Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Многочисленные исследования в области
дошкольного обучения и воспитания отмечают психолого-педагогический потенциал игры в развитии детей дошкольного возраста.
Использование игры как средства обучения подтверждается в работах
Л. С. Выготского, А. В. Запорожец и др. Современные специалисты в области дошкольного образования С.А. Козлова, Т.А. Куликова также демонстрируют ключевую роль игры в обучении дошкольников.
В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Её характер изменяется с возрастом ребёнка: детям раннего возраста свойственна предметно-отобразительная игра с игрушками, в младшем школьном возрасте игра сменяется на сюжетно-отобразительную и завершающим этапов дошкольного возраста можно считать формирование у
детей сюжетно-ролевых игр.
Сюжетно-ролевые игры позволяют старшим дошкольникам погрузиться в мир «взрослой» жизни, пытаться обыгрывать реальные моменты, сменять роли, использовать предметы в различных сюжетах. Все это позволяет говорить о гармоничном развитии психики ребенка-дошкольника.
По характеру игру можно понять, как развивается ребенок и как он себя чувствует.
Тревожность как свойство личности определяет поведение субъекта. Известная степень тревожности есть естественная черта активной человеческой деятельности. Уровень тревожности отражает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации и дает прямую информацию о характере взаимоотношений ребенка с семьей, детским садом, школьными сверстниками и взрослыми. Когда этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о феномене повышенной тревожности. У детей с таким уровнем тревожности развивается слабое, неопытное представление о себе. В свою очередь, это создает общее отношение неуверенности в себе. Ребенок боится ошибаться, он не пользуется доверием у всех.
На основании анализа психолого-педагогической литературы мы установили, что появление тревожности у дошкольников отражает дискомфортное эмоциональное состояние, обусловленное неудовлетворением физиологической потребности или потребности в безопасности.
Доктор психологических наук В.М. Астапова отмечает, что страх и тревога являются нормальной реакцией ребенка на изменение обстоятельств или незнакомую социальную среду и не являются патологическим состоянием. Но в условиях игры дети наиболее защищены, поэтому если ребенок испытывает тревогу во время игровой деятельности, то необходимо проводить педагогическую работу по преодолению чувства тревоги.
Объект исследования: сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности тревожных детей.
Цель исследования: изучить особенностей сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с разным уровнем тревожности.
Гипотеза: было предположено, что чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень ролевого поведения в сюжетно-ролевой игре у старших дошкольников.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. сделать обзор психолого-педагогической литературы по проблеме особенностей сюжетно-ролевой игры тревожных детей.
2. подобрать методики изучения уровня тревожности и особенностей сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста.
3. выявить особенности сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с разным уровнем тревожности.
4. разработать рекомендации для педагога по развитию сюжетно-ролевой игры тревожных детей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; наблюдение и тестирование; естественный эксперимент, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты опытно - экспериментальной работы в практической деятельности педагогов-психологов ДОУ.
База исследования: МОУ «Заозерская СОШ №10» - дошкольное образование, старшие дошкольники – 5-6 лет.
Структура исследования: работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1.Теоретические подходы к проблеме особенностей сюжетно-ролевой игры тревожных детей
1.1. Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном детстве
Дошкольный возраст определяет все последующее развитие ребенка. По мере взросления ребенок-дошкольник начинает осознавать процессы и явления, происходящие вокруг него, созерцать значение каждого наблюдаемого им объекта. Детско-родительские отношения постепенно сменяются групповые коллективом детского сада. Ребенок начинает приобретать друзей, учится общаться. Всему этому приобщению к окружающей действительности в дошкольном возрасте служит игра. С помощью игры ребёнок переносит все необходимые навыки и умения, играя разные роли.
В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученных как, Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина.
Позднее игры были посвящены работы Р.Я. Лехтман – Абромович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А, Марковой и др.
Проблемой сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста занимались такие авторы, как Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и другие авторы.
Сюжетно-ролевые игры очень востребованы в обучении детей дошкольного возраста. В настоящее время практикующими исследователями были разработаны различные типы игры.
Принимая во внимание понятие «сюжетно-ролевая игра» Д.Б. Эльконин определяет ее как ролевое взаимодействие детей в искусственно созданной взрослой деятельности [47].
Л.С. Выготский утверждал, что сюжетно-ролевая игра «рождается» благодаря воображаемой ситуации, в которой ребенок исполняет роль взрослого со всеми функциями и обязанностями [7].
«Вдохновением» для создания сюжетно-ролевой игры может выступать любое явление в многообразие окружающего мира. Дети могут попробовать себя в роли продавца, повара, парикмахера, водителя и т.д. Самое важное в таких играх это понимание ребенком своей роли и ее функций.
