Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде патриотическое воспитание детей является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания. Это сегодня имеет особую актуальность и значимость, поскольку патриотизм можно рассматривать как основу всех общепринятых человеческих ценностей, таких как образ жизни человека, его духовно-нравственные принципы, права и свободы личности и др.
Дошкольный возраст, в силу неутраченной открытости души, наиболее важен и благоприятен для формирования патриотизма. Содержание федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования регламентирует формирование и развитие личностно значимых качеств, в частности, любовь к своему народу, своему краю, своей Родине и др. ФГОС дошкольного образования предполагает учет этнокультурной ситуации развития детей в процессе воспитания. Это предполагает заботу о формировании у детей любви и привязанности к Родине, преданности ей и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство.
Использование музыкальных произведений в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста представляет собой особый интерес при формировании патриотизма. Она приобщает их к народной культуре, традициям, обычаям и истории. Музыка и музыкальные произведения учат ребёнка любить свой край, природу, семью и Родину. Период дошкольного возраста благоприятен для воспитания патриотизма, поскольку дошкольник всегда стремится подражать взрослым и отвечает им доверием.
Цель работы: изучить роль прослушивания музыкальных произведений в патриотическом воспитании старших дошкольников
Объект исследования: процесс патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль музыкальных произведений в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить задачи патриотического воспитания в дошкольном возрасте.
2. Описать особенности развития патриотизма у старших дошкольников.
3. Рассмотреть использование музыкальных произведений в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
4. Дать характеристику базе и методам исследования.
5. Провести анализ результатов исследования.
Теоретико-методологической основой исследования послужили идеи
современных и отечественных педагогов и психологов:
- по формированию любви к Родине (С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова и др.);
-эмоционально - положительное отношение к людям разных национальностей (Э.К. Суслова, А.П. Усова и др.);
-приобщение детей к истокам русской народной культуры (О.Л. Князева, М.Д. Маханева и др.);
- развитие музыкальной деятельности (Н.А. Ветлугина, Г.М. Науменко и др.).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной, методической и психолого-педагогической литературы, обобщение опыта, классификация, наблюдение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
1.1. Задачи патриотического воспитания в дошкольном возрасте
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. В переводе с греческого, «Patriotes» - это земляк или соотечественник, а «Patris» означает – Родина. Понятие патриотизм всегда было неотделимо от таких понятий, как «Отчизна», или «любовь к Родине». Н. М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины.
Именно дошкольный возраст детей открывает большие возможности для воспитания ребёнка в самом широком спектре, в том числе и патриотическому воспитанию. Методологические основы развития и воспитания личности были обоснованы в работах авторов М.В. Демина, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, Е.Н. Шиянова и др.
Проблемами патриотического воспитания занимались исследователи В.А. Агапова, Е.В. Бондаревская и др. В истории российской педагогики цели патриотического воспитания рассматривали В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. [7].
В настоящее время проблемой патриотизма подрастающего поколения занимаются А.К. Быков, З.Т. Гасанов, В.И. Лутовинов и др. Патриотизм выступает в качестве нравственного и политического принципа, под которым понимают любовь к своему Отечеству. В условиях ДОУ патриотизм дошкольника формируется различными способами, в частности, в ходе работы с краеведческими материалами, раскрывающими традиции российского народа, с народными игрушками, средствами музыкальных произведений и др.
Цели патриотического воспитания достаточно разнообразны. В основном, они сводятся к следующему:
-становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способной проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества;
-развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности и духовности;
-сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти и примерах героического прошлого народа;
-приобщение обучающихся к традициям и культуре страны, развитие у них лучших качеств патриотов России [6].
При формировании у дошкольников чувства патриотизма, педагог, прежде всего, решает задачи воспитания. Педагогу приходится учитывать различные обстоятельства и условия, под воздействием которых протекает процесс гуманизации и социализации молодого поколения. Новые тенденции в сфере воспитания, требования к которому прописаны в ФГОС дошкольного образования, обусловлены обновлением процессов гуманизации, демократизации и потребностью формирования нового политического мышления. При этом должны совершенствоваться все аспекты жизни, политика, культура, развитие системы духовных приоритетов и др.
