Фрагмент для ознакомления
2
Политический режим демократии определяет методы осуществления власти в стране и в конечном итоге именно от него зависит поступательное развитие нашего общества. Эта внутренняя характеристика государства до-полняется его опорой на право как на фундамент отношений между аппара-том власти и гражданами.
Чисто внешние характеристики государства: организация его органов, структура территории и порядок отношений между суверенным государ-ством и отдельными его частями, - непосредственно имеют отношение к де-мократии и правовому государству, поскольку позволяют в наибольшей сте-пени реализовать заложенный в них потенциал. Однако форма правления и территориального устройства, как нам представляется, самоценны, важны сами по себе, поскольку подразумевают эффективную организацию управле-ния, с их помощью государство может решать задачи, стоящие перед ним в соответствии с интересами его граждан. Не случайно Конституция РФ за-крепила их в первой статье как важнейшие основы строя государства.
Форма правления представляет собой организацию высших органов государственной власти, их структуру, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношение с населением .
Конституция РФ закрепила в России республиканскую форму правле-ния. Ученые отмечают, что буквальный перевод с латыни слова «республи-ка» (общее дело) отличается от того содержания, которое сейчас вкладывают в это понятие. Публичная власть в республике в отличие от монархии исхо-дила от политической общности, которую составлял народ, и была обязана служить «общему благу» (salus publica). Такое видение в настоящее время ближе к характеристике демократического правового государства .
Определение республики есть во всех учебных пособиях по конститу-ционному праву. Однако, как отмечал великий русский мыслитель И. А. Ильин, его крайне сложно отграничить от понятия монархии. Даже такой простой, на первый взгляд, элемент, как выборность либо наследственный характер власти главы государства, проявляется не всегда. История знает случаи, когда монарх выбирался, а не наследовал свою власть у предше-ственника (Речь Посполитая, современная Малайзия, Объединенные Араб-ские Эмираты). Сам И.А. Ильин видел различие в том, что «монархическое правосознание тяготеет к олицетворению государственной власти и всена-родного коллектива; а республиканское правосознание тянет к растворению личного и единоличного начала, а также и самой государственной власти в коллективе» .
Мы остановимся на формальных признаках республики, отраженных в Конституции РФ. Верховная власть в республике осуществляется выборны-ми органами. Ч. 1 ст. 1 Конституции РФ подчеркивает взаимосвязь респуб-ликанского принципа организации государственной власти в Российской Фе-дерации с принципами демократии, правового государства и федерализма. Российская Федерация является демократической республикой, основанной и действующей на началах правовой государственности и федерализма. Это оказывает влияние на состав высших органов государственной власти, поря-док их образования, организацию, функционирование и характер взаимо-действия между собой и с населением.
При оценке типа республиканского правления в России ученые, на наш взгляд, допускают излишнюю политизацию сложившейся ситуации. Л.А. Окуньков, специалист по институту главы государства, еще в 2001 г. преду-гадывал, что Президент России превратится в «спасательную фигуру» и формула «Президент отвечает за все подтолкнет его к действиям « главного пожарного России» . М. А. Краснов пишет о том, что в системе публичных властных институтов «конституционность занимает одно из последних мест, тогда как на первое место вышли следование Президентской воле (вне зави-симости от того, отвечает ли она конституционным принципам или даже кон-кретным конституционным нормам), а нередко просто стремление угадать (предугадать) ее» .
Следствием таких политизированных оценок стало то, что ряд ученых отказывается вписывать Россию в какую-либо из трех республиканских мо-делей демократического государства, о которых было упомянуто выше. Так, Е. И. Колюшин называет отечественную модель республики «российской», поскольку «она характеризуется сосредоточением огромной власти в руках главы государства, который не входит в систему разделения властей» .
Действительно, президентская модель в России характеризуется значи-тельными полномочиями главы государства, которые в самом тексте Консти-туции не определены как относящиеся к какой-либо из ветвей государствен-ной власти. Однако Президент обеспечивает согласованное функционирова-ние и взаимодействие органов государственной власти. Кроме того, иные функции Президента, перечисленные в нормах гл. 4 Конституции РФ, позво-ляют говорить о значительности Президентских полномочий, напрямую не указанных в Конституции РФ, но подразумевающихся в ней. Эти полномо-чия нашли свое воплощение в многочисленных федеральных законах и иных нормативных актах, принятых после вступления в силу Конституции РФ. Та-кая модель института главы государства характерна для полупрезидентской республики, закрепленной и апробированной во Франции после принятия Конституции 1958 г. В частности, у Президента Франции есть целый набор так называемых подразумеваемых полномочий, не закрепленных непосред-ственно в Конституции, причем их объем такой, что некоторые исследовате-ли применительно к Франции говорят о «республиканской монархии» .
Ученые указывают на определенный дисбаланс в системе разделения властей, который сложился в последние годы в России, когда Президент бе-рет на себя решения значительного числа вопросов, стоящих перед исполни-тельной властью, и при этом по Конституции не несет ни перед кем практиче-ски никакой ответственности. При этом предлагаются такие законодательные меры, как:
- отмена процедуры сложения полномочий Правительства Российской Федерации перед вновь избранным Президентом РФ;
- невозможность роспуска Президентом РФ Парламента РФ после не-одобрения кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации в третий раз;
- формирование Правительства Российской Федерации непосред-ственно Председателем Правительства;
- введение эффективного института ответственности Президента РФ и Правительства Российской Федерации перед Государственной думой Феде-рального собрания РФ;
- принятие Федерального конституционного закона «О Президенте Российской Федерации», в котором следует систематизировать по сферам де-ятельности все полномочия Президента РФ .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голо-сованием 12 декабря 1993 г. / Российская газета. 1993 г. 25 декабря.
