Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности школьников. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий. Современные технологии и методики, в том числе, использование песенного материала на уроках английского языка позволяют не только активизировать познавательную деятельность школьников, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса.
Использование песенного материала на уроке повышает творческую активность и развивает познавательные способности всех школьников без исключения, не зависимо от возраста. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования. Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации школьников при обучении английскому языку
1.1. Анализ понятий мотив и мотивация
Роль мотивации при обучении иностранному языку чрезвычайно велика. Вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к предмету иностранный язык уделяется большое внимание. На это обращают внимание как педагоги и методисты, так и психологи. Качество любого урока зависит от учебной мотивации школьников. В современной образовательной среде во многом изменился статус иностранного языка как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе. В методике преподавания особо подчеркивают необходимость усиления мотивационных аспектов при изучении английского языка. Чем выше мотивация учеников, тем качественнее проходят уроки. Чтобы у школьников всегда присутствовала учебная мотивация, они в процессе обучения должны всегда ощущать реальный и конечный успех.
По А.К. Марковой, учебный мотив – это направленность ученика на отдельные стороны учебной работы, связанная с его внутренним отношением к учебе. Под учебной мотивацией понимают системный процесс, который обеспечивает побуждение и регулирует учебную деятельность школьников. Учебная мотивация состоит из системы разного рода мотивов, запускающих и направляющих учебную деятельность субъекта. Сюда входят цели, стратегии, самоконтроль и особенности представлений о средствах достижения целей и их доступности субъекту учения [10].
В области обучения иностранным языкам вопросы мотивации рассматривали учёные и исследователи И.А. Зимняя, А.А. Леонтьев, Н.М. Симонова и др. Мотивация – это система побуждающих импульсов, которые направляют учебную деятельность. Постоянное использование одного лишь учебника на уроке, однообразные виды упражнений ослабляет положительные эмоции, и ученик превращается в пассивного созерцателя [25]. Если успеха у школьника нет, то мотивация угасает. Он не станет прилагать все усилия на уроке, чтобы достичь всех дидактических целей, которые поставил учитель. Если педагог желает повысить эффективность своих уроков, ему необходимо всегда поддерживать учебную мотивацию школьников на высоком уровне.
В условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) на каждой из образовательных ступеней, активизация познавательной деятельности школьников приобрела особую актуальность. Перед педагогами стоит задача подготовить к жизни человека способного и активного. При этом он должен всегда испытывать потребность в самообразовании и саморазвитии. Эффективность обучения иностранному языку в школе зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности школьников.
В традиционной образовательной модели учитель выдавал знания детям в готовом виде и выполнял функцию педагога – транслятора. В условиях реализации ФГОС педагог является проектировщиком целостного образовательного процесса, реализующего триединый образовательный процесс в виде обучения, воспитания и развития субъекта. Педагог в традиционной школе формировал у школьника знания, умения и навыки (ЗУН) в рамках изучаемых учебных дисциплин в учебном плане.
Сегодня учитель реализует в образовательном процессе три вида конечного образовательного результата:
1. Предметный.
2. Метапредметный.
3. Личностный.
Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на уроках. При этом важно отметить, что современная школа испытывает достаточно большую потребность в расширении многих методических материалов в области реализации песен и песенного дидактического материала. При этом, практика показывает, что использование на уроках английского языка песенного материала позволяет активизировать учебную и познавательную деятельность школьников.
Процесс обучения иностранным языкам достаточно сложен. Обучение иностранным языкам в школе подразумевает приобретение школьниками языковых умений и навыков непосредственно через естественную для этого возраста образовательную деятельность. Процесс обучения должен проходить в прямом соответствии с учебными запросами школьников. В данном случае речь идёт о формировании у школьников навыков и умений учебной деятельности. Это одна из самых важнейших функций [9].
1.2. Использование песенного материала как эффективного способа создания мотивации к изучению английского языка
Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции человека является музыка. Она представляет собой сильнейший психический побудитель, который проникает в глубины сознания человека. Песенный жанр как один из важнейших жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен:
- наиболее точно и образно отразить стороны социальной жизни народа;
-воздействовать на интеллект и эмоции ученика;
- воздействовать на образную и художественную память;
-содействовать эстетическому воспитанию учеников.
Песня является важным элементом любого языка. Именно по этой причине песенный материал заслуживает пристального внимания методистов и педагогов. Песня - это эффективное средство повышения интереса к стране изучаемого языка, к самому языку, и эффективный способ повторения языкового материала. Музыка и пение могут оказать неоценимую помощь в изучении английского языка в школе. Знакомясь с песней, ученики быстрее постигают лексические конструкции, идиомы, фразеологические обороты и мелодический интонационный рисунок языка [5].
Практически все педагоги и методисты, работающие с детьми на разных этапах обучения, отводят большое внимание песням при изучении английского языка и важность этой работы трудно переоценить. Песни – это тот текстовый материал, который школьники любят и который им интересен. Работа с песенным материалом положительно эмоционально окрашена и это в значительной степени содействует усвоению материала. Литературный или фольклорный материал способствует постижению языка в контексте культур. Песни являются прекрасным материалом для отработки ритма, интонации иноязычной речи и совершенствования произношения. При работе с песнями можно решить проблему многократного повторения высказываний по единой модели или восприятии одного и того же слова.
