Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Славяне - предки современных славян центральной, южной и восточной Европы, большая племенная группа, говорящая на языке, принадлежащем к индоевропейской языковой семье. История славян основана на археологических и лингвистических остатках и сведениях греко-римских и византийских писателей (Плиний Старший, Тацит, Птолемей, Иордан, Прокопий Кесарийский и т.д.). Самые ранние исторические сведения о славянах относятся к первому и второму векам нашей эры и связаны с именами вендов, которые населяли так называемую «сарматскую часть Европы», регион между Карпатами и Балтийским морем, к востоку от германцев (Плиний Старший и Птолемей). В конце первого века венецианцы были известны Тациту, который поместил их между бастани и феннами (финнами), то есть к востоку от реки Висла. Это было к востоку от реки Висла. Иордан поместил венетов в бассейне Вислы. Птолемей во II веке назвал венетов, живших к северу от Карпат, суобенами. По мнению многих исследователей, это имя преобладало как название всех славян в Южной Европе, а их славянские соседи на западе долгое время использовали имя венеров.
1.Возникноение славян и расселение их на территории Восточно-европейской равнины
1.1. Возникновение славян
Протославянский язык возник из индоевропейской языковой группы в середине первого тысячелетия до нашей эры. В то время связанные с ней культуры занимали довольно обширную территорию в Центральной и Восточной Европе. В этот период славянская культура начала формироваться в глубине древней культурной общности, в которую входили не только славяне, но и другие народы, и мы пока не можем выделить чистую славянскую культуру. Впервые славяне были известны античным авторам в первом и втором веках нашей эры под названием «вениды» - Корнелий Тацит, Плиний Старший и Птолемей помещают их между германскими и угрофинскими народами. Так, римские историки Плиний Старший и Тацит (I век н.э.) писали о венедах, которые жили между германскими и сарматскими племенами. Тацит указывает на излишества и жестокость венедов, например, в уничтожении пленных. Многие современные историки считают венедов древними славянами, которые, сохраняя этническое единство, занимали территорию современной юго-восточной Полинии, Волыни и Полинезии.
Византийские авторы шестого века уделяли особое внимание славянам. Иордан отождествляет славян того времени (венидов, склавинов и антов) с одним корнем и фиксирует начало их разделения, которое произошло между VI и VIII веками. Относительно единый славянский мир распадался в результате роста населения, миграции из-за «давления» других племен и взаимодействия с полиэтнической средой, в которой они селились (угрофинны, балты, ираноязычные), и с народами, с которыми они вступали в контакт (германцы, византийцы). Согласно византийским источникам, к VI веку нашей эры славяне занимали обширную территорию Центральной и Восточной Европы и делились на три группы: 1) славины, жившие в бассейнах Днестра, Среднего Дуная и Верхней Вислы; 2) анты, жившие в междуречье Днестра и Днепра; 3) венедские племена, жившие в районе водораздела Вислы.
Всего в качестве славянских названий упоминается около 150 племен. Однако источники VI века не делают различий между этими группами, напротив, они объединяют их и говорят об унификации их языка, обычаев и законов.» Племена антов и славян схожи по образу жизни, нравам, любви к свободе»; «долгое время они живут в условиях народного правления (демократии)»; «их отличает выносливость, мужество, солидарность, гостеприимство, языческое многобожие и обряды». У них много «разнообразного скота» и «они выращивают зерно, особенно пшеницу и просо» .
1.2. Занятия восточных славян
Экономика восточных славян была основана на сельском хозяйстве. Особенности сельского хозяйства в различных регионах Восточной Европы определялись природно-климатическими условиями. В степных и лесостепных районах юга, где почва была плодородной, а леса скудными, применялось залежное земледелие, когда необработанная земля распахивалась и использовалась в течение нескольких лет, затем оставлялась до восстановления естественного травяного покрова, после чего снова использовалась. В северных районах, где произрастали многолетние леса, использовались подсечно-огневые методы земледелия. После вырубки и высушивания деревьев богатую золой почву собирали в течение нескольких лет, после чего земля истощалась и приходилось расчищать новые участки, но заброшенные сельскохозяйственные угодья затем восстанавливали плодородие и снова использовали. Преобладающим злаком была пшеница, с небольшой долей ржи, также были известны просо, гречиха и ячмень. Восточные славяне также занимались скотоводством (разводили крупный рогатый скот, лошадей и свиней), охотой (в том числе за ценными мехами), рыболовством и пчеловодством (сбор меда).
