Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема психического развития детей и формирования личности является одной из сложнейших проблем возрастной и педагогической психологии и в то же время одной из центральных проблем. За десятилетия интереса к этой проблеме было изучено множество процессов, раскрывающих общее психическое развитие ребенка, выявлены определенные закономерности, в том числе этапы развития определенных способностей, функций и способностей ребенка.
Развитие ребенка - это не что иное, как переход от одного возрастного этапа к другому, связанный с постоянным изменением и формированием его личности. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, закладываются основы сознательного поведения, появляется общая ориентация в формировании моральных представлений и социальных установок.
Выводы исследователей данной проблемы (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, К.Н. Поливанов и др.) сводятся к необходимости изучения причин сильных качественных изменений в личности подростка вокруг личностных новообразований этого периода. Таким образом, основными личностными новообразованиями, определяющими развитие личности подростка, являются концептуальный характер мышления, развитие сознания на уровне самосознания, развитие «чувства взросления». Чтобы понять подростковый возраст, выбрав правильное направление и форму работы, необходимо помнить, что этот возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека или к периодам возрастных кризисов.
Причины, природа и значение подросткового кризиса понимаются психологами по-разному. Л.С. Выготский выделяет два «кризисных очага» этого периода - 13 и 17 лет. Кризис 13 лет является наиболее изученным. Подростковый возраст - один из важнейших этапов становления личности человека. Он характеризуется рядом специфических особенностей. Это эпоха трансформации в сфере сознания, деятельности и системы отношений. На этом этапе все еще продолжается рост человека, формирование организма в период полового созревания, что оказывает важное влияние на психофизиологические особенности.
Этот период характеризуется частыми стрессами, связанными с интенсификацией учебного процесса с переходом к новым формам обучения (еще большая дифференциация предметов) и социальной адаптацией во взаимодействии с коллективом.
Многочисленные работы, посвященные проблемам возраста, в основном характеризуют возрастную компетентность только в общих чертах и сосредоточены на формировании и проявлениях возрастных новообразований подросткового возраста. Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова рассматривают чувство взросления как проявление возрастного сознания.
В работах Э. Эриксона основное внимание уделяется формированию идентичности, которое по сути является процессом самоопределения в подростковом возрасте. Переходный критический период, по мнению ЛИ Божовича, также заканчивается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином «самоопределение».
Такие психологи, как Р. Бернс, С.Р. Пантелеев, Л.С. Рубинштейн, Н.И. Сардшвеладзе, В.В. Столин и другие, занимались проблемами взаимоотношений в психологии. В то же время изучение современной специальной научной литературы показывает, что в отечественной психологии уже существуют определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического анализа и обоснования категории самоотношения, но особенности самоотношения у детей-подростков четко не прослеживаются.
Эти обстоятельства определяют актуальность выбранной темы исследования.
Изученность темы. В ходе своего исследования я установил, что в настоящее время существует множество интересных и аналитических работ различных авторов, включая ученых, преподавателей и юристов, посвященных этой теме, что позволило мне подробно проанализировать их, выделить наиболее важные, на мой взгляд, аспекты по этому вопросу и систематизировать полученные данные.
Проблема исследования - выявить благоприятные условия улучшения самоотношения у подростков и уровня их притязаний.
Объектом исследования является процесс изучения уровня самоотношения у подростков и уровня притязаний.
Предметом исследования являются основы и принципы изучения и улучшения уровня самоотношения у подростков и уровня их притязаний.
Цель исследования. Целью данной исследовательской работы является выявление благоприятных условий для развития у подростков нормального самоотношения и уровня притязаний.
Задачи работы. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить несколько задач:
- рассмотреть психологическое содержание подросткового возраста;
- изучить отношение подростка к себе в структуре самосознания;
- детально проанализировать понятие «уровень притязаний личности»;
- проанализировать психологические особенности самоотношения и уровня притязаний подростка.
Гипотеза исследования: предполагается, что если при работе с подростками использовать различные специальные методы, то уровень их самоотношения повысится.
Методология исследования. При написании этой курсовой работы я использовал следующие методы исследования: анализ литературы, изучение документов, наблюдение, описание, сравнение, обобщение, статистический анализ данных, моделирование.
Источниковая база. В качестве источников я использовал научные статьи, учебники по психологии и преподаванию, статистику и интернет-ресурсы.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКА
1.1 Психологическое содержание подросткового возраста
Подростковый возраст - это период развития детей от 11-12 до 15 лет (что соответствует среднему школьному возрасту, ученикам V -VIII классов), который характеризуется резким подъемом жизненной активности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, бурный рост моральных и интеллектуальных сил.
