Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде ДОУ является развитие творческой деятельности и творческих способностей дошкольников, а также развитие их познавательной деятельности. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, в том числе игровых. Педагогические образовательные технологии всё больше и чаще применяются в образовательной практике ДОУ. Игровые технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность детей, но и разнообразить формы и методы воспитательного процесса.
Игровые технологии повышают творческую активность и развивают творческие способности дошкольников. Занимательность игры эмоционально окрашивает монотонную деятельность ребёнка по усвоению или закреплению той, или иной информации. Эмоциональные действия игры активизируют психические процессы старшего дошкольника.
Развитием творческих способностей детей в ходе игровой деятельности занимались учёные и исследователи Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, Г.И Щукина и др. Проблемы реализации игровой деятельности в обучении рассматривали П.П. Блонский, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко и др.
Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение ребёнком детских видов деятельности, ведущей из которых является игровая деятельность. Игра является самоценной формой активности старшего дошкольника. О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова и др., писали о том, что своевременное развитие игровой деятельности и достижение каждым ребёнком личных творческих результатов является особенно важным. Б.Г. Ананьев, В.В. Горшкова, М.С. Каган и др., писали о возможности творческого освоения деятельности в игре и достижения в ней высоких результатов.
Сегодня в ДОУ творческим и дидактическим играм уделяется немного времени, а их содержание не всегда соответствует особенностям субкультуры современного дошкольника. В практике ДОУ используют разнообразные виды игр, но они не всегда ставят перед собой обучающие и развивающие цели.
Цель работы: определить условия организации игровой деятельности с детьми в старшем дошкольном возрасте.
Объект исследования: процесс организации игровой деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия организации игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: игровые технологии являются эффективным средством развития творческой способности детей старшего дошкольного возраста в том случае, если:
-игры соответствуют интересам и познавательным возможностям дошкольников;
- игры конструируются в соответствии с содержанием темы, целью и задачами занятия;
-игровые ситуации создаются на отдельных этапах занятия, или занятие проводится в игровой форме.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы организации игровой деятельности в современных исследованиях.
2. Выявить сущность понятия «игровая деятельность».
3. Выделить и дать характеристику видов игр.
4. Выявить особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
Методы исследования: теоретические и практические.
Теоретические методы исследования: анализ научной и психолого – педагогической литературы, классификация, сравнение.
Практические методы исследования: эксперимент, тестирование, наблюдение, беседа, анализ опыта педагогов, изучение практической деятельности ДОУ.
Структура работы: введение, две главы, шесть параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение.
Глава 1. Теоретические основы игровой деятельности детей
старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность и содержание игровой деятельности ребёнка
старшего дошкольного возраста
Мир, в котором мы живем, постоянно изменяется. Стремительный рост развития информационного общества и технологий обуславливает необходимость развития и воспитания людей, которые обладают творческими способностями и креативным мышлением. Именно такие люди способны к творческому разрешению проблем. Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой. При этом дети всегда опираются на свой творческий замысел. Особенно успешно дошкольники реализуют все свои способности в игровой деятельности [4].
В дошкольном возрасте любые изменения в психике ребёнка происходят достаточно стремительно. В психике ребенка практически постоянно появляются новые образования. Л.С. Выготский относил к дошкольному периоду возраст от 3 до 6-7 лет [9]. При этом он всегда отмечал значимость данного периода в развитии психики ребенка.
М.И. Лисина в рамках дошкольной периодизации выделяла:
1. Младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет).
2. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).
Она обращала внимание на активное развитие психики ребёнка в данном возрастном периоде. В дошкольном детстве происходит процесс расширения и обогащения запаса различных психических связей. В этом возрасте ребенок активно приобретает определенную произвольность действий, возникающих под воздействием активного педагогического влияния. На основе постоянно приобретаемых новых знаний старший дошкольник способен осуществлять всё более осмысленные действия. При этом он формирует положительные рефлексы, первичные, вторичные и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников [Текст] / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2007. – No 10. – С.299-303.
2. Алексеенкова, Е.Г. Механизмы решения творческих задач детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Г. Алексеенкова. – М.: Компания спутник. - 2004. – 49 с.
3. Анистратова, А.А. Развиваем творческие способности [Текст] / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. – М.: Оникс, 2008. – 64 с.
4. Артемьева, Т.И. Методический аспект проблемы способностей [Текст] / Т.И. Артемьева. - М.: Лига Пресс, 2008. – 162 с.
5. Афонькина, Ю.А. Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников 3-7 лет. Модель инновационной деятельности [Текст] / Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович. – М.: Учитель, 2018. – 92 с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. - под ред. Подъякова Н.Н. М.: Просвещение, 2009. – 366 с.
7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 213 с.
8. Белошистая, А.В. Волшебные краски 5-6 лет [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М.: АРКТИ, 2009. – 32 с.
9. Белошистая, А.В. Волшебные ниточки [Текст] / А.В. Белошистая, А.Г. Жукова. - Пособие для занятий с детьми. - М. - АРКТИ, 2008. – 32 с.
10. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей. [Текст] / В. А. Борзова, А.А. Борзов. – Самара: Самарский дом печати, 2008. – 314 с.
11. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2009, No 6. – С. 34-39.
12. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности детей / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 06.03.2023).
13. Дубова, И.А. Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников / И.А. Дубова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/212/11891/ (дата обращения: 06.03.2023).
14. Давыдова, М.М. Развивающие игры для детей [Текст] / М.М. Давыдова. – М.: Аквариум, 2007. – 123 с.
15. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова. — Текст: непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2017. — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 06.03.2023).
16. Иванова, О.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О.В. Иванова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Т. 0. — Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 06.03.2023).
17. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии [Текст] / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2008. – 256 с.
18. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
19. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 06.03.2023).
20. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 06.03.2023).
21. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
22. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения [Текст] / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212.
23. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 06.03.2023).
24. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. [Текст] / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с.
25. Погодина, С.В. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Погодина. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
26. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2005. – 556 с.
27. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е.И. Удальцова. – Минск: Народная Асвета, 2006. – 300 с.
28. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.
29. Чухарева, В.В. Дидактическая игра в формировании мотивации к учебной деятельности [Текст] / В.В. Чухарева // Журнал «Начальная школа». – 2013. – No9. – С. 67-71.