Школьники любят разнообразные и эмоциональные уроки и занятия. Чтобы обеспечить эффективность каждого урока. необходимо постоянно мотивировать учеников на разнообразные виды деятельности во время урока. Использование песенного материала позволяет успешно решать эти проблемы. Как уже было отмечено, вопросом повышения мотивации, сохранения и развития у школьников интереса к английскому языку уделяется большое внимание. Методисты предлагают различные подходы к решению этой проблемы учебной мотивации школьников, в частности:
1. Создание специально разработанной системы упражнений, выполняя которые ученики ощущали бы результат своей продуктивной деятельности.
2. Вовлечение эмоциональной сферы школьников в процесс обучения.
3. Характер педагогических воздействий учителя, в частности наличием стимулов и подкреплений.
4. Использование на уроках аудиовизуальных средств.
5. Вовлечение учащихся в самостоятельную работу на уроке.
6. Проблематичность заданий и ситуаций.
7. Использование на уроке страноведческий материал.
Большой объем страноведческого материала сосредоточен в песнях.
Содержание страноведческих текстов позволяет формировать познавательный интерес школьников и поддерживать их учебную мотивацию. Важно отметить, что песенный материал часто используется учителями на уроках английского языка. Часто мотивацию на изучение иностранного языка дают песни. При этом, у школьников практически всегда сохраняется потребность узнать что-либо новое. Они проявляют интерес к песенному содержанию.
Использование песенного материала как средства повышения эффективности урока английского языка, несомненно, является актуальным. Задача приобщения школьников к культурным ценностям народа - носителя языка всегда остаётся важной и значимой. Чтобы урок сделать более эффективным, в работе педагог должен использовать большое количество приёмов и методов, которые позволят активизировать познавательную деятельность школьников. Наряду с использованием песенного материала педагог может использовать любые аутентичные материалы, рисунки, тексты, звукозаписи и др. Достаточно продуктивным является метод использования песенного материала в рамках игровых технологий. Важно дать ученикам наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях стран, где говорят на английском языке [13].
Глава 2. Методические аспекты использования песенного материала как средства повышения эффективности урока английского языка
2.1. Методические преимущества песен как средства повышения эффективности урока английского языка
Методические преимущества использования песен в обучении английскому языку несомненны. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, поскольку включают в себя новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её восприятию. В песнях часто встречаются имена собственные, географические названия, реалии страны изучаемого языка, поэтические слова. Это способствует развитию у школьников чувства языка и понимание его стилистических особенностей. Благодаря песенному материалу школьниками лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции.
В некоторых странах издаются специальные песни для обучения наиболее распространённым конструкциям. Они написаны в современном ритме и сопровождаются текстом с пояснительным комментарием. К ним часто приложены задания, цель которых – проверка понимания и обсуждение содержания. Прослушивание песенного материала на уроке, несомненно, способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения и развитию музыкального слуха. Музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен с частыми повторами помогают закрепить:
- правильную артикуляцию и произнесение звуков;
- правила фразового ударения;
- особенности ритма и др.
Использование песенного материала на уроке, несомненно, содействует эстетическому воспитанию учеников. Во время игровых моментов это также способствует сплочению коллектива и более полному раскрытию творческих способностей каждого ученика, что позволяет говорить о сформированности личностного образовательного результата и коммуникативных УУД. Благодаря звучанию музыки на уроке создаётся благоприятный психологический климат и снижается психологическая нагрузка на учеников. Активизируется их языковая деятельность и повышается интерес к изучению иностранного языка. Использование песенного материала и иных музыкальных произведений стимулируют монологические и диалогические высказывания учеников. Можно говорить о том, что это служит основой развития речемыслительной деятельности школьников, а также, способствует развитию как подготовленной, так и неподготовленной речи.
2.2.Использование песенного материала как средства повышения
эффективности урока английского языка
Технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, которые могут быть использованы на различных этапах урока. Это можно рассмотреть на примере урока, где учитель на каждом учебном этапе использует песенный материал. Предложена методическая разработка урока английского языка с использованием песенного материала. В данном случае педагог сам отбирает песенный материал с соответствующим содержанием, в зависимости от того, что конкретно рассматривается им на том, или ином этапе урока.
Тема: «Yummy food».
Тип урока: урок усвоения нового знания.
Цели урока:
1.Обучающие:
- развивать языковые и речевые компетенции учащихся в рамках темы «Вкусная еда» с использованием песенного материала;
-развивать лексические навыки;
-развивать коммуникативные способности;
-развивать социокультурный кругозор;
-реализовывать межпредметные связи.
2.Воспитывающие:
-воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к традициям и народу изучаемого языка;
- воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к собственной культуре;
- формировать навыки межличностного общения.
3.Развивающие:
-развивать психические функции, память, мышление, внимание, воображение, творчество.
- совершенствовать познавательную и эмоциональную сферы.
Планируемые личностные результаты обучения:
-стремление к совершенствованию своих знаний;
-формирование устойчивой познавательной мотивации и интереса к предмету;
-развитие чувственно-эмоциональной сферы;
- способность к творчеству;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2006. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 19.03.2023).
6. Баранник М.М. Музыкальные ритмы начальной школы [Текст] / М.М. Баранник // Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004 -144 с.
7. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 19.03.2023).
8. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
9. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
10. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 19.03.2023).
11. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
12. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
13. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
14. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
15. Кирпичникова Е.П. Роль музыки и песен в изучении английского языка [Текст] / Е.П. Кирпичников // Иностр. языки в школе. - 1990. - №5. - С. 45-48.
16. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
17. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 19.03.2023).
18. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
19. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 19.03.2023).
20. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
21. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
22. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
23. Рець, М.С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 19.03.2023).
24. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188с.