Теперь рассмотрим, какие особенности построения имеет сюжетно-ролевая игра (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1. - Характеристика сюжетно-ролевой игры [43]
Согласно рисунку 1.1. можно сказать, что сюжетно-ролевая игра может реализоваться только в группе, подчиненная активным взаимодействием всех партнеров игры. Главный замысел игр есть воображаемая ситуация, которую дети реализуют с использованием различных предметов, атрибутов, речи. Игра подчиняется правилам, без них дети не смогут подчиняться своим ролям.
Как отмечает Н.И. Левшина, игра средство формирования социальной компетентности ребенка. Посредством имитации игры и смены ролей он изучает нормы и закономерности поведения и отношений детей и взрослых, которые становятся образцами для его собственного поведения [21].
Именно через игру дети получают возможность приобрести важные навыки социальной компетентности. Традиционно имитируя типичные жизненные ситуации, игра служит для расширения знаний и навыков, необходимых в процессе взаимодействия с окружающим миром.
По замечаниям Д. Б. Эльконина в процессе исполнения сюжетно-ролевых игр у детей есть возможность своими глазами взглянуть на ряд действий, которые не доступны им ввиду возрастных особенностей [47].
В процессе сюжетно-ролевых игр у детей старшего дошкольного возраста развивается целый ряд психических функций: мышление, память, быстрое переключение внимания, вербальные и невербальные средства общения.
Игра способствует развитию навыков коммуникации у детей: они учатся разрешать конфликты при помощи слов, находить варианты их разрешения.
Более наглядно развитие ребенка в процессе сюжетно-ролевых игр представлено на рисунке 1.2.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Астапов В.М. Тревожность у детей [Текст] / В.М. Астапов. М.: ПЕР СЭ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. 160 c
2. Бойченко, Н. А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников [Текст] / Н. А. Бойченко. – Киев : Радянская школа, 2008. – 654 с.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2009. – 433 с.
4. Венгер, А. Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника [Текст] / А. Л. Венгер. - М. : Педагогика, 1985. – 224 с.
5. Венгер, А.Л. Проблемы детской психологии и творчество [Текст] / А.Л. Венгер, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. — 1988.- № 3. - С. 20-29.
6. Винникотт, Д. Игра и реальность [Текст] / Д. Винникотт. - М. : Наука, 2002. - 209 с.
7. Виноградова, Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников [Текст] : практ. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М. : Айрис-пресс, 2012. - 127 с.
8. Давыдов, В. В. Психическое развитие в школьном возрасте. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / В. В. Давыдов. - М. : Просвещение, 1973. – 275 с.
9. Детская психология [Текст] / под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – Минск : [б.и.], 2010. – 486 с.
10. Доронова, Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-6 лет в детском саду [Текст] : Методическое пособие для воспитателей / Т. Н. Доронова, В. В. Гербова. - М. : Просвещение, 2011. - 191 с.
11. Драницына, Т. А. Сюжетно–ролевые игры в содержании дошкольного образования детей. Личность, семья и общество [Текст] / Т. А. Драницина. – Новосибирск : СибАК. - 2013. - 181 с.
12. Евдокишина, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Евдокишина // МНКО. - 2015. - № 2 (51). - С.205-207.
13. Жуковская, Р. И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р. И. Жуковская. - М. : Педагогика, 2006. - 110 с.
14. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Знание, 2007. - 258с.
15. Лидак, Л. В. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками [Текст] / Л. В. Лидак // Дошкольное воспитание. – 2011. - №7. - С.18-21.
16. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2015. 304 с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2003. – 713 с.
18. Селевко, Г. К. Детская психология [Текст] : учебник для вузов / Г. К. Селевко. - М. : АСПЕКТ-Пресс, 2003. - 271 с.
19. Смирнова, Е. А. Состояние игровой деятельности современных дошкольников [Текст] / Е. А. Смирнова, А. В. Гударева // Психологическая наука и образование. – 2015. – № 2. – С.76-86.
20. Смирнова, Е. О. Сюжетно-ролевая игра [Текст] / Е. О. Смирнова // Психология ребенка от рождения до семи лет. – 2012. – № 5. – С.260-282.
21. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Краснощёкова. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2008. – 119 с.
22. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин; 2-е изд. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 301 с.
23. Эльконинова, Л. И. Современные образовательные технологии [Текст] / Л. И. Эльконинова. - М. : Народное образование, 2008. – 539 с.
24. Яковлева, Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2012. - № 5. - С.37-42.