Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы данного курсового исследования заключается в следующем. Сферу торговли по праву можно назвать самой востребованной отраслью экономики. В жизни населения и предприятий цены играют важную роль по той причине, что будучи ядром всех измерений в экономике, оказывают большое воздействие на расходы и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: домашних хозяйств, предпринимательских структур и в целом народного хозяйства. Поэтому проблема выявления закономерностей розничной торговли и изменения цен в регионе важна, так как от цен зависит уровень и масса прибыли, объем продаж и так далее.
Выполняя важную функцию обеспечения населения товарами и услугами, розничная торговля является одним из основных показателей уровня и качества жизни населения региона. От обеспечения населения продовольствием зависит продовольственная безопасность страны.
Розничная торговля – одна из наиболее пострадавших во время пандемии коронавируса COVID-19, так как в это время население покупки стало делать более избирательно. Все расходы ограничивались только самым необходимым, и в связи с этим сформировался «отложенный спрос» на приобретение деликатесов, одежды, обуви, парфюмерии, на услуги салонов красоты. Необходимо отметить, что недооценивать значимость розничной торговли для экономики региона нельзя, так как розничная торговля создает и рабочие места для населения. Основным показателем, по которому можно судить о развитии розничной торговли конкретного предприятия (региона, всей страны) выступает оборот розничной торговли, в связи с чем его исследование можно назвать актуальным.
Цель курсовой работы – разработать перспективы развития оборота розничной торговли.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть понятие и особенности оборота розничной торговли современной торговой организации;
- представить цель и задачи анализа оборота розничной торговли как основы управления им;
- охарактеризовать деятельность розничного торгового предприятия ООО «Мир»;
- провести анализ оборота розничной торговли в ООО «Мир» и выявить направления его улучшения.
Объект исследования – оборот розничной торговли ООО «Мир».
Предмет исследования – развитие оборота розничной торговли современной организации.
Методы исследования курсовой работы: диалектический метод познания, статистические методы (группировки и сводки, сравнения, индексный), методы анализа и синтеза, методы табличный и графический.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования материалов данного исследования в деятельности анализируемой торговой организации.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников, приложений.
1. Теоретические основы формирования и развития
оборота розничной торговли
1.1. Понятие и особенности оборота розничной торговли
современной торговой организации
Процессы глобального характера, происходящие в условиях современности, которые присущи всему мировому хозяйству, оказывают воздействие непосредственного характера на развитие всей национальной экономики. Из таковых можно выделить расширение границ глобального информационного пространства, рост уровня культуры и потребительских запросов, компьютеризация практически всех технологических и управленческих процессов, а это все обусловило необходимость усиления разного рода требований к деятельности всех рыночных субъектов, включая и современные организации розничной торговли. Устанавливая роль и значимость розничной торговли в экономике страны, является целесообразным изучить для начала понятие «розничной торговли».
Имеющиеся теоретические подходы дают определение розничной торговле как вида деловой активности, который связан с процессом продажи товаров или услуг конечным потребителям. К примеру, Л.А. Брагиным трактуется розничная торговля в качестве предпринимательской деятельности, которая связана с процессом продажи товаров и услуг конечным потребителям с целями личного, домашнего и семейного пользования; это завершающая часть сбытового канала .
Согласно словам Е.Ю. Селезневой, «торговля является важнейшей отраслью экономики страны, состояние и эффективность функционирования которой непосредственным образом оказывают влияние как на жизненный уровень населения страны, так и на развитие производства потребительских товаров» .
Л.Б. Нюренбергером (и др.) дается такое определение: «Розничная торговля по самой своей сути есть деятельность в сфере обмена, потребитель при этом обмене стремится получить необходимые товары и услуги, а розничный торговец – прибыль ».
В итоге может быть характеризована сфера торговли в качестве сложной системы, которая является совокупностью субъектов торговой деятельности, которые ведут куплю-продажу товаров и оказание иного рода торговых услуг, регулирование функционирования которых происходит посредством общих и специфического характера мер организационно-экономического и нормативно-правового характера с целью достижения рыночной сбалансированности торгового предложения и покупательского спроса .
Согласно определениям понятия «торговли», которые рассмотрены выше, является необходимым заметить, что розничная торговля вместе с тем может быть рассмотрена как сектор (отрасль) экономики, который представляет собой совокупность операторов, реализующих товары и услуги различных видов конечным потребителям для их личного, некоммерческого использования. Торговля выступает в качестве динамично развивающейся и самой перспективной отраслью национальной экономики, оказывает воздействие непосредственного характера на функционирование всей сферы производства и потребительского рынка.
