Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………3
Глава 1. Теоретический анализ роли и место словосложения в системе словообразовательных средств английского языка…………………………….5
1.1. Понятие и критерии словосложения как словообразовательного средства английского языка…………………………………...……………………………5
1.2. Роль словосложения в пополнении словарного состава современного английского языка………………………………………………...……………..10
1.3. Место словосложения в системе других словообразовательных средств английского языка……………………………………………………………….11
Выводы по главе 1………………………………………………………………..13
Глава 2. Практическое исследование «Роль и место словосложения в системе словообразовательных средств английского языка (на материале современных электронных англоязычных СМИ)»…………………………………………….15
2.1. Определение цели и методов исследования…………………………..…..15
2.2. Оформление фактических данных, полученных в результате исследования с пояснениями, статистикой…………………………………………………….16
2.3. Изложение выводов о результатах исследования, подтверждающих гипотезу…………………………………..………………………………………19
Выводы по главе 2……………………………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….……………22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...……..24
Приложение 1. Список основных лексических единиц……………………….26
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы. Система современного английского языка находится в постоянном развитии, в связи с чем происходят значительные изменения словарного состава. Меняется как сам лексический состав английского языка, так и продуктивность существующих словообразовательных моделей. Характерно постоянное образование новых слов способами продуктивного словообразования, прежде всего, посредством словосложения. Существующих теоретических знаний в области языкознания, лексикологии становится недостаточно. В связи с вышеизложенным необходимым представляется выявление современных тенденций, прослеживаемых в последние десятилетия развития английского языка.
Литература, посвящённая проблеме словосложения, весьма обширна. В то же время, проблема образования сложных слов в английском языке не решена в полной мере. Сама дефиниция сложного слова представляет значительные трудности, нет единого понимания роли и места словосложения в системе словообразования.
Цель исследования – изучение роли и места словосложения в системе словообразовательных средств современного английского языка.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методические источники, посвященные проблеме определения роли и места словосложения в системе словообразовательных средств английского языка;
2) изучить роль и место словосложения в современных электронных англоязычных СМИ как образцах современного английского языка (на примере языкового материала).
Объект исследования – система словообразовательных средств английского языка.
Предмет исследования – словосложение как словообразовательное средство английского языка.
Методы исследования: изучение и анализ источников научно-методической литературы, дистрибутивный метод, метод субституции, компонентно-оппозитивный метод, анализ семантических полей, трансформационный метод, количественно-статистический метод.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что словосложение выступает одним из ведущих способов образования новых слов современного английского языка, в частности, широко употребляемых в средствах массовой информации.
Относительная научная новизна. Выделены и описаны критерии словосложения как словообразовательного средства английского языка. Уточнены роль словосложения в пополнении словарного состава современного английского языка, связь словосложения с другими словообразовательными средствами английского языка. Изучены роль и место словосложения в современных электронных англоязычных средствах массовой информации (газетах).
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших теоретических и прикладных разработок в области лексикологии современного английского языка.
Материал исследования – лексические единицы английского языка (100 сложных слов), образованные путем словосложения, отобранные методом сплошной выборки из Интернет-ресурсов современных электронных англоязычных СМИ: “The Times” (https://www.thetimes.co.uk/), “The Daily Telegraph” (https://www.dailytelegraph.com.au/). Список лексических единиц, составляющих материал исследования, приведен в Приложении 1 к курсовой работе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения «Список основных лексических единиц».
Глава 1. Теоретический анализ роли и место словосложения в системе словообразовательных средств английского языка
1.1. Понятие и критерии словосложения как словообразовательного средства английского языка
Словосложение представляет собой одно из наиболее древних и универсальных способов словообразования в английском языке. Сложное слово при этом – лексическая единица, образованная соединением двух или нескольких основ в процессе морфологического словопроизводства (словосложения, сложения основ).
Сложению могут подвергаться как простые основы (cowboy, friendship), так и простая основа и основа производная (baby-sitter). Способ соединения основ может быть нейтральным, когда обе основы соединяются «встык» (eye-lash, schoolgirl) либо с помощью соединительного элемента (handicraft, mother-in-law). Сложное слово, как правило, бывает цельно оформлено, и его грамматическая характеристика зависит от второго компонента [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антрушина Г.Б. Лексикология английского языка (English lexicology) // Дрофа, 2004. – 288 с.
2. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка / И.В. Арнольд. − М.: Флинта, 2014. − 376 с.
3. Бабич Г.Н. Лексикология английского языка / Г.Н. Бабич // Екатеринбург-Москва: Большая Медведица, 2005. – 173 с.
4. Бондаренко А.И. Словосложение как продуктивный способ современного словообразования в английском языке / А.И. Бондаренко // Научно-практические исследования. – 2020. – № 6 – 8 (29). – С. 8 – 10.
5. Валивач В.Ю. Особенности словосложения как вида словообразования в немецком и английском языках / В.Ю. Валивач, В.В. Лоренц // Научные высказывания. – 2022. – №13 (21). – С. 27-30.
6. Голев Н.Д. Динамическая основа тенденции к мотивированности в лексике [Электронный ресурс] / Н.Д. Голев // Режим доступа: http://lingvo.asu.ru/golev/articles/z90.html (дата обращения: 21.03.2023)
7. Доминенко Н.В., Кислухина М.В. Функциональное словосложение в терминологии современного английского языка / Н.В. Доминенко, М.В. Кислухина // Litera. – 2019. – № 5. – С. 93 – 104.
8. Елисеева В.В. Лексикология английского языка. – СПб.: Изд-во филологического факультета СПбГУ, 2005. – 80 с.
9. Кубрякова Е.С. Теория номинации и словообразование. Монография / Е.С. Кубрякова. М.: Либроком, 2009. – 83 с.
10. Лашкевич О.М. Тенденции словообразования в современном английском языке / О.М. Лашкевич // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». – 2007. – № 5 (1). – С. 45 – 52.
11. Нагорная А.В. Словообразование в английском языке: краткий справочник / А.В. Нагорная. – М.: Айрис-Пресс, 2015. – 96 с.
12. Незнанная Ю.Ф. Словосложение в словообразовательной системе современного английского языка [Электронный ресурс] // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007618 (дата обращения: 21.03.2023)
13. Раджабова П.Т. Способы словообразования в современном английском языке на основе словосложения / П.Т. Раджабова, П.Г. Идрисова, Р.Ш. Агамурадова // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 4 (59). – С. 282 – 284.
14. Салиева С.М. Словообразование - одно из основных средств пополнения словарного состава английского языка / С.М. Салиева // Наука и образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 37 – 38.
15. Словарь новых слов и значений в английском языке / Dictionary of New Words and Meanings / Под. ред. З.С. Трофимовой. − М.: АСТ, 2006. − 302 с.
16. Хаскина Е.М. Продуктивные способы словообразования в современном английском языке / Е.М. Хаскина // Иностранные языки в школе. – 1993. – № 6. – С. 20 – 29.
17. Янгирова Д.Н. Словосложение как продуктивный способ современного словообразования в английском языке / Д.Н. Янгирова // Научный лидер. – 2021. – № 2 (4). – С. 115 – 118.