Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Основные принципы, предусмотренные Конституцией РФ, определяют характер взаимоотношений между федеральной властью (Российской Федерацией) и субъектами РФ, а также между самими субъектами.
Конституция РФ и федеральные конституционные законы, имеющие прямое действие на всей территории страны, принимаются под юрисдикцией РФ. По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы.
Согласно Конституции РФ (ст.78), федеральные органы исполнительной власти могут создавать собственные региональные органы и назначать соответствующих должностных лиц для осуществления своих полномочий. По соглашению с административными органами субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти могут делегировать им часть своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ или федеральному законодательству. С другой стороны, органы власти субъектов Федерации могут по соглашению с органами власти Федерации делегировать им часть своих полномочий. Общие принципы разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации изложены в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ "Об общих принципах организации государственной власти субъектов РФ" (далее – ФЗ от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ) .
Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся при исследовании теоретических аспектов пределов федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов
Предметом исследования настоящей работы являются нормы права, регулирующие пределы федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов.
Целью исследования является исследовать актуальные проблемы пределов федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть принципы федеративного устройства РФ;
2. определить виды федерации, выявить особенности федеративного устройства РФ;
3. исследовать предметы ведения РФ и ее субъектов;
4. провести анализ пределов полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
5. проанализировать проблематику пределов федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов.
Методологическая основа исследования. Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также следующие общие, специальные и частные методы исследования: формально-юридический, системный, комплексный, нормативный.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили: зарубежное законодательство, Конституция РФ; иные материалы юридической практики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по праву, такие как: Дерхо Д.С., Долгополов П.С., Зорькин В.Д., Ирхин И.В., Краснов Ю.К., Шкатулла В.И., Куракин А.В., Карпухин Д.В., Попова Н.Ф., Савельев А.И. и другие авторы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в ней теоретические положения могут быть использованы в целях дальнейшего изучения и решения актуальных проблем пределов федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения, практические рекомендации могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер, направленных на совершенствовании пределов федерального правового регулирования по предметам совместного введения РФ и ее субъектов.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованной литературы.
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РОССИИ
1.1.Принципы федеративного устройства РФ
Федеративное устройство России основано на следующих принципах, закрепленных в ст.4 и 5 Конституции РФ :
-государственная целостность России;
-равенство и самоопределение различных этнических групп в РФ,
-верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
-равенство субъектов РФ и единство системы государственной власти;
-ограничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти ее субъектов.
Государственная целостность РФ означает, что Российская Федерация - это не сумма ее отдельных составных частей, а целостное и неделимое государство, целостность которого обеспечивается единой системой власти, единым экономическим пространством, территориальным верховенством и верховенством федерального закона.
Принцип равноправия и самоопределения народов РФ проявляется в равных правах народов на развитие своего народа, развитие и использование своей культуры и языка.
Государство гарантирует всем народам РФ право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. Конституция РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (ст.69).
Российская Федерация является государственной формой самоопределения всей России и всех входящих в нее народов. Поэтому осуществление права на самоопределение народов РФ не должно приводить к нарушению территориальной целостности государства. Право на самоопределение государства, вытекающее из международных документов, не во всех случаях подразумевает образование независимого государства. Сегодня общепризнанным является право на самоопределение всех государств и народов в области культуры, образования, национального культурного развития и языка.
Принцип единства системы государственной власти проявляется в существовании федеральных органов государственной власти, которые воплощают высшую государственную власть и интегрируют всю государственную власть субъектов РФ.
Единство системы власти обусловлено:
во-первых, тем, что она базируется на общих принципах государственной целостности, суверенитета РФ, функционирования всех органов государственной власти в соответствии с требованиями федеральной Конституции и установленными федеральным законом организацией и деятельностью законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти;
во-вторых, конституционное положение о том, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему административной власти РФ в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов (ч.2 ст.77 Конституции РФ);
в-третьих, наличие единой федеральной судебной системы и единой централизованной системы контроля в сфере закупок на всей территории РФ;
в-четвертых, наличие института федерального президента в структуре России как государства обеспечивает единство системы государственной власти.
В соответствии с Конституцией РФ, Президент РФ гарантирует следующее:
-согласованное функционирование и взаимодействие государственной власти (ч.2 ст.80 Конституции РФ);
-осуществление федеральных полномочий государственной власти во всех сферах РФ (ч.4 ст.78 Конституции РФ).
В случае возникновения споров между различными органами государственной власти Президент РФ вправе использовать процедуры медиации и т.д.
Верховенство федерального закона как принцип федерализма означает, что федеральные законы и иные правовые акты, принятые федеральными органами власти, имеют приоритет над законами субъектов РФ. Этот принцип вытекает из суверенитета РФ над всей территорией (ч.1 ст.4 Конституции РФ) и призван обеспечить единство, непротиворечивость и стабильность правовой системы всей страны .
Фрагмент для ознакомления
3
Законодательные и нормативные акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 06.02.2023) "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2021. - № 52 (часть I). - Ст.8973.
3. Федеральный закон от 17.12.1999 № 211-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ" // Собрание законодательства РФ. – 1999. - № 51. - Ст. 6286.
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "О стратегическом планировании в РФ" // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 26 (часть I). - Ст.3378.
5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 "Послание Президента Федеральному Собранию" // Парламентская газета. – 2020. - № 2, 17.
6. Закон г. Москвы от 28.03.2001 № 11 (ред. от 28.12.2022) "О договорах и соглашениях города Москвы" // Ведомости Московской городской Думы. – 2001. - № 5. - Ст. 45.
Научная литература российских и зарубежных авторов
7. Куракин А.В., Карпухин Д.В., Попова Н.Ф. Принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектами // Административное и муниципальное право. 2018. № 11. С. 19 - 35.
8. Османкина И. Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 6. С. 154 - 163.
9. Савельев А.И. Некоторые проблемы реализации конституционного принципа разграничения предметов ведения и полномочий между российской федерацией и ее субъектами //Мир юридической науки. 2010. № 2. С. 49-54.
10. Самойлов С.Н. О разграничении полномочий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления и их роль в решении проблем безопасности // Право и безопасность. 2008. №4. С. 13-20.
11. Столяров М.В. Компетенция власти: Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования М.: Издательство РАГС, 2009.
12. Тарханов M.B. Процедура заключения договора о разграничении предметов ведения и полномочий органов публичной власти // Образование и право. 2011. № 6. С. 74-84.
13. Тухватуллин Т.А. Разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и республикой Башкортостан в современных условиях //Евразийский юридический журнал. 2011. № 8 (39). С. 80-82.
Учебная литература
14. Зорькин В.Д. Основы конституционного строя России. М.: КноРус, 2009.
15. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. М.: Артания, 2009.
Новейшие научные публикации в периодических изданиях.
16. Ирхин И.В. О некоторых инструментах оптимизации механизма реализации субъектами РФ полномочий по предметам совместного ведения с Российской Федерацией // Журнал российского права. 2020. № 9. С. 32 - 43.
17. Дерхо Д.С. Порядок принятия и изменения федерального закона // СПС КонсультантПлюс. 2023.
18. Долгополов П.С. Иерархия нормативных правовых актов государственных органов // СПС КонсультантПлюс. 2023.
19. Краснов Ю.К., Шкатулла В.И. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2022.
20. Полякова В.Э. Вступление в силу нормативных актов субъектов РФ, муниципальных правовых актов // СПС КонсультантПлюс. 2023.