Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одиночество – это состояние, при котором человек чувствует отсутствие социальной связи и близости с другими людьми. Это состояние может возникнуть как в результате физической изоляции, так и при наличии социального окружения. Люди, переживающие одиночество, могут испытывать различные негативные эмоции, такие как тревога, депрессия, страх, чувство беспомощности и безнадежности. Одиночество является серьезной проблемой для общества, поскольку оно может привести к плохому здоровью, снижению качества жизни и даже смерти. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), одиночество является одним из основных факторов риска для здоровья, превышающим важность даже таких факторов, как ожирение и курение.
Поэтому, понимание психологических особенностей людей, переживающих одиночество, и организация психологической помощи и коррекции негативных проявлений имеют важное значение.
Существует много теорий, объясняющих причины одиночества. Некоторые исследования указывают на то, что одиночество может быть вызвано биологическими факторами, такими как генетические предрасположенности, недостаточное количество гормонов, связанных с удовольствием, и нехватка социальных контактов. Другие исследования указывают на влияние социальных факторов, таких как отсутствие социальной поддержки, низкий социально-экономический статус и культурные различия.
В любом случае, одиночество часто является результатом сложной комбинации факторов, включая биологические, психологические и социальные.
Важно отметить, что одиночество не является однозначно отрицательным явлением. Некоторые исследования указывают на то, что некоторые люди могут быть более счастливыми, когда находятся в одиночестве, поскольку оно позволяет им сконцентрироваться на своих увлечениях и интересах.
Тем не менее, когда одиночество становится длительным и сильным, оно может привести к различным психологическим и физическим проблемам.
Одиночество – это состояние, при котором человек чувствует отсутствие социальной связи и близости с другими людьми. Это состояние может возникнуть как в результате физической изоляции, так и при наличии социального окружения. Люди, переживающие одиночество, могут испытывать различные негативные эмоции, такие как тревога, депрессия, страх, чувство беспомощности и безнадежности. Одиночество является серьезной проблемой для общества, поскольку оно может привести к плохому здоровью, снижению качества жизни и даже смерти. Поэтому, понимание психологических особенностей людей, переживающих одиночество, и организация психологической помощи и коррекции негативных проявлений имеют важное значение.
Выбор данной темы для исследования обусловлен ее высокой актуальностью в современном обществе. Одиночество является распространенной проблемой, которая может привести к серьезным негативным последствиям для здоровья и качества жизни людей. При этом вопросы организации психологической помощи и коррекции негативных проявлений при одиночестве не всегда находят должное внимание в обществе и среди специалистов. Целью данного исследования является анализ психологических особенностей людей, переживающих одиночество, а также методик корректировки негативных проявлений одиночества. На основе полученных результатов будут сформулированы практические рекомендации по организации психологической помощи и коррекции негативных проявлений одиночества.
Обзор научной литературы и существующих исследований показывает, что проблема одиночества является актуальной для многих стран мира. В России существует немало исследований, посвященных этой проблеме, которые позволяют более глубоко понять механизмы возникновения и проявления одиночества, а также разработать методы его преодоления. В данной работе мы будем использовать как отечественные, так и зарубежные исследования, чтобы получить наиболее полную картину этого явления и определить наиболее эффективные подходы к работе с людьми, страдающими одиночеством.
Существует много теорий, объясняющих причины одиночества. Некоторые исследования указывают на то, что одиночество может быть вызвано биологическими факторами, такими как генетические предрасположенности, недостаточное количество гормонов, связанных с удовольствием, и нехватка социальных контактов. Другие исследования указывают на влияние социальных факторов, таких как отсутствие социальной поддержки, низкий социально-экономический статус и культурные различия.
В любом случае, одиночество часто является результатом сложной комбинации факторов, включая биологические, психологические и социальные.
Обоснованием выбора данной темы является необходимость изучения проблемы одиночества и разработки эффективных методов помощи людям, страдающим от этой проблемы. В свете последних событий, связанных с пандемией COVID-19, проблема одиночества получила еще большую актуальность, так как социальная изоляция стала необходимой мерой для предотвращения распространения инфекции.
Важно отметить, что одиночество не является однозначно отрицательным явлением. Некоторые исследования указывают на то, что некоторые люди могут быть более счастливыми, когда находятся в одиночестве, поскольку оно позволяет им сконцентрироваться на своих увлечениях и интересах. Тем не менее, когда одиночество становится длительным и сильным, оно может привести к различным психологическим и физическим проблемам.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОДИНОЧЕСТВА
1.2. Понятие одиночества и его классификация в зависимости от типа и возраста
Понятие одиночества представляет собой состояние, при котором человек чувствует отсутствие социальных связей или недостаток контактов с другими людьми. Одиночество может возникать по разным причинам, таким как потеря близкого человека, развод, переезд в новый город, неудачи в личной жизни, изоляция по состоянию здоровья и другие.
