Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная значимость законодательных положений права, регулирующих общественные отношения в сфере социального обеспечения, являются основной гарантией права на жизнь. Положения права представлены в нашем обществе как источники права, за которыми стоит государство, которое обладает своей силой принуждения в части обеспечения осуществления этих источников.
При всем этом, по мнению профессора А.В. Радоновой, «…понимание права может происходить по-разному, возможно представлять его в определенно-правовом или наиболее обширном смысле, обратив внимание на определенное качество источников идеи свободы и справедливости. Человек обязательно встречается с каким-либо источником права».
Право социального обеспечения соотносит в себе разные способы увеличения количества источников, обновленных общепризнанных положений и международного права, и нормативных правовых норм субъектов РФ, а также местного самоуправления и локальных актов. Ввиду роста круга регламентирования общественных отношений социальным обеспечением, происходит трансформация в предметной сфере права. Такая трансформация главных видов социального обеспечения выступает причиной имеющихся перемен. Возникающие проблемы в усложнении регламентирования отношений, которые складываются в этом праве, недостаточное юридическое регламентирование, имеют вполне достаточную актуальность в настоящее время, тем самым их формирование сопровождается в регулярно трансформирующихся взаимоотношениях как с отношениями внутри государства, так и в имеющихся международных отношениях.
Обозначенные аспекты определяют актуальность, а также проблему настоящей курсовой работы.
Целью курсовой работы выступает исследование специфики источников права социального обеспечения.
Задачи исследования:
- дать общую характеристику права социального обеспечения как отрасли права;
- рассмотреть понятие источников права социального обеспечения;
-выделить акты толкования норм права по социальному обеспечению;
- рассмотреть федеральные законы и их роль в регулировании отношений в сфере права социального обеспечения;
- выделить подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере права социального обеспечения.
Объект исследования – это общественные отношения, которые возникли в области социального обеспечения.
Предмет курсовой работы образуют нормативные правовые акты, законы и подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют отношения в области права социального обеспечения, а также международные источники.
Теоретическая основа исследования. С позиции научных подходов, применяемых в работе, для нас востребованными выступают фундаментальные концепции системного подхода, которые почерпнуты из трудов: Т. Л. Адриановской, А. В. Горшкова, А. В. Радоновой, Э. М. Филипповой и других правоведов.
Методологической основой курсовой работы выступают общенаучные методы научного познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза), специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Структура работы. Курсовая работа состоит из: введения, основной части, которая состоит из двух глав, заключения и списка источников.
ГЛАВА 1. ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЕГО ИСТОЧНИКАХ
1.1 Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права
На сегодняшний день социальное обеспечение граждан значительно модифицировалось. В первую очередь это касается абсолютно всей системы, и управления, и финансирования . Здесь трансформации вызваны принципиально другим подходом законодателя к проблемам разделения полномочий в сфере социальной защиты между как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов РФ .
За последние годы было принято большое количество правовых актов, которые регулируют отношения в сфере социального обеспечения человека. К примеру, Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ , а также Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ .
Анализируя современное законодательство в области социального обеспечения, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, основываясь на анализе деятельности судебной системы, отметил ряд имеющихся сегодня проблем правового регламентирования общественных отношений . К примеру, он указал, что нестабильность действующего законодательства; а также отступление в некоторых законодательных актах начал правового равенства (когда однородные по своей природе отношения не регламентируются одинаково); огромное количество федерального регулирования по предметам совместного ведения нашей страны и субъектов РФ; тенденцию к обширному увлечению запретами; «крутые повороты» самого законодательства при реализации правовых реформ без какой-либо изначальной адаптации граждан к новым положениям; появление все новых пробелов в законодательстве при замене одних законов на другие, в связи с тем что не учитываются межотраслевые связи законодательных положений между собой; осуществление правотворческой деятельности без абсолютного анализа результатов правоприменительной деятельности в отношении ранее действующего законодательства.
Нестабильность законодательства, регулирующее социально-обеспечительные отношения, ставит ударение на том обстоятельстве, что за весь период действия Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ в него практически ежегодно много раз вносились различные дополнения и изменения. Помимо этого, аналогичным образом обстоит дело и с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ , в который также на протяжении всего его действия вносилось много изменений, касающихся как реабилитации граждан-инвалидов, так и оказания им существенной медицинской помощи, образования таких граждан и других вопросов. В период действия социально-обеспечительных отношений Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в него тоже многоразово были внесены разнообразные изменения. Список подобных примеров можно продолжать приводить еще долго .
Отступление от принципиальных начал правового равенства можно показать на определенном примере. Граждане, пострадавшие в процессе радиационных (техногенных) катастроф, участники ВОВ и граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», в случае выполнения ими оплачиваемой трудовой деятельности закрепленную за ними пенсию получают в полном размере, а вот на базе ст. 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 пенсионерам из числа, к примеру, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выплата пенсий в период службы приостанавливается.
