Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Финансовый контроль зародился еще много веков назад и выражался, безусловно, в непривычных нам сейчас формах, однако это стало полноценной опорой для формирования финансового контроля в наше время.
Финансовый контроль представляет собой деятельность специальных органов за соблюдением финансового законодательства всех экономических субъектов. Финансовый контроль является стержнем в финансовых правоотношениях и может осуществляться органами государственной власти и специальными органами.
Финансовый контроль имеет свои особенности, что позволяет отграничить его от других видов контроля, например, является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства.
Финансовый контроль имеет свои принципы, такие как гласность, законность, независимость и так далее.
Главной целью финансового контроля является выявление нарушений закона и пресечение правонарушений, пресечение латентных преступлений в сфере экономики, исключение коррупции в сфере финансовых отношений.
На основании выше написанного работа является актуальной.
Целью курсовой работы является изучение сущности, принципов, задач, объектов и субъектов финансового контроля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и задачи финансового контроля;
- рассмотреть принципы финансового контроля;
- выявить субъекты и объекты финансового контроля;
- дать характеристику деятельности Счетной палаты Российской Федерации;
- проанализировать основные показатели Счетной палаты РФ за период 2020-2022 годов;
- изучить проблемы финансового контроля в России;
- предложить пути совершенствования финансового контроля России.
Объектом исследования является финансовый контроль, а предметом является система финансового контроля.
Методы исследования наблюдение, описание, измерение, сравнение, анализ и классификация.
Методологической и информационной базой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, Конституция РФ, Гражданский кодекс.
Для обоснования результатов исследования в области финансового контроля авторами использовались научные работы отечественных ученых и специалистов по данной теме, а именно: А. И. Архиповой А. И., И. А. Погосовой, С. В. Барулина, В. В. Бочарова, А.А. Кренгольд, О.Е. Качкова, А.Д. Краснова, Л.М. Макарова и других.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Сущность и задачи финансового контроля
В обеспечении сохранности и рационального использования государственными структурами материальных и финансовых ресурсов, предупреждении и предотвращении нерационального расходования средств важнейшая роль принадлежит контролю.
В настоящее время государственный финансовый контроль является ключевым компонентом управления государственными финансами. Вместе с тем понятие финансового контроля в законодательстве Российской Федерации отсутствует. В научной литературе также не выработан единый подход к определению сущности данного понятия. Как правило, ученые формулируют определение сущности финансового контроля с позиции организационно-управленческого подхода, в котором на первый план выдвигаются органы, осуществляющие данную деятельность.
Например, с точки зрения Я.А. Крутовой, финансовый контроль осуществляется государственными уполномоченными органами в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [9, с. 294].
Ю.Н. Федонькин определяет финансовый контроль как деятельность со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан [9, с. 295].
С точки зрения О.Е. Качковой, Т.И. Кришталевой, И.Д. Деминой и Е.Н. Домбровской, финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений [6, с. 15].
Под государственным финансовым контролем понимается деятельность специально уполномоченных контрольных органов, регулируемую законодательством, в целях обеспечения законности, целесообразности, эффективности формирования, распределения и использования бюджетных средств. С.Е. Платонова определяет финансовый контроль как осуществляемую государственными органами или организациями, действующими от имени и по поручению государства, контрольную деятельность в целях защиты интересов государства и его граждан, а также в целях обеспечения единой политики государства в финансовой и экономической сферах [21, с. 85].
С точки зрения К.С. Пономаренко, финансовый контроль является обязательным условием обеспечения финансовой стабильности государства и представляет собой законодательно регламентированную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, хозяйствующих субъектов, связанную с проверкой грамотного, точного и своевременного планирования, а также контролем за обоснованностью, полнотой поступления и целесообразностью расходования финансовых средств [21, с. 90].
При изучении сущности финансового контроля важная роль принадлежит анализу его механизма. Раскрывая понятие дефиниции «механизм государственного финансового контроля», мы можем обратиться к основной позиции правоведов, рассматривающих его как инструмент реализации эффективной финансовой стратегии государства, предполагающий в качестве своих важнейших функций – контроль в сфере финансов.