Одиночество может быть классифицировано по типу, который определяется источником изоляции, и по возрасту человека.
Классификация по типу включает следующие виды одиночества:
1. Эмоциональное одиночество — это состояние, когда человек чувствует,
что его эмоции не понимают и не поддерживают окружающие люди.
2. Социальное одиночество — это состояние, при котором человек
отвергается или не воспринимается другими людьми, не имеет друзей или не может установить социальные связи.
3. Физическое одиночество — это состояние, когда человек находится в
изоляции из-за географических, физических или других причин.
Классификация по возрасту включает следующие виды одиночества:
1. Детское одиночество — это состояние, когда ребенок не может найти
общий язык с другими детьми или его отвергают из-за внешности, поведения или интересов.
2. Подростковое одиночество — это состояние, когда подросток чувствует себя отвергнутым или непонятным окружающими, не имеет друзей или не может найти себе место в обществе.
3. Взрослое одиночество — это состояние, когда человек не имеет стабильных социальных связей или не может найти партнера для отношений или друзей.
Каждый вид одиночества может влиять на психическое и физическое здоровье человека по-разному. Например, детское одиночество может привести к развитию социофобии или социальной тревожности, которые могут оставаться с человеком на всю жизнь. Подростковое
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности./ В.Г. Асеев – М.: Ин-т психологии РАН – 1976.
2. Баранова Т.С. Психосемантические методы в социологии/ Т.С. Баранова – // Социология: методология, методы, математические модели.М., 1993–94. №3-4. С. 55–64.
3. Баранова Т.С. Эмоциональное «Я – Мы» (опыт психосемантического исследования социальной идентичности) / Т.С. Баранова – // Социология: методология, методы, математические модели. М., 2002. № 14. С. 70–101.
4. Бочкаева, Р. Ты и только ты / Р. Бочкаева // Vogue. — 2018.— № 5. — С. 112—113.
5. Бурлов А.В., Татарова Г.Г. Метод неоконченных предложений в изуче- нии образа «Культурный человек»/ А.В. Бурлов // Социология: методология, методы, математические модели. 1997. № 9. С. 5–31.
6. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., – Ин-т психологии РАН –1978.
7. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности./ А.А. Бодалев – Л.: ЛГУ, 1970.
8. Бороздина Л.В. Исследования уровня притязаний. /Л.В. Бороздина- М.: Издательство Московского Университета, 1986.
9. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо.–М.: Просвещение, 1980. – 256 с.
10. Гладышев, В. И. Компенсаторное общение: социально-философский анализ / В. И. Гладышев. – Екатеринбург : Банк культурной информации. 1999. – 292 с.
11. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. / Дж. Гласс – М.: Изд-во «Прогресс», 1976. – 495 с.
12. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности/ И.А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974.
13. Добрович А.Б. Воспитателю о воспитании и психогигиене общения. / А.Б. Добрович – М.: Просвещение, 1987, 207с.
14. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. / Б.И. Додонов – М.: Политиздат, 1978.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович – Минск: Хелтон, 1998. – 399 с.
16. Зимняя И.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач/ И.А. Зимняя // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудиса. – М., 10 с.
17. Кирпиков А.Р. Позитивные аспекты переживания одиночества в подростковом возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2002.
18. Климов И.А. Комплексное использование семантического дифференциа- ла и контент-анализа открытых вопросов для изучения культурных феноменов/ И.А. Климов // Социология: методология, методы, математические модели. 1998. № 10. С. 5–27.
19. Климова С.Г. Опыт использования методики неоконченных предложений в социологическом исследовании / С.Г. Климова // Социология: методология, методы, математические модели. 1995. № 5-6. С. 49–64.
20. Ковалев А.Г. Психология личности. / А.Г. Ковалев – М.: Просвещение, 1970. – 387с.
21. Коломинский Я.Л. Социальная Психология взаимоотношений в малых группах. / Я.Л. Коломинский – М.: АСТ, 2010.
22. Кон И.С. Многоликое одиночество / И.С. Кон, М.: Знание – сила. – 1986. - №12. – с. 40-42.
