Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время человечество поднимается на новую волну научно-технического прогресса, которая опирается на различные достижения в области высоких технологий информатики, микроэлектроники, нанотехнологий, генной инженерии, освоения космического пространства и т.д. Для этого процесса характерны значительные количественные и качественные сдвиги в производстве и науке, что требует повышения требований к качеству всех ресурсов людей и неуклонного роста интеллектуального потенциала стран. В данных условиях сфера образования, которая выступает в качестве поставщика кадров, стала приоритетным направлением государственной экономической социальной высокоразвитых политики стран.
Степень разработанности темы исследования. Своевременность и злободневность исследования проблемы управления образованием на муниципальном уровне определяется не только большой теоретической и общественной значимостью рассматриваемой темы, но и недостаточным уровнем его научной разработанности, что послужило основанием для выбора темы.
Объектом исследования является система образования в Белгородской области.
Предметом исследования является процедура государственного управления системой образования.
Целью исследования является государственного управления системой образования.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить правовое регулирование деятельности органов публичной власти в области образования;
рассмотреть административно-правовые реформы в сфере образования в России;
представить структуру региональной составляющей национального проекта «Образование» в Белгородской области;
представить итоги реализации национального проекта «Образование» в Белгородской области.
Среди основных инструментов исследования можно выделить системный подход, методы сравнения, методы анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы современного состояния деятельности органов публичной власти в области образования
1.1. Правовое регулирование деятельности органов публичной власти в области образования
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что до сих пор российский законодатель на федеральном уровне не дает четкого и единого для всех определения такому понятию, как «эффективность государственного управления», при том, что понимание сути данного термина является существенно важным для теории и практики отдельно взятых отраслей государственного управления, в том числе и сферы общего образования.
На федеральном уроне в настоящее время действует Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов, определяющий комплекс показателей для оценки эффективности государственного управления. Причем даже данный нормативный правовой акт не содержит легального определения самому термину «эффективность государственного управления» [7].
В научной среде некоторые исследователи рассматривают эффективность госуправления в качестве определенного уровня достижимости плановых результатов развития той или иной отрасли или сферы, подлежащей государственному регулированию. С точки зрения В.П. Васильева, эффективность государственного управления неразрывно связана с достижением таких целей и задач государственного регулирования, как формирование нового государственного сознания, разработка и реализация мер по созданию в России лучших условий для жизни, творчества и предпринимательства, а также внедрение жизнеспособных практик работы государственных институтов стран-лидеров.
Т.В. Ускова рассматривает эффективность госуправления в качестве некого комплекса достигнутых или недостигнутых результатов развития социально-экономических показателей страны. Данный ученый также отмечет, что в каждой отрасли и сфере человеческой и хозяйственной деятельности существуют свои универсальные показатели эффективности, в связи с чем для каждого направления государственного управления должна быть предусмотрена своя эффективность и свои специфические показатели эффективности. И.Ю. Чазов отмечает, что эффективность государственного управления выражается только через показатели деятельности государственных и муниципальных служащих и в целом государственных и муниципальных органов власти страны, которые установлены в ряде нормативных правовых актов (например, в действующем российском федеральном законодательстве о деятельности органов государственной власти российских субъектов (в частности, этому посвящены положения норм ст. 26.3.2 ФЗ № 184); о гражданской службе; в действующем российском федеральном законодательстве, посвященном оценке эффектности деятельности руководителей территориальных федеральных органов российских субъектов; и в других нормативных правовых актах) [14].
Существует также и мнение, согласно которому эффективность государственного управления следует рассматривать как одну из наиболее сложных категорий, включающую оценку не только количественных характеристик достижимости тех или иных запланированных результатов в определенной отрасли или сфере человеческой деятельности, подверженной государственному регулированию, но также и оценку качественных показателей, то есть социально значимых для граждане индикаторов развития определенной отрасли. Из всего вышесказанного следует, что эффективность государственного управления – это совокупность качественных и количественных характеристик, критериев, показателей и индикаторов развития определенной сферы (отрасли) хозяйствования, сферы (отрасли) человеческой деятельности, находящейся в ведении государственного управления страны и регламентируемых действующим российским законодательством.
Данное определение, по нашему мнению, целесообразно было бы внести в положения Указа № 68 для того, чтобы устранить множественную значимость рассматриваемого термина в научной среде. Определившись с пониманием сути термина «эффективность государственного управления», представляется не трудным догадаться, что если говорить о сфере общего образования в России, то целесообразно в данный термин подставить только саму данную отрасль человеческой деятельности - сферу общего образования, а в остальном речь так же должна идти о показателях и индикаторах развития данной отрасли, которые и будут характеризовать эффективность госуправления в ней. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) определяются основные принципы и структура системы государственного управления в Российской Федерации, определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов управления образованием.
