Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Государство – это продукт развития общества. Создание государства – весьма продолжительный процесс, который у разных народов шел различными путями. Сформировавшись на определенной стадии зрелости человеческого общества в связи с социально-экономическими, психологическими, нравственными и иными закономерностями, государство признается его главной управляющей системой.
Государственно-организованное общество получило новые уникальные возможности для собственного существования: развития социальных отношений, производительных сил, устоев нравственности, науки, культуры, международных связей.
Глава 1. Общетеоретические представления о государстве
1.1.Общие закономерности возникновения государства
Уже несколько тысяч лет люди живут в состоянии государственно-правовой действительности: они являются гражданами или подданными определенного государства, подчиняются государственной воле, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Конечно, еще в древности они думали о вопросах, которые связаны с причинами и путями возникновения государства. Было сформировано значительное число разнообразных теорий, которые по-разному отвечают на такие вопросы. Большое количество теорий можно объяснить разными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских точек зрения, которых они придерживались.
Родоплеменной строй сменился государственностью, когда первобытное равенство и историческая первичная форма собственности общества себя изжили, вследствие чего общество разделилось. Как было установлено нами, этому строю была свойственна общественная власть и социальные нормы, регламентирующие поведение человека, но при отсутствии власти и принудительного аппарата.
В управлении делами рода участвовали все члены на принципе равноправия. Все вопросы жизнеобеспечения должны быть решены на родовом собрании. Эти собрания были высшей судебной инстанцией .
Постепенно коллективистские отношения производства начали видоизменяться и разрушаться. Три больших общественных разделения труда (отделение ремесла от земледелия, выделения в отдельную область скотоводства, обособление людей, занятых в торговой сфере), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта повлекли за собой рост производительности труда .
Прогрессирующее разделение труда в обществе видоизменяет формы и содержание организации жизни общества в семейных и родовых общинах, в куриях и племенах. Родоплеменная система была осложнена, постепенно происходит развитие социальных функций.
Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все представители обрабатывали земли, участвовали в военных походах, пасли скот, ходили на народные сходы. Позже, к V-VI вв. до н. э., когда завоеватели начали расселяться на больших территориях, положение значительное изменилось. Войны начали вестись на дальних расстояниях, многие представители общины не хотели участвовать в дальних походах. Все это повлекло за собой рост численности дружины, которая ранее занималась исключительно войной .
Выросло число приближенных короля, среди которых особо выделялись представители духовного мира. Таким образом, общинники, ранее занимавшиеся делами общества, в силу обстоятельства были вынуждены заниматься чем-то иным. Совмещение военных и хозяйственных функций было невозможно. В результате подобной специализации сложилась значительная категория людей, не участвовавшая в формировании материальных ценностей. Они занимались военными делами, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что было свойственно как выражению государственной, а не общественной власти.
1.2. Понятие и признаки государства
Проблемы понимания государства, его характерных признаков и содержания в теории государства и права признаются чересчур важными в связи с той большой ролью, отведенной государству на современной стадии общественного развития.
В юридической литературе РФ понятие государства следует раскрыть при помощи описания его признаков. Государство – это политическая организация общества, призванная обеспечить его целостность и единство, которая осуществляется при помощи системы управления государством общественными делами, независимую публичную власть, придающая праву общеобязательность, являющаяся гарантом гражданских прав и свобод, правопорядок и законность .
Это определение предполагает общее понятие государства, между тем, больше подходит типологии современного государства. Государство выполняет общественно важные функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет самыми важнейшими общественными делами. В это же время государство, особенности считающее себя правовым, обязано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать гуманный правопорядок в обществе, а также режим законности.
1.3. Основные функции государства
Научное познание государства на любом историческом этапе предполагает изучение его целей и задач, представляющих собой самые важнейшие качественные ориентиры и признаки не только государства как особенной организации публичной власти, но и всего общества в целом.
Вопрос о государственных задачах и целях имеет значение не только в теории, но и в правоприменительной деятельности. Он предоставляет возможность взглянуть на государство не только со стороны его формы и внутреннего содержания, но и изучить его с точки зрения функционирования, направлений деятельности.
С помощью задач и целей можно с большой долей вероятности определить характер государственной деятельности, правильность выбора им на той или иной стадии развития приоритетов, что, в конечном счете, сказывается на уровне его организации и эффективности .