Среди восточных славян шел процесс отделения ремесел от сельского хозяйства и выделения ремесленников (первоначально кузнецов и гончаров) в особую социальную группу. Города стали возникать как центры ремесел, торговли и управления. В укрепленной части города располагался двор князей и племенной знати, к которому примыкали внешние города, населенные ремесленниками и купцами в 9 веке, насчитывалось более 20 городов.
1.3. Славянские города
Средневековая Россия в представлении западных путешественников была страной обширных лесов и равнин, с разбросанными тут и там деревнями и поселениями. Города в их путешествиях встречались крайне редко.
У викингов (варягов) было совсем другое впечатление о России. Они называли огромные пространства вдоль важного торгового пути «от Варангириса до Греции» «Гардарики», или «земля с городами». В сагах древних исландцев фигурируют двенадцать крупных городов Древней Руси. Это Новгород, Старая Ладога, Киев, Полоцк, Смоленск, Муром и Ростов. В восточнославянских землях было больше городских поселений, чем в Скандинавии.
По подсчетам историков, в 9-9 веках на Руси было 25 городов, в 11 веке - 89, в конце 12 века - 224, а накануне монголо-татарского нашествия - около 300. В первую очередь это были столицы иностранных государств и княжеств. В период своего расцвета Киев занимал огромную площадь в 350 га, и его величественный вид производил неизгладимое впечатление на современников. Но в то же время существовали и более мелкие города с укрепленными «твердынями» (кремлями) площадью всего 2-2,5 га .
И были еще более мелкие поселения с многочисленными крепостями, разбросанными по всей стране. Их иногда называли «городжами» или «городищами». Окруженные стенами и рвами и защищенные деревянными стенами, эти крепости часто не имели постоянных жителей. Для окрестных сел и деревень они служили убежищем на случай внезапных набегов кочевников. В мирное время в них проживало небольшое количество стражников.
В те времена путешественников вели к городам через густые леса, опасные болота и по речным тропам. Лес постепенно редел, открывая взору деревни, городки и посинки (небольшие поселения на границе), а вдали темнел силуэт крепости и раскинувшегося вокруг нее города. Деревянные стены Кремля стояли среди одноэтажных зданий, а над ними возвышались городской собор и внушительные многоэтажные особняки «лучших людей».
Города появились с возникновением государства. Само слово «город» означает «укрепленное и огороженное место». Развитие городов возникло в связи с необходимостью ввоза ремесленных изделий и товаров из окружающей сельской местности, но первоначальная форма городов была противоположна деревням и хуторам. Это были укрепленные поселения ремесленников и купцов, центры обмена и экономический центр большой территории.
Причины возникновения городов многообразны. Еще не так давно историки считали, что городом следует считать только тот город, который является центром торговли и ремесел. Например, Ладога и Гнёздово впоследствии превратились в Смоленск. Однако сейчас исследователи ищут другие способы объяснить происхождение древнерусских городов. Иногда пограничные крепости и замки князей становились городами, иногда центрами нескольких племен, своего рода «столицами» (например, Новгород). Реже города становились небольшими административными центрами или селами.
Происхождение городов в Древней Руси легко проследить на примере Старой Ладоги, которая была одним из крупнейших городов на Руси. Люди давно заметили, что во время дождя в таких местах вытекают древние стеклянные бусины; раскопки в 20 веке позволили археологам раскрыть историческое прошлое города; первое славянское поселение появилось здесь около 750 года, и именно здесь было основано первое славянское поселение, в городе Старая Ладога. С рассветом своей истории Старая Ладога стала международной пристанью и важнейшим центром караванной и местной торговли, а также ее организатором. Об этом свидетельствует обилие найденных монет: четыре арабские серебряные монеты и одна западноевропейская серебряная монета. На Ладоге была обнаружена древнейшая мастерская, датируемая серединой VIII века, и найдено множество инструментов, включая клещи, прутья, наковальню, ювелирные молотки, зубила, ножницы, сверла и «чертежную доску» для волочения проволоки. Ладожские ремесленники, владевшие этой мастерской, были ювелирами, кузнецами, деревообработчиками, а также судоремонтниками и строителями .
