Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В нашей стране на сегодняшний день принято считать, что семья – это главный источник передачи ребенку социально-исторического опыта, в первую очередь, эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Отношение государства к детям, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации, в такую группу в первую очередь относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является показателем гуманности современного общества.
Детский дом осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворять потребности воспитанника в самообразовании и получении дополнительного образования.
Основным предметом деятельности данного заведения является реализация основных и дополнительных образовательных программ: общеобразовательных программ дошкольного образования, программ дополнительного образования детей различных направленностей, в том числе коррекционно-развивающей направленности, программ, содержащих воспитание социальной адаптации воспитанников [18].
Актуальность работы обусловлена тем, что несмотря на то, что в последнее время стали активнее распространяться такие формы воспитания данной категории детей, как опека (попечительство), передача усыновителей (приемные или патронатные родители), все еще большая часть сирот проживает в разных государственных учреждениях. Многие проблемы жизнедеятельности, в том числе создание условий для полноценного развития детей, остаются прежними. Льготы и права этих детей на деле сильно ущемляются, либо вовсе не реализуются.
Современная ситуация в сфере воспитания характеризуется наличием большого числа нормативных правовых актов различного уровня. При этом отсутствует четкое понимание цели и задач воспитательной работы. Также для учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерна общая тенденция к оптимизации организационных структур с целью экономии бюджетных расходов, что в первую очередь затрагивает кадровый потенциал и финансирование сферы воспитания [4].
Цель работы – определить особенности развития детей воспитанников детских домов.
Для достижения поставленной цели, были определенный следующие задачи работы:
1. Дать характеристику психолого-педагогическим условиям организации учебно-воспитательного процесса в детских домах;
2. Определить направления деятельности детского дома по развитию личности воспитанников школьного и дошкольного возрастов.
3. Изучить опыт деятельности детских домов южной и северной частей Удмуртской республики.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретическое изучение и анализ научных трудов и исследований по проблеме личностного развития детей в детских домах. Реализован комплексный исследовательский подход к изучению материала по теме работы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
1.1. Психолого-педагогические условия организации учебно-воспитательного процесса в детских домах
Содержание работы в детском доме значительно отличается от работы в других образовательных учреждениях в силу своих специфических особенностей, определяемых контингентом воспитанников – детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целевой компонент воспитательной работы в условиях детского дома включает множество целей и задач: начиная от главной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.
У воспитанников детских домов масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно выстроить жизнь достойного человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников [5].
Первое педагогическое условие представляет собою организацию образовательной деятельности воспитанников детского дома по усвоению социальных ролей, которые направлены на развитие самооценки, стремлений к личным достижениям, интеграцию в общество.
Данное условие связано с тем, что низкий уровень социализации воспитанников детского дома обусловлен, в первую очередь, ее пассивной формой, связанной с принятием ценностей референтной группы. Подобных ценностей, как правило, немного:
- ребенок привыкает существовать в реалиях детского дома и начинает ориентироваться на групповую совесть, поруку;
- воспитание в коллективных условиях, то есть все действия регулируются и контролируются извне, что тормозит развитие саморегуляции. В связи с этим, когда воспитанник попадает после такого заведения в самостоятельную взрослую жизнь, в условия свободы от каких-либо регуляций и контроля, он теряется: ребенок не привык создавать для себя нормативы поведения, деятельности, но он привык нарушать навязанные извне нормативы поведения. Невысокий уровень социального интеллекта препятствует выпускникам принимать общественные нормы, правила, обязанность соответствовать им.
Основная задача образовательной деятельности любого детского дома – это социализация воспитанников, их внедрение в современное общество.
Интеграция в общество воспитанников детского дома предполагает:
1) влияние общества и социальной среды на личность ребенка;
2) активное участие в данном процессе самого ребенка.
В процессе социализации формируется личность ребенка-сироты, определяющая то, какое место он занимает в системе социальных отношений. Социализация ребенка осуществляется широким набором средств, характерных для данного общества. Самым важным и наиболее результативным в плане формирования личности этапом, в который происходит устойчивая интериоризация норм, ценностей, ролей, выработка системы социальных ориентации является детство и юность [14].
Второе педагогическое условие – это формирование «самости», а конкретно самосознания и самооценки ребенка из детского дома. Множество исследований подтверждают, что любовь к себе - одна из наиболее важных основных потребностей человека.
Установлено, что ребенок с положительной оценкой самого себя лучше учится в школе и более того, по самооценке ребенка в дошкольном возрасте можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами.
К сожалению, у воспитанников детского дома практический опыт общения с другими категориями людей общества очень мал. В условиях данного учреждения дети в основном общаются со своими сверстниками, что затрудняет их социализацию.
