Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство – это особая форма социальной организации больших людских масс. Но оно существовало далеко не всегда. Изначально люди представляли собой разрозненную биологическую совокупность. Объединения были ограничены лишь небольшими родовыми общинами или же семьями. Однако, в силу своей социальной природы, каждый человек стремится к существованию в обществе. Именно этот факт повлек создание стран, которые представляют собой сложную форму организации населения определенной территории.
Ключевым аспектом подобных структур является не только момент их создания, но еще и процесс регулирования внутренней и внешней деятельности. Долгое время люди не моги создать систему управления государством. Это во многих случаях приводило к потере эффективности организации, другими словами, полной анархии. Но с течением времени положение дел существенно изменилось. Внутри государств стали появляться органы власти и уполномоченные лица. На сегодняшний день во всех странах действует институт механизма государства. Именно он отвечает за эффективную координацию внутренних отношений в подобных организациях. Однако помимо механизма существует также государственный аппарат. Суть этих понятий является достаточно близкой, что во многих случаях приводит к путанице. Поэтому в курсовой работе попыталась разъяснить особенности аппарата государства.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в процессе общественного развития непрерывно возникают разного рода социальные проблемы, социальные противоречия и иногда социальные конфликты. Как следствие повышается роль государства в регулировании разного рода общественных отношений. В сложившихся конкретных условиях исторического развития общества государство по-разному воздействует на социальную сферу, в том числе на такие социальные явления как экономика и культура.
Целью настоящей работы является выявление особенностей определения понятий «аппарат государства» и «механизм государства», а также предложение теоретико-методологических основ исследования соотношения данных понятий.
В отечественной науке проблематике государственного аппарата и государственного механизма посвящены работы А.М. Астафурова, М.И. Байтина, В.И. Корниенко, А.М. Ваганова, В.В. Лазарева, С.В. Липень, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, И.Ф. Ракитской, В.А. Рыжих, В.П. Сидорова, В.М. Сырых, Т.Я. Хабриевой, В.Н. Хропанюка, В.Е. Чиркина и др.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с функционированием государственного аппарата.
Предметом исследования является система законодательства Российской Федерации регулирующая государственный аппарат.
Целю исследования выступает всестороннее исследование понятия, принципов, сущности государственного аппарата в Российской Федерации.
Для успешного достижения поставленной цели требуется последовательное решение следующих задач:
• Изучить понятие, признаки и структуру государственного аппарата;
• Изучить принципы формирования и функционирования государственного аппарата;
• Рассмотреть роль и место органов внутренних дел в структуре государственного аппарата.
Методологическую основу настоящего исследования составили всеобщий диалектический метод познания, общенаучные и частно-научные методы познания правовой действительности. Комплексно использованы общенаучные методы: анализа, сравнения и другие, а также частно-научные методы познания: сравнительно-правовой, формально-юридический, системно-структурного, логический, позволившие рассмотреть комплексно названное явление.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И СТРУКТУРА
Для эффективного осуществления любого управленческого процесса необходимым является получение субъектом управления информации об изменении объекта управления в результате производимого им управляющего воздействия. Высказанное положение является справедливым и при рассмотрении нами управления в масштабах государства – независимо от формы осуществления управляющего воздействия и его целей, государственный аппарат испытывает потребность в получении точной и достоверной информации о процессах, происходящих в тех сферах, управление в которых осуществляется. Данным положением обуславливается то обстоятельство, что в различных государствах мира исторически складывались системы бюджетно-финансового и административного государственного контроля, часто появлялась разветвленная сеть специальных контрольных органов.
Не является исключением в этом отношении и Российская Федерация – современное состояние контроля в нашем государстве характеризуется многообразием его видов, разнообразием контрольных средств, множеством органов, осуществляющих контроль, при значительных различиях в их правовом статусе, большим объемом законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих осуществление государственного контроля.
Государственный аппарат– основное звено механизма государства, обеспечивающее повседневную работу системы органов власти и управления по осуществлению практических норм, направленных на реализацию функций государства [12]. Согласно позиции М.Н. Марченко, государственный аппарат представляет собой систему органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи. Аппарат является составным элементом всех государств [13].
Важнейшим элементом механизма государства является государственный орган.
Государственный орган – это первичная структурная часть механизма государства, участвующая в осуществлении функций государства и наделенная властными полномочиями [14, с. 91].
