Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тенденциями развития бюджетной системы и финансирования всевозможных отраслей экономики в нынешней государственной политики России. Сфера жилищно-коммунального хозяйства остается стабильно недофинансированной, а физическая инфраструктура в российских регионах во много остается советской и уже давно требует реконструкции. Изучение особенностей бюджетных расходов на жилищно-коммунальную сферу может помочь в разработке практических рекомендаций для развития бюджетирования данной отрасли.
Вопрос о специфике жилищно-коммунального хозяйства (далее ЖКХ) в России остается как актуальным, так и достаточно малоизученным. По динамике затрат бюджетной системы РФ на жилищно-коммунальное хозяйство наблюдается увеличение номинального объема бюджетных ассигнований в 2020 г. по сравнению с 2020 г. на 60,2%, при этом доля затрат на жилищно-коммунальное хозяйство в общей сумме затрат бюджетной системы увеличились с 3,2% в 2020 г. до 3,7% в 2020 г.; эти расходы не связаны с производством [9]. По уровням бюджетной системы основной объем финансирования (83,6% в 2020 г.) данной сферы выполняют субъекты РФ.
В то же время относительно высокие государственные расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в России сочетаются с рядом отраслевых проблем, в первую очередь с сильным износом главных фондов. Согласно официальной статистике, в ряде регионов общий уровень износа всей коммунальной инфраструктуры превышает 70%, а по отдельным ее видам, например, канализационным сетям - 80%. Кроме того, практически во всех регионах постоянно увеличивается изношенность муниципальной инфраструктуры [11].
Объект исследования – расходы бюджета на жилищно-коммунальную сферу. Предмет исследования – особенности расходов бюджета на сферу ЖКХ в России.
Целью исследования является анализ особенности и эффективности расходов бюджета российских регионов на сферу ЖКХ.
Задачи исследования:
1. Исследовать теоретические понятия о бюджетировании ЖКХ.
2. Анализ дифференциации особенностей бюджетирования ЖКХ в регионах России
3. Анализ переменных влияния на эффективность распределения бюджетов в сфере ЖКХ
Методы исследования: анализа и синтеза информации, сравнения, регионального анализа, бюджетного анализа, корреляционного анализа.
Теоретическая база изложена в трудах: Авксентьев Н.А., Байдин В.М., Зарубина О.А., Сисигина Н.Н., Кулькова С.А., Алиева, Г.Ш., Артемьев, Г.В., Бальсевич А.А, Белолипцев И. А., Каменских М., Иванова Н., Кудрин А., Кнобель А., Полуянов В.П., Паламарчук Н.С., Соколов И. А.
Глава 1. Теоретические положения формирования бюджетных расходов
1.1. Сущность и главные направления государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства
Государственное управление в жилищной сфере - это деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов по обеспечению удовлетворения жилищно-коммунальных требований жителей, а также целевого применения объектов фонда жилья.
Жилищно-коммунальное хозяйство выступает одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой значительную часть привлекательности жителей, основой его развития выступает рост населенных критериев и потребность в жилищно-коммунальных услугах.
Жилищная сфера – это не только экономика, но в большей степени социальная сфера жизни, которая удовлетворяет одну из требований человека, выступает составной частью государственной политики в целом [2].
Государственная жилищная политика разрабатывается на федеральном уровне и уточняется с учетом местных условий государственными органами нижестоящих уровней. Осуществляется в соответствии с полномочиями органов власти всех ветвей и уровней. На уровне субъектов РФ жилищную политику и государственное регулирование жилищно-коммунального хозяйства выполняют соответствующие органы управления субъектов РФ, обладающие требуемыми полномочиями (министерство, комитет, ведомство, Государственная Жилищная инспекция субъекта РФ и др.). На региональном уровне реализацию функций органа государственной власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства выполняют органы государственной власти субъектов РФ. Они обеспечивают организацию реализации единой государственной жилищной политики, связь органов государственной власти с органами местного самоуправления, регулирование, информационно-правовое обеспечение, финансирование, контроль и надзор.
Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере выступают [4]:
- увеличение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп жителей;
- модернизация и увеличение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
- переход на принцип применения наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации фонда жилья.
Таким образом, основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступают увеличение качества жизни жителей за счет повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для жителей. Основными механизмами реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства выступают государственные программы, позволяющие концентрировать и использовать ресурсы для достижения итогов в конкретных областях.
1.2. Понятие и общая характеристика системы жилищно-коммунального хозяйства
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее - жилищно-коммунальное хозяйство) - одна из главных отраслей экономики РФ, охватывающая многоотраслевой производственно-технический комплекс, потребность в продукции и услугах которого практически не ограничена. Со стратегической точки зрения жилищно-коммунальное хозяйство выступает важной отраслью экономики, в рамках которой граждане ежедневно обеспечиваются требуемыми услугами, создавая условия для комфортной и безопасной жизни. Единого подхода к определению жилищно-коммунального хозяйства в научной литературе нет, но существует множество всевозможных толкований, подразумевающих общий смысл, который представлен в таблице 1.1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авксентьев Н.А., Байдин В.М., Зарубина О.А., Сисигина Н.Н., Кулькова С.А. Оценка эффективности региональных расходов на здравоохранение в России // Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. - 2019. - № 8 (4) -. C. 10-20.
2. Алиева, Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Самарский государственный экономический университет. – 2018. – С. 49-56
3. Артемьев, Г.В. Взаимодействие населения и местной власти: современное состояние и перспективы / Г.В. Артемьев // Молодой ученый. — 2019. — №26. — С. 446-449.
4. Бальсевич А.А., Пивоварова С.Г., Подколзина Е.А. Роль прозрачности информации в государственных закупках: пример российских регионов // Журнал Новой экономической ассоциации. - 2022. - №. 3(15). - С. 82-112.
5. Белолипцев И. А., Лукина И. И., Кабирова А. С. и др. Финансовая стратегия, планирование и бюджетирование. Часть 2. — М.: Прометей, 2019. — 128 c.
6. Берман Г.Н. Учет затрат, калькулирование, бюджетирование в отраслях производственной сферы: Учебное пособие / Г.Н. Берман. — СПб.: Лань, 2019. — 368 c.
7. Борисова Е.И., Пересецкий А.А., Полищук Л.И. Анализ эффективности некоммерческих ассоциаций методом стохастической границы (на примере товариществ собственников жилья) // Прикладная эконометрика -2010. - №. 4 (20). – С.133-139.
8. Каменских М., Иванова Н. Эффективность государственных расходов в России // Экономическая политика. 2011. №. 1. С. 176-192.
9. Кудрин А., Кнобель А. Бюджетная политика как источник экономического роста // Вопросы экономики. 2017. №. 10. С. 5-26.
10. Полуянов В.П., Паламарчук Н.С. Интегральная оценка политики управления оборотными средствами предприятия ЖКХ // Экономика региона. 2017. Т. 13. №. 2. С. 489-499.
11. Соколов И.А., Филиппова И.Н. Оценка эффективности бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в регионах России // Проблемы прогнозирования. 2022. № 4(193). С. 147-158.
12. Соколов И. А., Филиппова И. Н. Эффективность реформирования бюджетной сети в сфере здравоохранения в 2010-х годах // Мир новой экономики. 2020. № 14 (1). С.108-122.
13. De Simone E., Bonasia M., Gaeta G.L., Cicatiello L. The effect of fiscal transparency on government spending efficiency // Journal of Economic Studies. 2019. Vol. 46. No. 7. Рр. 1365-1379.
14. Guillamón M.D., Cuadrado-Ballesteros B. Is transparency a way to improve efficiency? An assessment of Spanish municipalities // Regional Studies. 2021. Vol. 55. No. 2. Рр. 221-233.