Подростковый возраст также известен как переходный возраст, поскольку он характеризуется переходом от детства к взрослой жизни, от незрелости к зрелости. Подросток уже не ребенок, но еще не взрослый. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (от рождения до 7 лет) и попытаемся объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи.
Вспомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: повседневные процессы способствуют расширению самостоятельности ребенка; они способствуют установлению тесных контактов со взрослым, так как вовлекают в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами [12].
Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой отечественной психологии. Несмотря на большое количество исследований, до сих пор нет единого мнения по ключевым аспектам этой проблемы, таким как ведущая активность подросткового возраста, центральные возрастные новообразования.
И, наконец, вопрос о том, следует ли относить подростковый возраст к стабильному или кризисному возрасту, остается открытым. Как мы уже упоминали ранее, подростковый возраст - это, по сути, кризис. Для этого есть как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.
Меняется характер учебной деятельности: мультимедийность, содержание учебного материала, представляющего теоретические основы наук, предлагаемого к абстрактному усвоению, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единых требований: сколько учителей, столько и разных оценок окружающей действительности, тем более что они по-разному воспринимают ее. Отсюда потребность в собственном положении, раскрепощении под непосредственным влиянием взрослых; внедрение общественно полезного труда в школьное образование.
Подросток начинает осознавать себя участником социальной работы; в семье предъявляются новые требования (помощь по дому, подросток начинает консультироваться); подросток начинает интенсивно размышлять о себе. Внутренние предпосылки. В этот период происходит быстрый физический рост и половое созревание (в крови появляются новые гормоны, происходит воздействие на центральную нервную систему, происходит быстрый рост тканей и систем организма) [7].
Выраженное неравномерное созревание различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. В российской психологии существует традиция рассматривать психологическое содержание старости с точки зрения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, точнее, три основных компонента - социальная ситуация развития, ведущая деятельность, возрастные новообразования, остановимся на каждой детали. Ситуация социального развития.
Подростковый возраст «начинается» с изменения ситуации социального развития. На каждом этапе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, возникают определенные ситуации социального развития как своего рода отношения индивида к окружающей социальной реальности, определяющие пути развития, благодаря которым социальный индивид становится индивидуальным.
Влияние способности размышлять об успеваемости подростка в выполняемой им деятельности, желания добиться успеха в собственных глазах и мнениях других. Особенно это характерно для подростка с его быстро развивающейся уверенностью в себе, повышенной осведомленностью о детях этого возраста, их готовностью заниматься различными видами деятельности, стремлением к «взрослым» формам обучения. Следовательно, подросток недоволен тем, чего он не может делать в школе [14].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. 3-е изд. М., 2001.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
4. Борздыко, Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков [Текст] / Ю.Е. Борздыко // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. - 2007. - № 2. - С. 123-127.
5. Бурно, М.Е. Краткий обзор некоторых работ о терапии творческим самовыражением (ТТС) за последний год (с июля 2008) [Текст] / М.Е. Бурно // Психотерапия. - 2010. – №2. – С. 22-29.
6. Бурно, М.Е. Терапия творческим самовыражением (ТТС) в практической психологии и педагогике [Текст] / М.Е. Бурно // Психотерапия. - 2007. - № 9. - С. 13-17.
7. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. М., 1976.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб., 1999.
9. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. .
10. Драгунова Т.В. Подросток. М., 1976. .
11. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
12. Леви, Т. С. Динамика самоотношения в процессе личностноразвивающей работы, проводимой на основе телесного движения [Текст] / Т.С. Леви // Знание. Понимание. Умение. – 2008. - № 4. - С. 102-106.
13. Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1980. .
14. Наследов А.Д. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. СПб., 2008.
15. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб., 2004.
16. Новгородцева А.П. Переживание подростками «чувства взрослости» // Психологическая наука и образование. 2006. №2. С. 39-54.
17. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. М., 2007.
18. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
19. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 61-69.
20. Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М., 2007.
21. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988.
22. Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. М., 1972. С. 81-111.
23. Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. М., 2008. С. 238-247.
24. Селихов С. Пол, возраст и конфликт // Журнал практического психолога. №2. 1999. С. 35-38.
25. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
26. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.
27. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М., 1978.
28. Чеснокова И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
29. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М., 2005.
30. Шурухт, С. М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности [Текст] / С. М. Шурухт. – СПб: Речь, 2006. – 112 с.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.