Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждый писатель для формирования уникального художественного мира своего произведения применяет разного рода лексические наборы, которые максимально приближенно отражают его внутренний мир и идеологию и концепцию каждого литературного произведения.
Детская художественная литература представляет собой наиболее интересный и эмоционально насыщенный мир, где каждый сможет найти себя, свои детские мечты и страхи, которые так давно забыты, но вызывают мощную ностальгию по ушедшему детству, его простоте и оригинальности восприятия всего сущего.
Лексическое оформление мысли писателя в детской художественной литературе играет очень важное значение, поскольку детская лексика имеет ряд отличительных особенностей от взрослой и концептуально меняет взгляд на простые вещи.
Степень изученности проблемы. Вопрос о применении сенсорной лексики в детской литературе недостаточно раскрыт в научных изданиях, которые в большей степени ориентированы на взрослые художественные тексты и значение для них сенсорной лексики. Однако подобные исследования важны для заимствования алгоритма проведения исследования в данной сфере, основанного на изучении сенсорных лексических единиц в детских художественных текстах.
Цель исследования – провести анализ применения сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
Объект исследования – сенсорная лексика.
Предмет исследования – применение сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать сущность и виды сенсорной лексики.
2. Рассмотреть применение сенсорной лексики в детской литературе.
3. Привести общую характеристику и основные мотивы творчества Ф.Э. Бёрнетт.
4. Дать общую характеристику произведения Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
5. Исследовать значение и характер применения сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
Материал исследования: произведение Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
Методы исследования:
– анализ научной и художественной литературы;
– описательный;
– сравнительный;
– обобщение и классификация;
– хронологический;
– биографический;
– контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме применения сенсорной лексики в детской литературы. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом значениея и характера применения сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава, «Теоретические аспекты изучения применения сенсорной лексики в детской литературе», раскрывает такие вопросы как сущность и виды сенсорной лексики, а также применение сенсорной лексики в детской литературе.
Во второй главе, «Анализ применения сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад»», приводится общая характеристика и основные мотивы творчества Ф.Э. Бёрнетт, дается общая характеристика произведения Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад», а также исследуется и анализируется значение и характер применения сенсорной лексики в произведении Ф.Э. Бёрнетт «Таинственный сад».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СЕНСОРНОЙ ЛЕКСИКИ В ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Сущность и виды сенсорной лексики
Сенсорное восприятие окружающей действительности является индивидуальной характеристикой для каждого человека и связана с его привычками, личными качествами и жизненным опытом. Однако существует такой феномен, связанный с тем, что каждый человек считает, что все другие люди воспринимают мир также, как он сам, что является неправдой, но важной частью человеческого понимания других [Овчинникова, 2008].
Для того, чтобы обозначить восприятие реальности, в языке формируются специальные слова, которые обозначают те или иные аспекты восприятия и носят название сенсорная лексика [Цветкова, Баранова, 2023].
В научной литературе на сегодняшний день выделяется три группы сенсорной лексики, которые представлены на рисунке 1.1 [Тулюлюк, 2015].
Рисунок 1.1. – Группы сенсорной лексики
Все лексические единицы, которые относятся к указанным группам, имеют определенную степень сенсорной окрашенности. В частности, визуальная лексика основана на том, что человек видит вокруг себя, аудиальная – на том, что слышит, а кинестетическая – на том, что он может почувствовать тактильно или при нахождении в пространстве [Овчинникова, 2008].
Также филологами выделяется такое понятие как ольфакторная лексика, которая связана с различными лексико-семантическими полями основанными на выделении лексем, обозначающих запахи, а также вкусовая, когда человек применяет ряд лексических единиц, которые обозначают различные вкусы [Цветкова, Баранова, 2023].
Таким образом, посредством сенсорной лексики осуществляется некая репрезентация восприятия окружающего мира через органы чувств, которая выражается в создании и применении специальных лексических средств, которые наиболее не только точно обозначают сами явления, предметы или действия, но и отражают отношение субъекта коммуникации к этим явлениям, предметам или действиям [Ольшанская, Михайлова, Венедиктова, 2022].
Посредством сенсорной лексики говорящий может обозначить большое количество различных характеристик объекта, который он описывает. В большинстве случаев сенсорная лексика используется в комплексе, что важно для детального описания и формирования определенного образа или общей картины происходящего [Тулюлюк, 2015].
Надо также отметить, что сенсорная лексика может использоваться как в прямом, так и в переносном значениях, а также дифференцироваться в зависимости от ситуации коммуникации по функциональным стилям языка, т.е. одно и то же понятие может быть обозначено различными сенсорными лексическими единицами, если субъект коммуникации выступает на научной конференции или общается с друзьями за чашкой чая [Овчинникова, 2008].