Подобного рода объективные факторы определяют все стороны современной жизни, в том числе осмысление целей, выбор содержания, форм и методов воспитательной деятельности в образовательных организациях. В ДОУ ребёнок развивает интеллект, уверенность в себе, уважение к окружающим и к своей Родине. Всё это имеет отношение к гуманистическому подходу в образовании [19].
При воспитании и формировании патриотизма в качестве мотивов могут выступать идеалы, социальные установки и ценности. В образовательной организации должен быть создан такой климат, который бы обеспечивал активную заинтересованность дошкольников ко всем реализуемым мероприятиям. Для этого необходимо понимать психологию современных дошкольников и знать особенности их предпочтений. Детям должно быть интересно всё то, что им предлагают педагоги. Для формирования патриотизма у дошкольников необходимо учитывать не только содержательный аспект воспитания, но и интересы, и запросы дошкольников [8]. Сформированное чувство патриотизма у субъекта – это продукт воспитательного процесса. Это весь комплекс влияний на детей.
Основными принципами любого воспитания являются следующие:
1. Принцип связи воспитания с жизнью.
2. Принцип целостности и единства всех компонентов воспитательного процесса.
3. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности субъекта.
4. Принцип воспитания в труде.
5. Принцип гуманизма.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А. Д. Антонова, Е. С. Сафронова, М. Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 27.03.2023).
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
3. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015.-No4. –с.78-80.
4. Антонов, Ю.Е. Как научить детей любить Родину [Текст] / Ю.Е. Антонов. – М.: АРКТИ, 2013. – 192 с.
5. Белая, К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания [Текст] / К.Ю. Белая // От сентября до сентября. – 1998. – No6. – С. 15-17.
6. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова/ Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 27.03.2023).
7. Буторина, Т.С. Воспитание патриотизма средствами музыки [Текст] / Т.С. Буторина. – СПб.: КАРО, 2014. – 224 с.
8. Быков, А. С. Проект «Родной свой край люби и знай» / А. С. Быков, Е. Е. Абрамова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 2 (5). — С. 192-197. — URL: https://moluch.ru/young/archive/5/290/ (дата обращения: 27.03.2023).
9. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н.Бородина. – Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
10. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников [Текст] / А.Н. Вырщиков. – М., 2013. – 330 с.
11. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания
граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – No6. – С. 59-63.
12. Гасанов, З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан [Текст] / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2005. – No6. – С. 59-63.
13. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
14. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
15. Ипполитова, Н.В. Основы понятия патриотического воспитания [Текст] / Н.В. Ипполитова. – Жадринск: УКРО, 2013. – 174 с.
16. Козакова, И.С. Особенности патриотического воспитания дошкольников [Текст] / И.С. Козакова // Обруч. – 2003. – No 6. – С. 8-12.
17. Леонтьев, А.А. Патриотическое воспитание и национальное образование [Текст] / А.А. Леонтьев // Начальная школа. – 2012. – No4. – С. 4-6.
18. Лутовинов, В.И. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания [Текст] / В.И. Лутовинов. – М.: Сфетофон, 2014. – 256 с.
19. Мазыкина, Н.В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности [Текст] / Н.В. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2012. - No6. – С. 6-11.
20. Некрасова, М.К. Народные мастера. Традиции, школы [Текст] / М.К. Некрасова. – Москва: Изобразительное искусство, 2017. – 382 с.
21. Пасько, Т.Б. Нравственное воспитание как основа становления личности [Текст]/ Т.Б. Пасько // Образование и воспитание. —2017. —No2. —С. 46-49.
22. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 27.03.2023).
23. Пашкевич, И.А. Патриотическое воспитание: система работы, планирования, разработка занятий [Текст] / И.А. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2015. – 169 с.
24. Панова, В. Н. Краеведение как средство патриотического воспитания / В. Н. Панова / Образование и воспитание. - 2015. - № 2 (2). - С. 43-45. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/5/114/ (дата обращения: 27.03.2023).
25. Поштарева, Т.Р. Патриотическое воспитание [Текст] / Т. Р. Поштарева // Дошкольное воспитание. – 2017. – No 7. – С. 28–31
26. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
27. Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины [Текст] / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград: Учитель, 2011. – 153 с.
28. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях [Текст] / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
29. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания [Текст] / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 –С. 17-20.
30. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя [Текст] / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение, 2018 . –230с