Отметим, что данный механизм является необходимой основой для функционирования общей системы управления государственными финансами с целью обеспечения законного правового регулирования и распределения общественных финансов, контроля за отклонением от принятых стандартов, с целью выявления ситуаций нарушения в различных аспектах. Такой контроль необходим, так как позволяет предотвратить вышеописанные ситуации, либо вовремя провести меры правового защитного характера в рамках государственного контроля.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2022) // СПС «Консультант Плюс».
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)
3. Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 06.02.2023)
4. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (в ред. от 28.12.2022 № 569-ФЗ) «О Счетной палате Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/
5. Указ Президента РФ от 3 марта 1998 г. N 224 "Об обеспечении взаимодействия государственных органов в борьбе с правонарушениями в сфере экономики" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/12110878 /(дата обращения. 22.12.2022)
6. Качкова О.Е. Финансовый контроль в государственных (муниципальных) учреждениях: учебник / О.Е. Качкова, Т.И. Кришталева, И.Д. Демина, Е.Н. Домбровская. – М.: КноРус, 2021. – С. 49.
7. Краснов А. Д. Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации в современных условиях // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 277–279.
8. Кренгольд, А. А. Основные направления обеспечения экономической безопасности на государственном уровне / А. А. Кренгольд, Ш. Н. Гатиятулин // Экономика и управление: вызовы, проблемы, перспективы: Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов, Москва, 23 апреля 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2022. – С. 128-134. – EDN FWISHQ.
9. Крутoва Я. А., Федoнькин Ю. Н. Некоторые вопросы осуществления финансового контроля // Эпомен. 2021. № 64. С. 294–299.
10. Макарова, Л. М. Анализ контроля за налоговыми доходами федерального бюджета в единой системе государственного финансового контроля / Л. М. Макарова, Ш. Н. Гатиятулин // . – 2020. – № 3(20). – С. 131-135. – EDN GAVIBO.
11. Макарова, Л. М. Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля и аудита / Л. М. Макарова, Н. А. Бусуек, Ш. Н. Гатиятулин // Форум. – 2022. – № 3(26). – С. 12-15. – EDN WVBJLR.
12. Медведев А.В. Проблемные вопросы финансового контроля расходов на социальную защиту военнослужащих / А.В. Медведев, А.В. Григорьев // Журнал прикладных исследований. 2021. № 3-2. С. 16-19.
13. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audit.gov.ru/reports/9280 (дата обращения 11.05.2022).
14. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2021 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audit.gov.ru/reports/9279 (дата обращения 11.05.2022).
15. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2022 году [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://audit.gov.ru/reports/10114 (дата обращения 11.05.2022).
16. Печникова А.О. Государственный финансовый контроль: понятие, принципы, цели / А.О. Печникова // Интеллектуальный потенциал образовательной организации и социально-экономическое развитие региона: сборник трудов научной конференции. - Ярославль: МУБиНТ, 2019. - С. 336.
17. Славинский П.В. Государственный финансовый контроль в сфере государственного оборонного заказа: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.04 / П.В. Славинский. - Москва, 2018. – С. 83.
18. Стрелов, Н. В. Финансовый анализ и динамика основных экономических и финансовых показателей деятельности предприятия в период экономического кризиса / Н. В. Стрелов, Ш. Н. Гатиятулин, Е. Е. Родина // Экономика: вчера, сегодня, завтра: Сборник статей по материалам III Всероссийской (с международным участием) конференции преподавателей и студентов, Москва, 18 ноября 2021 года. – Москва: Московский финансово-юридический университет МФЮА, 2022. – С. 326-336. – EDN PLPOCO.
19. Счетная палата Российской Федерации – официальный сайт http://audit.gov.ru/, в локальной сети вуза (дата обращения 11.05.2022).
20. Терентьев, И. В. Бюджетный учет и отчетность: учебник / И.В.Терентьев. – Москва: Военный университет МО РФ, 2019. – 267 с.
21. Трошин, А.Н. Финансы и кредит: Учебник / А.Н. Трошин, Т.Ю. Мазурина, В.И. Фомкина. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.
22. Янин, О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / О.Е. Янин. - М.: Академия, 2019. - 320 c.