Далее нужно разобраться, кто осуществляет розничную торговлю и какую роль она играет в экономике всей страны. Розничный торговец представляет собой компанию, которой предоставляются товары и услуги для личного использования конечным потребителям. Розничный торговец выступает как связывающее производителя и потребителя звено. Компаниями-производителями изготавливаются товары и продаются фирмам, которые занимаются оптовой торговлей. В свою очередь, оптовые компании перепродают данного рода товары розничным торговцам, а те – уже конечным потребителям. Розничная торговля базируется на теории индивидуального выбора, которая заключается в приоритете вкусов и предпочтений потребителя. В связи с этим принято считать, что такого рода торговля выступает в качестве социального выражения качественного уровня жизни общества. Розничными торговцами выполняются функции, которые увеличивают ценность реализуемых ими товаров и услуг :
1. Обеспечение определенного ассортимента товаров и услуг, которые удовлетворяют покупательские потребности.
2. Дробление поступающих партий товаров (количественное распределение продуктов, согласно запросам отдельно взятых потребителей).
3. Хранение запасов и поддержание их на необходимом уровне.
4. Обеспечение сервиса, улучшение клиентского обслуживания (услуги, которые позволяют облегчить процесс покупки товара, к примеру, возможность взятия товаров в кредит).
5. Исследование рынка и формирование баланса между уровнем спроса и предложения.
6. Воздействие на производство, совершенствование технологического уровня.
Розничной торговлей решаются такие задачи :
1) приобретение товаров у оптовика и предлагает их для продажи любому желающему (так называемая магазинная торговля) в неизменном виде или после обычной для розничной торговли обработки (переработки);
2) формирование ассортимента товаров и перечень услуг для удовлетворения покупательских потребностей;
3) демонстрация образцов на открытых торговых стендах с целью получения заказов на товары (пункт по приему заказов);
4) осуществление рассылки товаров, которые заказаны по каталогу, образцам, пробам или на базе иных предложений (к примеру, посылочная торговля);
5) организация торговли вразнос, когда розничный торговец ходит с собственными товарами по домам;
6) организация уличной торговли - торговцем сокращается хозяйкам путь за покупками. В определенное время он появляется в жилом квартале с целью продажи жителям овощей, фруктов, яиц, напитков, солений и др.;
7) осуществление мелочной торговли - торговцами предлагаются собственные товары на прилавках, которые устанавливают на площадях и улицах с оживленным движением или в местах проведения специального рода мероприятий.
Классификация розничной торговли происходит согласно собственности, формам и способам торговли. Согласно собственности, выделяют независимого розничного торговца, совместные владения несколькими розничными точками, контрактные соглашения между производителями и торговцами, арендуемые отделы, кооперативы. Согласно формам - это универмаги и универсамы, супермаркеты, специализированные и дежурные магазины, магазины сниженных цен, торговые базары, уличные разносчики, продажи с лотков. Способы торговли являются довольно разнообразными и устанавливаются большинством факторов, в том числе структурой торговой компании, а вместе с тем маркетинговой программой.
Каждый тип предприятия розничной торговли имеет собственную сферу действия и четким образом сформулированный план самого эффективного охвата клиентов. Киоски, которые расположены возле станций метрополитена, как правило, стараются удовлетворить текущие нужды людей, которые возвращаются домой, и предлагают в основе своей продукты, у которых многократное использование, т.е. на постоянной основе потребляемые и имеющие обычно невысокий уровень цен.
А автомобили и меховые манто реализуют в крупных магазинах или в отдельно взятых местах, которые географически отделены от прочих магазинов. Розничная торговля в качестве неотъемлемой части маркетинговой деятельности требует принятия некоторых решений с целью успешной работы на рынке в конкурентных условиях. Это касается выбора целевых рынков, товарного ассортимента и услуг, цен, места размещения торговой компании, его устройства и оформления, общения с клиентами.
В обороте розничной торговли отражаются разного рода стороны социально-экономических отношений в государстве, он выступает в качестве сложной экономической категории и важного статистического (обобщающего) показателя. Он является объемом продажи товаров населению посредством всех каналов реализации. Его величина на уровне государства и регионов складывается из объема продажи розничных торговых компаний и объема продажи товаров населению на вещевых рынках, смешанных и продовольственных
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения: 25.03.2023).