Государственный орган отличается от государственного учреждения по следующим признакам:
1 учреждается в установленном порядке (путем выборов, назначения);
2 наделен властными полномочиями;
3 имеет право издавать обязательные к исполнению акты;
4 вправе применять принуждение;
5 действует от имени государства; 6) состоит из государственных служащих.
Государственный аппарат строится и функционирует на основе требований, предъявляемых к построению и действию органов государства.
Как отмечает А.В. Мелехин, в Российской Федерации государственный аппарат отражает федеративное устройство государства. Он представляет собой сложное системное образование, дифференцированное «по вертикали» и «по горизонтали». По вертикали – это высшие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. По горизонтали – это органы власти национально-государственных, национально-административных и административно-территориальных образований [15].
Принципы организации государственного аппарата:
1 принцип законности;
2 органы имеют внутреннюю структуру, состоят из подразделений;
3 профессионализм и компетентность государственных служащих;
4 приоритет прав человека как основной критерий оценки работы государственных органов;
5 разграничение компетенции между государственными органами (министерство финансов, министерство строительства);
6 открытость государственной службы;
7 равный доступ граждан к государственной службе;
8 принцип разделения властей.
Как правило, высшие органы государства представлены 3 ветвями власти:
1) законодательные органы (парламент).
К полномочиям законодательного органа относится: принятие законов, утверждение бюджета, контроль над правительством, выражение доверия или недоверия. Парламент избирается населением.
В соответствии с принципом разделения властей законодательная власть является наиболее важной, поскольку именно она принимает общеобязательные требования (законы), которые исполнительная власть проводит в жизнь и которые служат правовой основой для деятельности судебной власти. Функции законодательной власти осуществляют высшие представительные органы государства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2020. Глава 4 Устава Свердловской области // 521 «Областная газета», 24.12.2010, последняя редакции «Областная газета», 02.03.2019.
3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.12.2016.
4. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ (ред. от 02.08.2019) «О Верховном Суде Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 26.07.2019
5. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.07.2018
6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года (резолюция 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН)
7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ: СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ Алую В.С., Тарханова З.Э. Экономика и предпринимательство. 2019. № 10 (111). С. 194-198.
8. О НЕКОТОРЫХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Шабалина В.С. В сборнике: Будущее науки-2016. Сборник научных статей 4-й Международной молодежной научной конференции: в 4-х томах. 2016. С. 291-294.
9. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНОГО АППАРАТА И КЛАССИФИКАЦИИ Осипов Д.А. В сборнике: 100-летие юридического образования в Саратовской области. Материалы Международной научно-практической конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвященного 100-летию гуманитарного образования в СГУ. 2018. С. 96-100.
10. РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Свисакова В.К. Законность и правопорядок в современном обществе. 2015. № 27. С. 41-43.
11. Арутюнова А.Е., Смирнова Е.В. – Обеспечение конкурентных преимуществ территории. Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 80-87.
12. Бгане Ю.К., Тупиха Н.А., Хетагурова З.В., Прокопенко М.М. Выбор траектории развития России с учетом современных тенденций социально-экономической динамики стран и регионов // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85). С. 66-68.
13. Болик А.В., Тупиха Н.А., Хетагурова З.В., Лолаева Б.Х. Санкции против российской экономики: причины и последствия // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5. № 11. С. 96-99.
14. Прохорова В.В., Коломыц О.Н. – Особенности функционирования и направления развития регионального АПК. Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5. № 3. С. 73-76.
15. Прохорова В.В. – Особенности территориально-отраслевой организации современной российской экономики как объекта глобального менеджмента. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2018. № 4 (230). С. 209-214.
16. Удовик Е.Э., Ким О.Г. – Индикаторы устойчивого развития Краснодарского края. Пространственная и структурная трансформация экономики России: проблемы и перспективы Материалы международной научно-практической студенческой конференции. 2019. С. 574-580.
17. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ. Савельева Д.И.//В сборнике: МОЛОДАЯ НАУКА - 2022. Сборник статей IХ Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 207-211.
18. ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ. Манукян А.Р.//Евразийский юридический журнал. 2022. № 5 (168). С. 423-424.
19. ВЗАИМОСВЯЗЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА. Неретин Н.А.//В сборнике: International & Domestic Law. Материалы XVI Ежегодной международной конференции по национальному и международному праву. Отв. за выпуск А.В. Галиулина. Екатеринбург, 2022. С. 29-32.