При этом, в документе отсутствует сформированный подход к определению процедуры оценки эффективности государственного управления. Единственное упоминание об эффективности государственного управления содержится в пункте 2 части 7 статьи 7 Федерального закона № 273-ФЗ, регламентирующей полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования. Данный пункт регламентирует исключительно контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования.
При этом, оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования в Федеральном законе № 273-ФЗ не отражена. Таким образом, определение понятия эффективности государственного управления в сфере общего образования, равно как и описание данной процедуры, отсутствует в тексте закона об образовании. Представляется, что оценить эффективность госуправления в сфере общего образования Российской Федерации с позиции федерального уровня можно посредством положений подпрограммы «Содействие развитию дошкольного и общего образования» программы «Развитие образования».
Следовательно, речь должна идти о сравнении достигнутых показателей программы с запланированными, по результатам чего можно говорить об эффективном или неэффективном госуправлении в рассматриваемой сфере.
Однако, такие выводы можно делать только опосредованно, поскольку законодательство об образовании, как и программа «Развитие образования» не дают определения термину «эффективность госуправления в сфере общего образования в Российской Федерации», что является недостатком правового регулирования рассматриваемой сферы государственно-общественных отношений [3].
Таким образом, исследование правового регулирования и понятия эффективности государственного управления в сфере общего образования в РФ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, рекомендуется положения Указа Президента РФ от 04.02.2021№ 68 дополнить новым абзацем следующего содержания: «эффективность государственного управления – это совокупность качественных и количественных характеристик, критериев, показателей и индикаторов развития определенной сферы (отрасли) хозяйствования, сферы (отрасли) человеческой деятельности, находящейся в ведении государственного управления страны и регламентируемых действующим российским законодательством».
Во-вторых, рекомендуется положения норм ст. 2 ФЗ № 273 дополнить новым абзацем следующего содержания: «эффективность государственного управления в сфере общего образования в России – это совокупность качественных и количественных характеристик, критериев, показателей и индикаторов развития сферы общего образования в Российской Федерации, установленных в федеральных и региональных программах об общем образовании и других нормативных актах, посвященных общему образованию в Российской Федерации».
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - ст. 7598.
1. Авершин, В.И. Стандартизация образования на региональном уровне / В.И. Авершин, П.Л. Галаев. - М.: ИНФА, 2020. – 186 с.
2. Антропова, Т.Ю. Закон об образовании - что нового? / Т.Ю. Антропова // Руководитель бюджетной организации. – 2021. - № 4. – С. 15.
3. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами / С.В. Воробьева. - М.: Академия, 2021. - 208 с.
4. Гаврилов, Е. Образование в регионах по новым правилам / Е. Гаврилов // эж-ЮРИСТ. - 2021. - № 33. – С. 10-12.
5. Гаврилова, М.В. Управление системой образования региона / М.В. Гаврилова, Н.В. Данилова // Вестник Российского Университета Кооперации / Российский университет кооперации. – Мытищи, 2020. – №1. – С. 35 – 41.
6. Герман, В. Ступени познания. Современная модель учебного заведения непрерывного профессионального образования / В. Герман, М. Герман // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2022. - № 7. - С. 8-10.
7. Головина, А.Д. Раздельный учет в сфере образования / А.Д. Головина // Советник в сфере образования. – 2021. - № 2. – С. 6-12.
8. Горбунова, И.Б. Разработка системы оценивания качества деятельности преподавателей вуза / И.Б. Горбунова, М.А. Лямзин, А.С. Кузнецова // Врач скорой помощи. – 2021. - № 8. – С. 18-20.
9. Горовой, А.А. Пространственное распределение образовательной системы в условиях кризисной экономики: региональные аспекты / А.А. Горовой. – СПб.: Астерион, 2020. – 136 с.
10. Мотова, Г.Н. Методология управления региональной системой образования. / Г.Н. Мотова, И.В. Гуськова. – Н. Новгород: НИМБ, 2021. – 352 с.
11. Мухаметзянова, Г.В. Образование: системный взгляд на проблему / Г.В. Мухаметзянова. – Казань: Идел–пресс, 2022. – 608 с.
12. Никандров, Н.Д. Перспективы развития образования в регионах России / Н.Д. Никандров, В.А. Зернова. – СПб.: СПбГУП, 2021. – 280 с.
13. Никитин, Э.М. Оптимизация региональных структур управления / Э.М. Никитин, Б.С. Одегов // Университетское управление: практика и анализ. – М.: Знание, 2021. – 144 с.
14. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем / Д.А. Новиков. – М.: Современник, 2022. – 83 с.
15. Официальный сайт министерства образования Белгородской области. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: образование31.рф.
16. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Минобрнауки.рф.