Наличие определенных сенсорных лексических единиц в речевом портрете субъекта коммуникации характеризует его как определенный психотип, со специфическими особенностями характера, образования и воспитания, личностными чертами и индивидуальными отклонениями в поведении [Цветкова, Баранова, 2023].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абазеева, И.М., Лунева, Е.Е., Сахарова, О.В. Принципы изучения сенсорной и эмотивной лексики в детской художественной литературе: теория и методология исследования / И.М. Абазеева, Е.Е. Лунева, О.В. Сахарова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы русской филологии и литературоведения». – Астрахань: Астраханский государственный университет, 2019. – С. 64–78.
2. Агафонова, М.Е., Миролюбова, О.П., Сотникова, В.А. Содержательные и стилистические аспекты организации повествования в романе Фрэнсис Бёрнетт «Таинственный сад»: практические и методические аспекты исследования / М.Е. Агафонова, О.П. Миролюбова, В.А. Сотникова // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 2. Детская литература – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2023. – С. 99–106.
3. Бячкова, В.А. Большие и малые миры юных героев романа Ф. Ходжсон Бёрнетт «Таинственный сад» / В.А. Бячкова // Мировая литература в контексте культуры. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-i-malye-miry-yunyh-geroev-romana-f-hodzhson-bernett-tainstvennyy-sad (дата обращения: 02.04.2023).
4. Книжная Вселенная Фрэнсис Бёрнетт. Обзор // Блог Детской библиотеки имени Ильича. – 2020. – URL: http://iljich39.blogs.donlib.ru/2020/11/24/obzor-knizhnaja-vselennaja-frjensis-bjornett/ (дата обращения: 01.04.2023).
5. Мельчанова, И.Е. Использование средств художественной литературы в процессе сенсорного развития воспитанников второй младшей группы / И.Е. Мельчанова // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – 2021. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/07/31/doklad-na-temu-ispolzovanie-sredstv-hudozhestvennoy-literatury-v (дата обращения: 02.04.2023).
6. Овчинникова, Л.О. Сенсорная лексика как выражение ценностной картины мира Ю.Н. Куранова / Л.О. Овчинникова // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия «Филология, педагогика, психология». – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sensornaya-leksika-kak-sredstvo-vyrazheniya-tsennostnoy-kartiny-mira-yu-n-kuranova (дата обращения: 01.04.2023).
7. Ольшанская, О.В., Михайлова, С.А. Венедиктова, И.Т. Сенсоризмы в современном русском языке: методология исследования / О.В. Ольшанская, С.А. Михайлова, И.Т. Венедиктова // Вестник Чувашского государственного университета. – 2022. – № 10. – С. 44–56.
8. Переслегина, М., Воронова, Н. Бёрнетт Фрэнсис Элиза / М. Переслегина, Г. Воронова // Библиогид. – 2020. – URL: https://bibliogid.ru/archive/pisateli/o-pisatelyakh/536-bjornett-bjornet-frensis-eliza (дата обращения: 02.04.2023).
9. Сребрянская, Н.А., Демидова, Ю.А. Роль эмотивной лексики в современной английской детской литературе (на материале рассказов Роальда Даля) / Н.А. Сребрянская, Ю.А. Демидова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2022. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-emotivnoy-leksiki-v-sovremennoy-angliyskoy-detskoy-literature-na-materiale-rasskazov-roalda-dalya (дата обращения: 02.04.2023).
10. Тулулюк, Е.В. Статистические исследования распределения компонентов лексико-семантического поля «чувственное восприятие» в романах авторов-мужчин / Е.В. Тулулюк // Молодой ученый. – 2015. – № 5 (85). – URL: https://moluch.ru/archive/85/15997/ (дата обращения: 01.04.2023).
11. Цветкова, А.О., Баранова, И.М. Современные подходы к изучению сенсорной лексики как индикатора речевой культуры субъекта коммуникации: теория и методология исследования / А.О. Уветкова, И.М. Баранова // Сборник статей Волжского государственного университета. Вып. 2. Филология и языкознание. – Волгоград: Издательство Волжского государственного университета, 2023. – С. 60–72.
12. Шишкова, И.А. Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт и отблески британского колониализма на страницах детских книг / И.А. Шишкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/frensis-hodzhson-bernett-i-otbleski-britanskogo-kolonializma-na-stranitsah-detskih-knig (дата обращения: 02.04.2023).