Государственные задачи и функции признаются сопоставимыми явлениями, которые тесно связаны друг с другом, но не являются тождественными. Их не следует противопоставлять друг другу. В задачах государства определяется его предназначение для общества, миссия в тот или иной исторический период. Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их самой ближайшей предпосылкой.
В задачах определяется воздействие политики и экономики на развитие функций государства. В определении направлений деятельности государства решающими факторами являются: сущность государства и его социальное значение, в постановке целей и задач на конкретной стадии развития общества.
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как государственные цели и задачи. Если цель государства – это то, чего желает достичь общество, то задачи – это непосредственные средства (способы) ее достижения, а функции – основные направления деятельности государства по решению поставленных перед ней задач.
Глава 2. Сущность государства
2.1. Классовый и общесоциальный подход
Сущность – это самое главное в предмете (процессе, явлении), что отражает все его стороны, взаимосвязи, характеристики и отличает его от всех других явлений окружающей реальности.
Сущность явления остается неизменной, несмотря на то, что отдельные признаки могут быть изменены в процессе развития истории.
В настоящее время в юриспруденции сложилось два подхода к сущности государства:
- классовый;
- общесоциальный.
С позиции классового подхода сущность государства заключается в том, что она является «машиной» для подавления угнетенных классов, навязывания им воли господствующего класса. Данный подход правильно отражал сущность некоторых исторических типов стран (рабовладельческого, буржуазного, феодального), но на определенной стадии развития отличительные особенности государства изменились; этот подход не в состоянии объяснить сущность современных государств.
С позиции общесоциального подхода государство признается средством достижения компромисса, общественного консенсуса. Общество на современном этапе неоднородно по собственному составу, оно включает в себя разнообразные группы, слои, интересы которых отличаются, но не взаимоисключаемы. Государство должно предпринять меры для того, чтобы предотвратить, сгладить возможные конфликты и противоречия между разными группами и слоями населения.
Для государства с классовой сущностью свойственно наличие классов, интересы которых антагонистичны, взаимно исключают друг друга. Для общества на современном этапе свойственно наличие разных социальных групп, интересы которых параллельно могут быть удовлетворены, не в ущерб иным социальным слоям. Задача государства на современном этапе – изыскать возможности для максимального удовлетворения интересов всех общественных групп, не допуская при этом противоречий между ними .
В содержании каждого государства можно найти и общесоциальные, и классовые аспекты. На определенной стадии развития истории доминирование получает или общесоциальное, или классовое выражение сущности государства.
Во-первых, это касается того общесоциального содержания, заключенного в государственной организации общества, той социальной ценности порядка, стабильности, которое несет с собой государство. Данный культурологический подход к государству добавляет и оценку роли государства в качестве хранителя прав и свобод человека и гражданина, демократических процедур, предоставляющих возможность этносу выжить и воспроизводиться в состоянии глобальных кризисов: демографического, экологического, сырьевого, энергетического и т.д.
2.2. Многогранность концепций определения понятия современного государства
Вопросы, связанные с государством, его понятием, сущностью, уже продолжительное время следует отнести к категории базовых и крайне дискуссионных в науке. Это можно объяснить следующими причинами.
Во-первых, данные вопросы напрямую затрагивают интересы различных слоев населения, социальных классов, политический партий и движений.
Во-вторых, никакая иная организация не может вступать в конкурентные отношения с государством в разнообразии исполняемых функций и задач, так же, как и в воздействии на судьбу общества.
В-третьих, государство считается сложным, многогранным и внутренне противоречивым социально-политическим явлением.
Кроме того, необходимо учитывать то, что государство признается многоликим и многофункциональным механизмом. С одной стороны, каждое государство несет в себе принуждение, насилие, то есть обладает императивным характером. С другой стороны, оно предназначено стабилизировать, организовывать, а также систематизировать жизнь граждан. Следует заметить, что государство включает в себя разные действия и события, этим, думается, объясняется многообразие формулировок, как самого государства, так и целей его практического функционирования.
Кроме того, существенное количество споров возникает около вопросов о том, каким образом формируется и развивается государство, какие его реальные границы, каковы пределы вмешательства в жизнь общества и частную жизнь. Эти и иные сходные вопросы каждый раз возникают, и обязательно будут возникать перед каждым появляющимся поколением исследователей государственно-правового материала .