23. Кон И.С. Открытие «Я»./ И.С. Кон – М.: Политиздат, 1978.
24. Кон И.С. Психология старшеклассника. / И.С. Кон – М.: Просвещение, 1980.
25. Крутецкий В.А. Психология. / В.А. Крутецкий – М.: Просвещение, 1986.
26. Лабиринты одиночества / Пер. с англ.; Сост., общ. ред. и предисл. Н.Е. Покровского.// Н.Е. Покровский – М.: Прогресс, 1989.
27. Леонтьев Н.А. Формирование личности / Психология личности. Тексты./ Н.А. Леонтьев – М.: МГУ, 1982.
28. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. / М.И. Лисина – М., Педагогика, 1986.
29. Малышева С.В. «Образ Я» и представление о сверстнике у подрост- ков, переживающих одиночество: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2003.
30. Мельников В.М., Введение в экспериментальную психологию личности. / В.М. Мельников, Л.Г. Ямпольский – М.: Просвещение. 1985.
31. Миюскович Бен. Одиночество: междисциплинарный подход./ Бен Мисюкович, пер. С.А. Баньковская – СПБ.: Петрополис,1990.
32. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Кн. 3: Психодиагностика./ Р.С. Немов – М.: ВЛАДОС, 1998. – 623 с.
33. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально- оценочной системы. / С.Р. Пантилеев – М.: Издательство МГУ, 1988.
34. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. / В.Н. Панферов – 1972.-№ 7.
35. Перешеина Н.В. Психология одиночества у законопослушных и криминальных подростков: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1999.
36. Петровский А.В., Социальная психология коллектива. /А.В. Петровский, В.В. Шалинский – М.: Просвещение, 1978, 176с.
37. Петренко В.Ф. Основы психосемантики./ В.Ф. Петренко – СПб.: Питер, 2005.
38. Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки./ Н.Е. Покровский, Г.В. Иванченко – М.: Логос, 2008.
39. Полев, Д. М. Эталон, прототип и стереотип как механизмы восприятия человека человеком / Д. М. Полев // Вестник ЮУрГУ. – 2009. – № 18. – С. 19-25.
40. Прихожан М.М. Проблема подросткового кризиса / М.М. Прихожан // Психологическая наука и образование.– 1997. - № 1. – С.82-87.
41. Пузанова Ж.В. Метод неоконченных предложений в изучении проблемы одиночества / Ж.В. Пузанова // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2004. № 6-7. С. 92–111.
42. Пузанова Ж.В. Одиночество (опыт философско-социологического анализа). / Ж.В. Пузанова – М.: Изд-во «Уникум Центр», 1998.
43. Пузанова Ж.В. Философия одиночества и одиночество философа / Ж.В. Пузанова // Вестн. РУДН. Сер. Социология. 2006. № 4-5. С. 47–59.
44. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества. — М. : Прогресс, 1989. — С. 192—226.
45. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. / А.А. Реан, Я.Л Коломинский – СПб: Питер Ком, 1999. – 416 с.
46. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании./ Е.И. Рогов – М.: ВДАДОС, 1995. – 529 с.
47. Романова И.В. Адаптация одиноких женщин к посттрудовому периоду в условиях современного общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2002.
48. Рубинштейн С.С. Проблемы общей психологии. / С.С. Рубинштейн – М.: Педагогика, 1976.
49. Садлер, У. А. От одиночества к аномии / У. А. Садлер, Т. Б. Джонсон // Лабиринты одиночества. — М. : Прогресс, 1989. — С. 21—51.
50. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева./ В.В. Столин – М., 1983.
51. Столяренко Л.Д. Основы психологии. / Л.Д. Столяренко – Ростов-на-Дону, 1997.
52. Хоровиц, Л. М. Прототип одинокой личности / Л. М. Хоровиц, Р. С. Френч, К. А. Андерсон // Лабиринты одиночества. — М. : Прогресс, 1989. — С. 243—275.
53. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка /Д.И. Федельштейн// Вопросы психологии. – 1983. - № 1. – С. 33-41.
54. Фрейд З. Психология бессознательного. / З. Фрейд – М.: Просвещение, 1990.
55. Шмелев Р.В. Исследование взаимосвязи девиантного поведения и со- стояния одиночества в подростковом обществе: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2004.
56. Шорохова Е.В., Психологические проблемы социальной регуляции поведения./ Е.В. Шорохова, М.И. Бобнев, М – М.: Ин-т психологии РАН, 1976.
57. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. / М.П. Якобсон – М.: Знание, 1973.