман, Г.А. Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности / Г.А. Цукерман. – Текст: непосредственный // Вопр. психологии. – 1999. – № 6. – С. 3 – 4.
28. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2017. – 384 с. – Текст: непосредственный.
29. Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – Москва: Просвещение, 1996. – 292 с. – Текст: непосредственный.