Примером отсутствия необходимых межотраслевых связей различных правовых норм между собой (при замене одних законодательных актов на другие) может выступать неполная согласованность между собой нормативных положений, регулирующих назначение досрочных страховых пенсий, уплату дополнительных страховых взносов и специальную оценку имеющихся условий трудовой деятельности. На это обстоятельство указывает сравнительных анализ таких законодательных актов, как: от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ст. 30) и от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ . Нестыковки возникают касаемо касательно сроков учета конкретных дополнительных страховых взносов на положенное льготное пенсионное страхование, так как различны сроки введения принимаемых во внимание положений этих законов: дополнительные страховые взносы теперь взимаются с 2013 г., началом специальной оценки условий труда выступает 2014 г., а сами страховые пенсии стали назначаться только в 2015 г.
Право социального обеспечения как создание системы российского права образует комплексную отрасль. Оно формируется за счет некоторой системной интеграции: норм конституционного и трудового права; норм административно и гражданского права; финансового (в том числе налогового и бюджетного) права; норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, помимо права социального обеспечения.
Общественные отношения, образующие предмет права социального обеспечения, помимо характеристик, связанных с отраслевой принадлежностью, на базе общетеоретической классификации могут быть как материальными, так и процессуальными.
В рамках материального правоотношения реализуются материальные нормы права, то есть права, которые формируют субъективные правомочия разных субъектов, а также ответственность за неосуществление прав и обязанностей. Материальные отношения, регулируемые правом социального обеспечения, являются, как правило, имущественными, так как субъективные права, предусматриваемые нормами данной отрасли, имеют определенное имущественное (указанное в стоимостных показателях) содержание.
Процессуальные отношения по своему социальному обеспечению выступают формой реализации субъективных прав и правовых обязанностей.
В общем же виде правовые отношения по социальному обеспечению можно определить как урегулированные нормами права общественные отношения по реализации субъективных прав граждан на предоставление им в порядке социального обеспечения закрепленных законодательством материальных благ.
Опираясь на отмеченную характеристику правовых отношений по социальному обеспечению, которые формируют предмет права социального обеспечения, можно показать некоторое его определение. Под правом социального обеспечения следует понимать совокупность относящихся к разнообразным отраслям права и образующих целостную отрасль правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу предоставления гражданам в порядке социального обеспечения закрепленных законодательством материальных благ.
1.2 Понятие источников права социального обеспечения
В настоящее время сложные аспекты реализации источников права социального обеспечения, не достаточно изучены.
Необходимо указать, что раньше, еще до того, как право социального обеспечения стало считаться независимой отраслью права, источники, законодательные положения которых регламентировали социально-обеспечительные отношения, формировали из себя составную часть источников трудового и административного права. Сегодня эта отрасль права выступает довольно самостоятельной частью права.
Базируясь на общей теории права, можно отметить, что источники права представляют из себя внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с определенной поддержкою которой независимость законодателя выступает неотъемлемой для реализации.
Рассмотрение определения «источники права социального обеспечения» можно отметить, что в этой сфере права в абсолютном объеме указаны научные подходы, споры, которые прямо относятся как к общей теории права, так и к трудовому праву. До того, как право социального обеспечения было признано независимой отраслью, большинство правоведов причисляли положения социального обеспечения к источникам трудового права.
Несомненно, подобная материнская отрасль, а именно трудовое право, существенно оказывала влияние на определение понятия источников права социального обеспечения. Подобную созвучность можно рассмотреть на примере тех определений, которые были представлены в учебно-методической, правовой литературе, научных исследованиях по праву социального обеспечения.
Правовед В.С. Андреев указывал, что под источниками права социального обеспечения следует понимать формы выражения волеизъявления нашего народа в правовых нормах, относящихся к данной отрасли права. Нормативные положений права социального обеспечения закрепляются в законодательных актах непосредственно самого государства .
Как считает правовед М.Л. Захарова, под источником права необходимо указать принятые в конкретном обществе формы выражения правовой государственной воли правящего класса, а в образовавшемся социалистическом обществе – непосредственно всего народа. Источники права - это различные нормативные акты государственных органов, которыми закрепляются определенные нормы права .
Профессор В.А. Тарасова, под источниками справа социального обеспечения подразумевала нормативные акты, издающиеся компетентными органами (органами государственной власти и управления), посредством которых формируются, трансформируются или полостью отменяются положения права, регламентирующие отношения по социальному обеспечению наших граждан, и плотно спаянные с ними отношения, создающие предмет самого права социального обеспечения .