В процессе социализации самопознание является очень важным его компонентом. Ученые-исследователи признают его сложным многоуровневым процессом, индивидуализированным и развернутым во времени. В психологической науке выделены две стадии познания: познание своих особенностей через познание особенностей другого, сличение и дифференциацию; на второй стадии подключается самоанализ.
Итогом развития самосознания в подростковом возрасте является формирование личностной идентичности - переживания себя и своего жизненного опыта как единичного непрерывного и тождественного самому себе. В большей или меньшей степени сформированная идентичность опосредует учебную деятельность, а также формирование профессиональных планов в контексте более широкого процесса - жизненного самоопределения.
Основными критериями границ и этапов самоопределения следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности у конкретной личности. Педагоги-исследователи выделяют этапы самоопределения, которые представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности. Факторы и условия самоопределения аналогичны факторам социализации, это те социально задаваемые события, которые обычно учитываются в качестве критериев в социологических исследованиях: окончание школы, получение паспорта, аттестата зрелости, избирательное право, возможность вступления в брак. Частные же формы самоопределения напрямую заимствованы из социологических работ: это ролевое, социальное самоопределение и самоопределение в семейно-бытовой сфере.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Васильева Н. Л. К вопросу о социально-психологической адаптации // Дошкольное воспитание. — 2010. — № 12. — С. 16–18.
2. Гончарова, С. С. Совладание с негативными событиями жизненного пути у воспитанников детских интернатных учреждений / С. С. Гончарова // – 2014. – № 6. – С. 25-28.
3. Горюнова, С. И. Организация социально-педагогической деятельности по повышению уровня социальной адаптации воспитанников дошкольного возраста детского дома на примере «Детского дома им. К. Либкнехта (Владимирская область) / С. И. Горюнова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 1 (48). — С. 328-330.
4. Деева Е. В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. №9 (149). С. 101-107.
5. Донина О. И., Вагина Е. Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // Современные исследования социальных проблем. 2011. №4. С. 38.
6. Истомина, В. В. Особенности формирования личности подростков в условиях детского дома / В. В. Истомина, А. Данилова // Форум молодых ученых. – 2019. – № 4(32). – С. 452-457.
7. Леонтьев А. А. Дети улиц. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей. М.: Интеллект-Центр, 2001. С. 192.
8. Манченко, О. И. Социализация личности ребёнка в детском государственном учреждении закрытого типа как средство подготовки воспитанников к самостоятельной жизни / О. И. Манченко // Образовательная система: структурные преобразования и перспективные направления развития научной мысли: сборник научных трудов. – Казань: ООО "СитИвент", 2019. – С. 147-151.
9. Осипова Н. В. Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С. 145-151.
10. Петрова, Л. В. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников в условиях детского дома / Л. В. Петрова, Л. В. Силиванова, Е. Б. Мичри // – 2012. – № 2. – С. 77-81.
11. Подольская И. А., Вендина О. Н. Социальная адаптация выпускников детских домов: Сборник статей. Калуга: Эйдос, 2008. C. 397-406.
12. Помазова, Е.А. Формирование навыков общения воспитанников детского дома, как важное условие формирования личности / Е.А. Помазова. – 2018.
13. Прихожан, А.М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы-интерната / А.М. Прихожан // Возрастные особенности психического развития детей. - М.: Академия, 2012. - 322 с.
14. Рустамова, Д. А. Социальная адаптация воспитанников специализированных детских учреждений / Д. А. Рустамова // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. – 2015. – № 3-4(33-34). – С. 92-93.
15. Скрябина Л. С., Фазлыева А. Ф. Взаимодействие социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика в России. 2014.№ 2. С. 35-41.
16. Хакимова Л.Я. Организационно-педагогические условия социализации воспитанников детского дома / Л. Я. Хакимова // Вестник Башкирского университета. – 2014. – №1. – С. 273-278.
17. Хакимова, Л. Я. Педагогическое сопровождение социализации старшеклассников в условиях детского дома: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Хакимова Лейсан Ямиловна. – Йошкар-Ола, 2014. – 22 с.
18. Хуако А. А. Современная тенденция социальной защиты детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей в республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. №3. С. 132-134.
19. Шахманова, А. Ш. Программа социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома / А. Ш. Шахманова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2008. – № 1. – С. 126-131.
20. Шахманова, А. Ш. Теоретические и научно-методические основы оптимизации социального развития детей дошкольного возраста в условиях детского дома: специальность 13.00.01 "Общая педагогика, история педагогики и образования": автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Шахманова Айшат Шихахмедовна. – Москва, 2012. – 39 с.