Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Служебные задачи, выполняемые войсками и ведомствами Пограничной службы Российской Федерации в районах со сложной общественно-политической обстановкой и в обычных условиях, подвергают физические и умственные способности человека серьезному испытанию.
Пограничникам приходится сталкиваться с серьезными внешними и внутренними трудностями и препятствиями. Служба пограничной обороны повсюду осуществляется в самых сложных условиях: на пограничных постах, кораблях и контрольно-пропускных пунктах.
Ситуация на границах и контрольно-пропускных пунктах непредсказуема, и тишина и покой в любой момент могут перерасти в конфликтные ситуации или столкновения с нарушителями. Общение с пассажирами и обслуживающим персоналом иностранных исследовательских транспортных средств на контрольно-пропускных пунктах изобилует напряженными ситуациями, в которых сотрудники пограничного контроля не имеют возможности каким-либо образом разгрузиться.
Особенно значимым аспектом Уголовно-Исполнительной службы РФ является государственная гражданская служба, военная служба и т.д., усталость и психологическое напряжение которых накапливаются день за днем. В последнее время одним из факторов, оказывающих негативное влияние на морально-психологическое состояние органов пограничной службы и военнослужащих, является низкая социальная самооценка, обусловленная низким уровнем валютного обеспечения, недостаточным материальным обеспечением официальной деятельности.
В этих условиях необходима сильная мотивация, чтобы побудить солдат решительно преодолевать негативное воздействие факторов во время выполнения служебных обязанностей. Таким образом, роль психологической поддержки в профессиональной деятельности резко возросла.
Психологическое сопровождение служебной деятельности является неотъемлемой частью морально-психологической поддержки. Это комплекс непрерывных мер по обучению, укреплению и развитию психологических качеств солдат для обеспечения того, чтобы они обладали высокой степенью психологической устойчивости и готовности выполнять служебные обязанности при любых обстоятельствах.
Научная новизна. Психологическая подготовка в современное время на примере СВО включает в себя многократное обучение официальным действиям в стрессовых ситуациях, в опасных и неопределенных ситуациях, и в результате военнослужащие выходят из состояния психологического напряжения, которое угнетающе действует на психику. Следовательно, напряжение, возникающее во время выполнения служебных обязанностей, будет подавлять ум, который станет нейтральным или даже стимулирующим.
Понимание психического состояния подчиненных поможет командирам более эффективно управлять деятельностью солдат в боевых условиях. История враждебных действий показывает, что исход любого сражения в значительной степени зависит от умственных способностей сражающихся.
Объект исследования: психология состояний.
Предмет исследования: актуальные психологические состояния участников СВО.
Цель исследования: проанализировать актуальные психологические состояния участников СВО в современных условиях. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. Раскрыть основные термины и содержание психологии состояний;
2. Изучить психологические состояния военно-профессиональной деятельности;
3.Рассмотреть роль и необходимость психологической готовности участников СВО;
4.Изучить необходимость мобилизации психологических служб ;
5.Раскрыть задачи психологической службы в российской армии;
6.Привести пути и методы формирования психологической подготовки армии к боевым действиям и психологической устойчивости к боевым стрессорам.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, дедукция, исторический подход, наблюдение.
Структура. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. Во введении раскрыты актуальность, цель, задачи, предмет, объект, теоретическая и методологическая база.
В первой главе исследованы теоретические аспекты психологических состояний.
Во второй главе проведен анализ актуальных психологических состояний участников СВО в современных условиях.
В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Список источников включает 20 наименований.
1. Теоретические основы психологии состояний
1.1 Основные термины и содержание психологии состояний
Психическое состояние - это один из возможных режимов человеческой жизни. На физиологическом уровне его отличают определенные энергетические характеристики, а на психологическом уровне - специфическое восприятие окружающего мира обеспечивается системой психологических фильтров (Щербатый Ю.В., Мосин А.Н.).
По Н.Д. Левитову, психическое состояние - это «общая характеристика психологической деятельности в течение определенного периода времени, которая показывает специфику психологических процессов в зависимости от объектов и явлений, отраженных в реальности, атрибутов предыдущих состояний и личностей» [5, с. 162-187].
Н.Д.Левитов провел грань между психическим состоянием человека и функциональным состоянием организма. Психологическое состояние человека отличается от функционального состояния организма. Оно в определенной степени отражает реальную ситуацию жизни и работы и отношение субъекта, а также включает психологический процесс и личностные качества в процессе решения жизненных (или рабочих) проблем: мотивацию и эмоционально-волевое поле, личностные характеристики.
Наряду с психологическими процессами и свойствами личности, состояния являются основными категориями психологических явлений, изучаемых в психологии. Психологические состояния влияют на ход психологических процессов и часто повторяются, приобрели стабильность, и они могут быть включены в структуру личности в качестве их специфических атрибутов.
Поскольку каждое психическое состояние имеет психологические, физиологические и поведенческие компоненты, в описании природы каждого состояния можно найти концепции из разных наук (общая психология, физиология, медицина, психология труда и т.д.). Это создает дополнительные трудности для исследователей, занимающихся этим вопросом.
В настоящее время не существует единой точки зрения по вопросу статуса, поскольку статус личности можно рассматривать с двух аспектов. Статусы представляют собой динамику личности за один и тот же период времени, состоящую из их установок, поведенческих потребностей, целей деятельности и условий адаптации к окружающей среде и ситуации.
Поскольку психические состояния являются систематическими явлениями, необходимо определить основные компоненты этой системы, прежде чем классифицировать их. Структура этого состояния состоит из определенных элементов (см. прил. 1).