Правовед Я.М. Фогель указывал, что: «Термин «источник права» как правило, образует два значения. Первое значение показывает причину формирования права. Правообразующей силой, как правило, выступает государство, которое закрепляет в праве всю волю и интересы народа либо лишь часть этого народа - господствующего класса, исходя из определенных социально-экономических и политических сложившихся обстоятельств жизни конкретного общества. Второе значение источника права показывает его юридическую природу. В данном смысле оно представляет результаты нынешней правотворческой деятельности. Ими выступают различные нормативно-правовые акты, которые принимаются уполномоченными на то органами государства на основании предоставленных ими прав» .
Исследователь М.В. Филиппова отмечает, что: «Источниками права социального обеспечения выступают формы выражения всей воли народа в юридических положениях, которые относятся к данной отрасли права. Естественно нормы права социального обеспечения находятся в государственных нормативно-правовых актах» .
Правовед Е.Е. Мачульская отмечает, что под источниками права необходимо подразумевать внешние формы организации его содержания, которое находится в отдельных нормативных документах. Такие нормативные документы могут включать только положения права социального обеспечения .
Ученый К.Н. Гусов под источниками права социального обеспечения подразумевает: «разнообразные нормативные правовые акты, которые регулируют общий комплекс общественных отношений, формирующий предмет этой отрасли права» .
В диссертационном исследовании М.О. Смирновой отмечает, что под источниками права социального обеспечения необходимо понимать правовые акты, которые являются итогом правотворческой деятельности конкретных компетентных органов, которые выражают волю государства, и которые направлены на регламентирование отношений, формирующихся в связи с алиментированием граждан из закрепленных специальных фондов социального обеспечения и процедурной работой компетентных органов по реализации социального обеспечения» .
Правоведы М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в первом отечественном учебнике по праву социального обеспечения, показывая понятие источников права социального обеспечения, указывают: «В юридической науке сложились, как правило, два определения источника права. Первое определение источника права в материальном смысле, как настоящей силы, формирующей юридические предписания и которая обеспечивает их исполнение, в том числе, непосредственно, принудительное». Второе определение источника права представляется в формальном смысле, где под источником понимается внешняя форма выражения юридических предписаний, как «резервуара, в котором находятся правовые положения», как «оболочки бытия юридической нормы». В данном смысле источники права можно установить как принятые в обществе способы предоставления воли определенных главенствующих структур, которая направлена на правовое регламентирование общественных отношений независимо от их какого-либо содержания.
«В нынешнем отечественном праве, как и до этого времени в советском, единственным существовавшим способом внешнего выражения юридических предписаний, придания им общеобязательного характера выступают нормативные правовые акты конкретных властных органов, что в абсолютной мере можно отнести и к источникам права социального обеспечения» .
Правовед Т.Л. Адриановская подразумевает под источниками права социального обеспечения нормативные акты, являющиеся итогом правотворческой деятельности конкретных уполномоченных органов, которые, в свою очередь, представляют волю государства, и нацелены на регламентирование отношений, которые складываются ввиду обеспечения всех граждан из специализированных фондов социального обеспечения и функционирования уполномоченных органов по вопросу реализации социального обеспечения» .
Выполняя анализ указанных выше определений источников права социального обеспечения без некоторой дискуссии по отдельным составляющим, общепринятым можно указать на тот факт, что во всех указанных определениях говорится лишь о позитивном праве, а источниками выступают нормативные правовые акты конкретных уполномоченных органов, которые включают нормы права социального обеспечения и представляющиеся внешней формой выражения волеизъявления государства в процессе правотворческой деятельности.
Определение источников права социального обеспечения указывается в правовой литературе как научная дефиниция, которая охватывает общие признаки, которые свойственны для данного явления, отсюда определение понятию источников права социального обеспечения можно показать следующее: под источниками права социального обеспечения подразумевается внешняя форма правотворческой деятельности данного государства по регламентированию отношений в области социального обеспечения, из-за чего воля законодателя получает обязательность для ее исполнения. Правотворческая деятельность самого государства в качестве итога, имеет нормативные правовые акты, содержащие положения права социального обеспечения. Таким образом, они, объективированные только в конкретной форме, выступают общеобязательными, правовыми, реализация которых должна быть обеспечена методами государственного воздействия.
Следовательно, источники права социального обеспечения представляют из себя решения компетентных органов о создании, трансформации, отмене норм права социального обеспечения. Образование источника права социального выступает неотъемлемой частью правотворчества, без которой нормативные положения права социального обеспечения не могут возникнуть, а решение определенного уполномоченного органа не может получить значение государственной воли, нормы права.
Источники права социального обеспечения выступают той формой, в которой нормативные положения права выходят в настоящей жизни, из которой берутся знания о существующем на данный момент праве и к которой обращаются при разрешении определенных юридических ситуаций.