Неоднозначность восприятия государства – его представления, понятия и идеи о нем, а также предназначении и роли – выражается, в т. ч. самым социальным подтекстом и временем, в рамках которого оно формируется и развивается, соответственно, уровнем общественного развития, естественного мышления и сознания. К тому же, оно в существенной степени регламентируется весьма субъективными факторами – разным восприятием одним и тех же феноменов права и государства различными людьми, а помимо этого сложностью и многогранностью самого государства в качестве явления.
Так, данный термин в некоторых случаях применяется для определения общества как такового либо же в определенной особой форме общества. Часто термин «государство» применяется в узком смысле данного слова, для определения особого органа или общественных органов, а также нации или территории на которой живет население государства. К тому же, история термина «государство» свидетельствует о том, что его необходимо рассматривать в качестве понятия, которое привязано к конкретной исторической эпохе .
В настоящее время в юридической литературе государство, как правило, можно определить как политико-территориальную организацию самостоятельной публичной власти, обладающей специальным аппаратом, который может делать собственные веления обязательными для всего государства. Эта дефиниция синтезирует наиболее значительные признаки и в целом является приемлемой, однако, в ней слабо выражается связь общества и государства.
2.3.Суверенитет современного государства: проблемы интерпретации и реализации в конституционном и международном праве
На протяжении долгих лет одним из основных признаков, который характеризует государство на современном этапе в качестве социального явления, признавался его суверенитет научные работы ученых по вопросам строительства государства и права, действительное положение дел в мире во второй половине 19 – начале 21 века внесли собственные коррективы в интерпретацию такого понятия, как «государство».
К примеру, понятие суверенитета государства, в условиях современности, как признак, зачастую подвергается критике, в особенности, учитывая усиление процедуры формирования, функционирования и практического развития принципиально новой всемирной системы правоотношений между государствами и народами на основании углубляющейся взаимозависимости и взаимосвязи во всех областях жизнедеятельности мирового сообщества.
Если в первых комплексных трудах о суверенитете звучала идея, что суверенитет является «вечная и абсолютной властью государства», свойство характерное исключительно власти – отмечал юрист из Франции и политический философ Жан Боден.
Схожей методологической точки зрения по отношению к природе суверенитета придерживался и С. С. Алексеев, считавший, что «Суверенитет в качестве атрибута (свойства) власти государства состоит в самостоятельности, верховенстве и независимости, вместе с тем, именно независимость и самостоятельность власти государства от любой иной государственной власти» считается основным признаком, включающим в себя суверенитет.
Несколько другой точки зрения придерживается И. Н. Гомеров, который также, как и С. С. Алексеев придерживается позиции, что «Суверенность является наиболее важным государственным признаком, принципом его формирования и существования» , однако считает, что распространяется суверенитет не только на власть государства, а на все государство в целом.
К большому разочарованию сторонников традиционализма в праве и в вопросах строительства государства и права данная позиция в настоящее время вызывает разногласия в научной среде (в особенности в европейской), которое находится в условиях профессионального спора, поделившись на тех, кто является приверженцем неприкосновенности традиционных представлений о суверенитете, и тех, кто признает необходимым пересмотреть общепринятые позиции.
Х. Штайгер считает, что эпоха модели суверенного государства (по крайней мере, в странах Европы) закончилась. И эта трансформация содержания понятия «государственный суверенитет» связана, в первую очередь, с включением стран в надгосударственные региональные и глобальные организационные системы – от Организации Объединенных Наций и до Европейского Союза до разных экономических и финансовых организаций.
Со схожим, в сущности, утверждением, выступил профессор права Т. Зик, который считает, что «Согласно разным договорам, страны-участницы Европейского Союза эффективно пришли к соглашению о передаче власти в сфере сельского хозяйства, политики, внутренней торговли, социальной политики, безопасности, пространства свободы и правосудия. В данных областях законодательство Европейского Союза подменяет национальные законы» .
Заключение
Проблема создания государства остается и, видимо, длительное время будет оставаться спорной и дискуссионной в правоведении. Во-первых, в основании этой сложной проблемы заложены различные идейные воззрения и течения философского характера. Во-вторых, историческая и этнографическая наука предоставляют новые знания о причинах формирования государства и права.
Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть по всей территории, а также на ее население, обладает специальным аппаратом управления, издает законы, обязательные для исполнения, обладает независимостью (суверенитетом).