1.4. Развитие ремесла у восточных славян
Экономическое и культурное значение города определялось тем, что в нем работали искусные мастера: архитекторы, каменщики, скульпторы, медники, серебряники, ювелиры, иконописцы. В Киевской Руси было развито более 60 различных ремесел (плотницкое, гончарное, льняное, кожевенное, кузнечное, оружейное, ювелирное и т.д.). Основными видами хозяйственной деятельности славян были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и ремесла. Согласно византийским источникам, славяне «строили дома, носили щиты, сражались пешими» и были статными, светлокожими и оседлыми.
С новым уровнем развития производительных сил, переходом к земледелию, оседлости и коллективному хозяйству, формированием личной, экономической и земельной зависимости новые производственные отношения приобрели феодальный характер. Подсечно-огневое земледелие постепенно заменялось двойным и тройным земледелием, что привело к процессу захвата общинных земель власть имущими - земельному обиранию.
Поделки ремесленников на городских заводах страны славились даже за пределами России. Навесные замки с замысловатыми ключами были популярны в соседних странах под названием «русские замки». Немецкий писатель Теофил свидетельствует о мастерстве чернецов (тонких серебряных дел мастеров) и эмальеров. Известно также, что существуют восторженные отголоски шедевров русских ювелиров. Например, в 11 веке мастера-ювелиры создали позолоченную гробницу для братьев Бориса и Глеба, первых русских святых.
2. Общественный строй и культура восточных славян
О культурном уровне славянской конфедерации племенных владык известно немного. Общее представление можно получить, анализируя архаические черты фольклора, который вербализовался в виде обрядовых песен, похоронных причитаний, загадок и сказок. Детские игры, развивающие ловкость, силу и смелость, отражают многие культурные явления далекого прошлого; археологические артефакты VI и VII веков, в том числе серебряные статуэтки коней с золотыми гривами и копытами (найдены в бассейне реки Росс), свидетельствуют о самобытности и независимости прикладного искусства восточных славян .
Искусство и фольклор древних славян были неразрывно связаны с язычеством. Основными славянскими божествами были Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня), Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (бог солнца), Верес (бог быка) и Пелун (бог грома). По мере усложнения социальной организации восточнославянского общества в честь этих божеств ставились идолы и приносились жертвы. Каменные идолы заменили деревянные, и были построены языческие святилища. С развитием патриархальных отношений ритуалы стали более сложными. Погребальные обряды царских особ и знати сменились торжественными церемониями, во время которых над умершим возводился огромный курган, вместе с покойным сжигалась его жена или одна из рабынь, устраивался погребальный пир, или поминки, и проводился турнир по боевым искусствам.
Основой хозяйственной жизни восточных славян было земледелие. Это подтверждают археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены семена злаков (рожь, пшеница, ячмень, просо) и овощей (репа, капуста, свекла, морковь, редис, чеснок и др.). Люди того времени имели пахотные земли и хлеб в своей жизни. Это привело к появлению термина «зито» для обозначения зерновых культур, который сохранился до наших дней. Об их сельскохозяйственных традициях свидетельствует и тот факт, что славяне заимствовали римский хлебный стандарт четвертных мер (26, 26 л), известный в России как четвертная мера, которая просуществовала в нашей системе мер и весов до 1924 года.