Системообразующими факторами состояния можно считать реальную потребность инициировать определенное психологическое состояние. Если условия внешней среды помогают быстро и легко удовлетворять потребности, это способствует возникновению позитивного состояния: радости, энтузиазма, веселья и т.д.; если вероятность удовлетворения низкая или вообще отсутствует, то состояние будет негативным эмоциональным признаком [12, с. 142-164].
А.О.Прохоров считает, что многие психические состояния сначала не сбалансированы, и они приобретут статические характеристики только после получения недостающей информации или получения необходимых ресурсов. На начальном этапе становления самые сильные эмоции проявляются как субъективная реакция человека, выражающая его отношение к процессу реализации текущих потребностей.
В природе нового стабильного состояния важную роль играет «блок постановки целей», который определяет возможность удовлетворения потребностей и характер будущих действий. На основе информации, хранящейся в памяти, формируются психологические компоненты состояния, которые включают эмоции, ожидания, установки, чувства и «фильтры восприятия».
Последний компонент очень важен для понимания природы состояния, потому что через него человек воспринимает мир и оценивает его. После установки соответствующих «фильтров» объективные характеристики внешнего мира становятся намного слабее и могут влиять на сознание, важную роль играют установки, убеждения и репрезентации.
Например, в состоянии любви объект привязанности кажется совершенным и безупречным, в состоянии гнева другой человек считается совершенно черным, и логические доводы мало влияют на эти состояния. Если социальный объект участвует в реализации потребности, то эмоции называются чувствами.
Если воспринимаемый субъект играет главную роль в эмоциях, то субъект и объект тесно переплетены в чувстве и обладают сильным чувством. Второй человек может занимать большее место в сознании, чем сам индивид [3, с. 44-67].
Выполнив определенные операции с внешними объектами или социальными объектами, человек получит определенные результаты. Этот результат позволяет осознать необходимость вызвать это состояние (а затем исчезнуть), иначе результат будет отрицательным. В этом случае возникает новое состояние: фрустрация, агрессия, раздражение и т.д., при котором человек получает новые ресурсы и, следовательно, новые возможности для удовлетворения этой потребности.
Если результат по-прежнему отрицательный, включаются механизмы психологической защиты, чтобы уменьшить стресс в психическом состоянии и уменьшить вероятность хронического стресса.
Трудность классификации психических состояний заключается в том, что они часто перекрываются или даже накладываются друг на друга, так что их трудно «разбавить» - например, определенное состояние напряжения часто появляется в контексте усталости, монотонности, агрессии и некоторых других состояний. Однако существует много различий в их классификации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Голодова О.А. Особенности психосоциальной работы с военнослужащими, вернувшимися из горячих точек (на материале англоязычных источников) // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: проблемы сетевого взаимодействия в инклюзивном образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. - 2019. - С. 114116.
2. Дужак Д.В. Психическое здоровье военнослужащих // Инновационные механизмы решения проблем научного развития. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 228-230.
3. Дьяченко М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект / М.И. Дьяченко. - СПб: Нева, 2021. - 176 с.
4. Ермолаева А.В. Психологические особенности личности военнослужащего участника боевых действий // Психологическая наука и образование. - 2019. - №1. - С. 1-12.
5. Забегалина С.В., Белозёрова Л.А., Чигарькова А.В. Структура личности специалиста, обеспечивающая эффективность деятельности в особых условиях // Вестник КГУ. - 2019. - №1. - С. 42-45.
6. Калашников М.М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник Брянского государственного университета. - 2019. - С. 1-9.
7. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2018. - №4. - С. 20-33.
8. Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Психология. - 2019. - №4. - С. 5966.
9. Караяни А.Г., Кочермный П.А. Психологическая подготовка боевых действий / А.Н. Караяни. - М.: ВУ, 2020. - 180 с.
10. Краснов П.М. Душа армии. Очерки по военной психологии / П.М. Краснов. - М.: Книга по требованию, 2019. - 90 с.
11. Кубасов Р.В., Барачевский Ю.Е., Сибилева Е.Н., Апчел А.В., Иванов А.М., Сидоренко В.А. Влияние экстремальных факторов военной службы на адаптационные возможности и здоровье сотрудников силовых ведомств России // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2019. - №2 (50). - С. 217-223.
12. Миронова Т.Л. Исследование личностных свойств и психических состояний военнослужащих разведывательных подразделений // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. - 2022. - №3. - С. 3-11.
13. Олейников С.В. Педагогическая наблюдательность в профессиональной деятельности офицера // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - №1. - С. 157158.
14. Печников А.Н., Гуляков В.Н., Деева О.Г. К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего // Человек и образование. - 2022. - №1. - С. 68-73.
15. Рукомойникова А.Н., Сухарева И.В. Социальная работа с участниками локальных боевых действий // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. - 2022. - №1. - С. 1-9.
16. Собильская А.С. Особенности личности военнослужащих, проходящих службу в условиях боевых действий // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. - 2019. - №5. - С. 341-348.
17. Современная военная психология: Хрестоматия / А.Е. Тарас. — Минск: Хаpвест, 2020. – 154 с.
18. Тюрин А.И. Солдат и война: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов / А.И. Тюрин. - М.: Воениздат, 2021. – 217 с.
19. Тюрин А.И., Иванов А.С. Проблемы стимулирования исполнения обязанностей военной службы военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации // Армия и общество. - 2019. - С. 1-12.
20. Фролова К.И., Михалик Д.С. Психологический компонент здоровья военнослужащих: сущность и структура // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. - 2020. - №2. - С. 109-113.