Научная и учебная литература
2. Аббасов, О.Т.О. Смешанные формы государственного правления / О.Т.О. Аббасов // В сборнике: Роль бизнеса в трансформации общества – 2022. Сборник материалов XVII Международного научного конгресса. – Москва, 2022. – С. 413–415.
3. Азаров С.О. Конфедерация как особая форма государственного устройства [Электронный ресурс] : науч. ст. / С.О. Азаров // Социология и право. 2011. № Спецвыпуск 2.. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ arti-cle/n/konfederatsiya–kak–osobaya–forma–gosudarstvennogo–ustroystva (дата обращения: 23.03.2023).
4. Алексеев, С. С. Теория государства и права: учебник / С.С. Алек-сеев. – Москва: Спарта, 2008. – 345 с
5. Бондарец, Е. А. Конституционно–правовой статус главы государ-ства в системе власти в современной России: дис. ... канд. юрид. наук / Е.А. Бондарец. – М., 2014. – С. 42–50.
6. Вихров, А.А. Понятие и сущность суверенитета / А.А. Вихров, М.В. Сальников, Г.А. Адамян // Вестник Санкт – Петербургского универси-тета МВД России. – 2005. – № 3. – С. 15 – 25.
7. Долгих, Ф. И. Введение в юридическую профессию: учебник / Ф. И. Долгих, А. Е. Гутерман; под ред. Ф. Долгих. – Москва: Университет Си-нергия, 2019. – 404 с.
8. Ильин И. А. О монархии и республике // Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. ‒ М.: Русская книга, 1994. ‒ Т. 4. ‒ С. 108‒109.
9. Капошко, И.С. Унитарное и федеративное государство: сравни-тельный анализ / И.С. Капошко // В сборнике: Развитие науки и техники: ме-ханизмы выбора и реализации приоритетов. Сборник статей по итогам Меж-дународной научно–практической конференции. – Стерлитамак, 2022. – С. 148–150.
10. Колюшин, Е.И. Российское государство: вопросы правового и фактического статуса / Е.И. Колюшин // Конституционное и муниципальное право. ‒ 2013. ‒ № 11. ‒ С. 54‒59.
11. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатей-ный) / под ред. В. Д. Зорькина. – М.: Норма, Инфра–М, 2011. – 535 с.
12. Краснов, М.А. Искажение смысла российской Конституции – следствие несбалансированной системы власти / М.А. Краснов // Конститу-ционное право и политика: сборник материалов Международной научной конференции: Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 28 – 30 марта. – 2012. – М.: Юрист, 2012. – С. 111–112.
13. Лазарев, В.В. Теория государства и права: учебник для вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. – М. : Издательство «Спарк», 1998. – 448 с.
14. Максимов, А.А. К вопросу о факторах, определяющих форму правления в государстве в историко–правовом контексте / А.А. Максимов // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. – 2018. – Т. 7. – № 1–1 (9). – С. 181–188.
15. Малько, А. В. Теория государства и права : учеб. пособие / А. В. Малько, А. Ю. Саломатин. – М. : РИОР : ИНФРА – М, 2013. – 213 с.
16. Морозова, Л.А. Теория государства и права: учебник / Л.А. Мо-розова. – М. : Российское юридическое образование, 2010.– 384 с.
17. Московский, В.В. Затруднения во взаимоотношениях федератив-ного государства и субъектов Федерации по вопросам гражданства / В.В. Московский // Труды Института государства и права РАН. – 2008. – № 5. – С. 48 – 59.
18. Общая теория государства и права / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов, 2018. – С. 31.
19. Окуньков, Л.А. Президент и Правительство (в механизме госу-дарственной власти) / Л.А. Окуньков // Журнал российского права. – 2001. – № 2.
20. Плетников, В.С. Особенности интерпретации понятия «государ-ство» в современной России / В.С. Плетников, М.С. Плетникова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2019. – № 1. – С. 78.
21. Пьянов, Н.А. Теория государства и права: учеб. пособие. В 2 ч.. − Иркутск: Изд–во ИГУ, 2011. – Ч. 2. Теория права. − 391 с.
22. Скачкова, А.А. Понятие и виды форм государственного устрой-ства / А.А. Скачкова // В сборнике: Молодежный исследовательский потен-циал. Сборник статей V Международного научно–исследовательского кон-курса. етрозаводcк, 2022. – С. 160–165.
23. Теория государства и права: Учеб. для студентов вузов, обуча-ющихся по специальности «Юриспруденция» / [Алексеев, С. С., Архипов С. И., Игнатенко Г. В. и др.; Авт. предисл. С. С. Алексеев; Отв. ред.: В. М. Ко-рельский, В. Д. Перевалов]. – 2–е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА: НОРМА– ИНФРА–М, 2000. – 595 с.
24. Червонюк В.И. Теория государства и права : учебник / В.И. Чер-вонюк – М. : ИНФРА–М, 2007. – 520 с.
25. Шереметьева, К.И. Современные нетипичные формы правления государством: виды, причины возникновения, влияние на развитие госу-дарств / К.И. Шереметьева // Тенденции развития науки и образования. – 2022. – № 92–8. – С. 132–134.
26. Шестернина, Д.С. Форма государственного правления в Россий-ской Федерации / Д.С. Шестернина // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 22 (34). – С. 54–57.