Основные сельскохозяйственные приемы восточных славян были тесно связаны с природно-климатическими условиями. Первоначально они носили крупномасштабный характер. В лесах и лесостепях траву сжигали, почву удобряли золой и использовали землю до тех пор, пока она не истощалась. Затем землю оставляли до полного вызревания травы. Такая практика земледелия известна как залежь. В лесах, с другой стороны, практиковалось «выжигание», при котором деревья срубались, сушились до следующего года, а затем выкорчевывались и сжигались, все до пня. В качестве основных инструментов использовались топоры, мотыги, плуги, бороны и лопаты для рыхления почвы . Уборка урожая производилась серпом, молотьба - цепом, а зерно мололи каменной мельницей или ручным жерновом. На юге преобладающим методом земледелия был перелог, или перелог. Там было много плодородной земли, и участок земли засевался в течение двух-трех и более лет. Когда почва истощалась, ее перемещали (сдвигали) на новый участок. Основными орудиями труда были мотыга, лемех и деревянная мотыга с железной тяпкой (инструмент, приспособленный для горизонтальной вспашки).
3. Появление основ государственности у восточных славян
Славяне - коренные народы Европы. Современные славянские языки (традиционно делятся на три группы: восточнославянские - русский, украинский и белорусский; западнославянские - польский, чешский, словацкий и лужицко-сербский; южнославянские - болгарский, македонский, сербский, хорватский ( сербохорватский), словенский и др.) относятся к индоевропейской языковой семье, которая также включает германские (немецкий, английский, скандинавский и др. ), балтийские (латышский, литовский, кельтские (ирландский), романские языки (французский, итальянский, испанский и др.), балтийские (латышский, литовский), кельтские (ирландский и др.), романские (французский, итальянский, испанский и др.), греческий, албанский, армянский, иранские (персидский, таджикский, осетинский и др.) и многие этнические индейские языки. Некоторые древние индоевропейские языки к настоящему времени исчезли (например, хеттский, фракийский). Согласно одной из гипотез, около 5-4 тысячелетия до н.э. носители индоевропейских языков говорили на своих диалектах и занимали территории в степных и лесостепных районах современной Украины и северных Балкан. Примерно в IV-III веках до н.э. индоевропейские языки постепенно начали мигрировать и достигли территорий Скандинавии и Балтийского моря на севере, Атлантического океана на западе, Средиземного моря на юге, Ирана и Индии на востоке. Предки славянских народов расселились несколько севернее по отношению к своей прародине - индоевропейскому языку .
Научный вопрос о происхождении славян является дискуссионным и не имеет общепринятой точки зрения. Согласно теории российского исследователя В.В. Седова, первой археологической культурой, которую можно достоверно связать с протославянскими предками славян, является подкржевская погребальная культура, сложившаяся на территории нынешней южной и центральной Польши в V-IV веках до нашей эры. В конце II века до н.э. в этом регионе и немного западнее сформировалась Пржеворская культура, восточное население которой, как считается, было дославянским. С течением веков пшеворская культура продвигалась на восток в Карпаты, на Волынь, а затем на Днепр. Здесь они участвовали в формировании черняховской культуры (III - начало V вв.), которая занимала обширную территорию лесной и степной зоны от левобережья Днепра до низовьев Дуная. Черняховская культура состояла из полиэтнического населения, которое до славян включало ираноязычных сарматов и фракийцев, а также германцев, готов и гедипов, прибывших на северное побережье Черного моря из Низкого Поочья в конце II века. В конце IV века в причерноморскую степь вторглись из Центральной Азии, в основном, тюркские кочевые племена, В VI веке на основе Пшеворской и Ченяховской культур развились две славянские культуры, Пражско-Колчакская и Пенковская. культура простиралась от правобережья Киевской области до бассейна верхней Эльбы, на юг до среднего и нижнего Дана. Лингвистические данные свидетельствуют о том, что протославянская языковая общность распалась и отдельные славянские языки начали формироваться в VII и VIII веках. Славяне - коренные народы Европы .
Заключение
До возникновения Российского государства на территории Восточной Европы не существовало стабильной государственной формы. Возникновение государства у славян относится к раннему средневековью.
Восточнославянские государства, политически и географически называемые Русью, возникли в IX - начале IX вв. В начале IX в. образовались две примитивные конфедерации государств. В середине IX века (862 год по летописям) на престол был приглашен скандинавский воин по имени Рюрик. По всей видимости, он был призван для противодействия набегам шведских викингов и для преодоления серьезных внутренних конфликтов, объективной причиной которых был сложный этнический состав ильменей.