2. Постановление Госкомстата РФ от 19 августа 1998 г. №89 «Об утверждении методических указаний по определению оборота розничной и розничной торговли на принципах статистики предприятий» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23352/ (дата обращения: 25.03.2023).
3. Арзуманова, Т.И. Экономика организации: учебник / Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – Москва: Дашков и К, 2016. – 240 с.
4. Брагин, Л.А. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли / Л.А. Брагин, Т.В. Панкина, А.Ф. Никишин // Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. - №11. – С.3493-3502.
5. Галимова, А.И. Анализ товарооборота розничной торговли и факторы его роста по данным торговой организации общества с ограниченной ответственностью «Уныш» / А.И. Галимова, Е.В. Сафонова, А.В. Федорова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. - №5-4. – С.81-84.
6. Епачинцев, В.Ю., Зиновьева Е.А. К вопросу об анализе товарооборота // Фундаментальные исследования. – 2021. - №6. – С.29-33.
7. Зайцева К.В., Печникова А.Г. Проблемы и пути увеличения товарооборота торгового предприятия // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2021. - №1. – С.655-657.
8. Иванова, О.В. Проблемы современной розничной торговли / О.В. Иванова // Евразийское научное объединение. – 2018. - №1-2. – С.134-137.
9. Камалудинова Р.И., Сулейманова Д.А. Направления анализа оптового товарооборота // Гуманитарий и социум. – 2021. - № 1. – С. 15-17.
10. Магомедов, А.М. Экономика организаций торговли: учебное пособие / А.М. Магомедов. – Махачкала: ГАОУ ВО «ДГУ НХ», 2019. – 239с.
11. Медведева И.А., Кутяшева Е.В. Характеристика состояния оптовой и розничной торговли России // Менеджмент: теория и практика. – 2022. - №1-2. – С.51-57.
12. Молдован, А.А. Розничная торговля как вид предпринимательской деятельности / А.А. Молдован, А.С. Артемьева, А.Е. Бузина // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. - №11. – С.377-383.
13. Мусаева Б.М. Особенности функционирования торговой организации // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. - №3. – С.53-55.
14. Ниянина М.Д. Прогнозирование товарооборота торговых организаций в России // Журнал У. Экономика. Управление. Финансы. – 2022. - №4. – С.175-179.
15. Нюренбергер, Л.Б. Современные подходы к размещению предприятий розничной торговли в мегаполисе / Л.Б. Нюренбергер Л.Б., Леушина О.В., Лучина Н.А. // Экономика и предпринимательство. – 2018. - №9. – С.494-498.
16. Плеханова И.А. Управление товарооборотом предприятия // Инновации, логистика, менеджмент в современной бизнес-среде: материалы конференции. – Энгельс: ИНИиРПК, 2021. – С.169-172.
17. Рыбкина, М.В. Развитие розничной торговли как основа повышения качества жизни населения региона / М.В. Рыбкина, Н.Н. Анюрова, О.В. Гаврилина // Управленческий учет. – 2022. - №12-2. – С.571-580.
18. Селезнева, Е.Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития / Е.Ю. Селезнева // Вестник Российского государственного университета. – 2018. - №10. – С.55-57.
19. Солдатова, А.Н. Анализ товарооборота и товарных запасов организации розничной торговли / А.Н. Солдатова // Современное состояние и перспективы развития современной науки и образования: сборник статей V Междун. науч.-практ. конференции. – Петрозаводск: Новая Наука, 2023. – С.219-229.
20. Степанова, Е.Н. Современное состояние и тенденции развития рознично торговли в Российской Федерации / Е.Н. Степанова // Велес. – 2018. - №4-2. – С.62-65.
21. Таюрская, О.В. Анализ розничного товарооборота как фактор финансовой устойчивости / О.В. Таюрская, Хань Хуен Лай // Информатизация и виртуализация экономической и социальной жизни: материалы IV Межвузовской студенческой науч.-практ. конференции. – Иркутск, 2018. – С.77-80.
22. Факеров, Х.Н., Зубайдов С. Место и роль розничной и оптовой торговли в развитии потребительского рынка // Таджикистан и современный мир. – 2022. - №1. – С.160-171.
23. Фридман, А.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебник / А.М. Фридман. – Москва: Инфра-М, 2019. – 264 с.
24. Ярошенко Е.М., Клопова А.В. Факторы, влияющие на товарооборот // Теоретические и прикладные вопросы экономики, управления и образования: сборник статей конференции. – Пенза: ПГАУ, 2022. – С.508-510.