Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 5
1.1 Сущность принципа разделения властей 5
1.2 Проблемы реализации принципа разделения властей в России 6
1.3 Особенности реализации принципа разделения властей при построении региональной системы органов государственной власти 11
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ 15
2.1 Законодательная власть 15
2.2 Исполнительная власть 17
2.3 Судебная власть 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 28
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении многих веков общество по-разному видело идеаль-ную модель государственного устройства. В процессе поиска идеальной модели была создана теория разделения властей. В теории государства и права, как и в других науках рассматриваются проблемы разделения вла-стей. Исследуемый принцип закреплен в Конституции Российской Федера-ции.
Актуальность данной работы заключается в том, что основной миро-вой тенденцией XX века являлся приоритет модели правового государ-ства, создание которого невозможно без принципа разделения властей. Стоит отметить, что принцип разделения властей может реализовываться лишь в правовом государстве, а правовое государство в свою очередь мо-жет реализовываться только в государствах с демократическим политиче-ским режимом.
Объектом данного исследования является организация и осуществле-ние государственной власти.
Предмет исследования – принцип разделения властей, составляющие данного принципа, анализ их содержания, основные направления реализа-ции и совершенствования, а также механизм правового регулирования и организационного обеспечения нормативно-правовых норм принципа разделения властей.
Целью исследования является рассмотрение принципа разделения властей в современном государстве.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих за-дач:
- определить возникновение и развитие теории разделения властей;
- исследовать проблемы реализации принципа разделения властей в России;
- проанализировать механизм разделения властей в правовом госу-дарстве.
В данном исследовании были использованы следующие теоретиче-ские методы: анализ, аналогия, классификация, обобщение материалов ис-следования.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав основно-го содержания, заключения, библиографического списка источников права и литературы.
1. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ КАК ПРИНЦИП ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность принципа разделения властей
Большинство авторов единодушно признают разделение властей не-обходимым элементом правового демократического государства .
В настоящее время развитие демократического правового государ-ства не мыслится без разделения властей. Они отражают различные обще-ственные интересы. Такая значимость государственно-правового регули-рования общественных процессов, основанных на принципах теории раз-деления властей, возрастает в силу усложнения социальных процессов, во-влечения новых участников социальной активности. Эффективность рабо-ты государственного механизма зависит от правильного понимания прин-ципа разделения властей и правильной его реализации .
Принцип разделения властей на практике проявляется в основных положениях:
- законы принимаются высшим законодательным органом и об-ладают высшей юридической силой;
- органы исполнительной власти могут принимать подзаконные акты;
- власть должна быть разделена между органами законодатель-ной и исполнительной власти и полномочия этих органов не должны пере-секаться;
- суды действуют независимо от других органов власти;
- споры о компетенции между органами государственной власти разрешаются Конституционным Судом РФ;
- конституционные нормы предусматривают разделение полно-мочий между органами разных ветвей власти .
В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодатель-ная власть принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации, состоящему из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти. Суды Российской Федерации осуществляют правосудие. Федеральное Со-брание принимает федеральные законы, а также назначает на некоторые высшие должности. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Поэтому в России законодательная власть имеет неко-торое влияние на исполнительную власть. Но при этом Президент может распустить Государственную Думу и поэтому, в свою очередь, имеет неко-торое влияние на законодательную власть.
Таким образом, органы государственной власти в России действуют в пределах своих полномочий. Эти полномочия установлены законода-тельством. Государственные органы выполняют разные функции, но вме-сте они выполняют общегосударственные задачи. Государственные орга-ны хоть и самостоятельны в своей деятельности, но действуют не изолиро-ванно, взаимодействуют друг с другом.
1.2 Проблемы реализации принципа разделения властей в России
Недостатком Конституции РФ является то, что в главе 4, регламен-тирующей статус Президента РФ, не четко прослеживается принцип раз-деления властей. Полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ не четко сбалансированы. У Президента РФ име-ются широкие полномочия как в законодательной сфере, так и в сфере ис-полнительной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные и иные официальные документы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года ] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3. О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 данного Закона в связи с запросом Президента Российской Федерации: Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. № 1-3 // Российская газета. № 56. 2020. 17 марта.
4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
5. Закон Свердловской области от 23 декабря 2010 г. № 105-03 (с изм. на 19.03.2021) «Устав Свердловской области» // Собрание законодательства Свердловской области. 2011. № 12. Ст. 1914
6. Закон Тверской области от 5 ноября 1996 г. № 436 (с изм. на 25.02.2021) «Об Уставе Тверской области» // Тверские ведомости. 1998. № 98.
7. Закон Челябинской области от 29 октября 2014 г. № 22-ЗО «О признании утратившим силу некоторых законов Челябинской области» // Южноуральская панорама. 2014. № 175.
Научная и учебная литература:
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2017. 768 с.
9. Белая Н. П. Правовое регулирование деятельности судов общей юрисдикции: современное состояние и перспективы развития // Человек: преступление и наказание. 2015. № 4. С. 123-125.
10. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов. Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства. Новосибирск: Наука. 2009. 421 с.
11. Евдокимов В. Б. О необходимости создания конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 2. С. 35
12. Зубарева, М. А. Проблемы существования конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 69.
13. Кагерманов А.С.С. Некоторые особенности принципа разделения властей в России // Право и государство: теория и практика. 2022. № 1 (205). С. 57-59.
14. Канунникова Н.Г. К вопросу о теоретических аспектах государственного управления // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 20-24.
15. Керимов А.Д. Современное государство: Вопросы теории. М.: Норма, 2007. 341 с.
16. Кокотов А.Н., Кукушкин М.И. Конституционное право России. М.: Юрист, 2013. 543 с.
17. Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2012. 560 с.
18. Лебедев В. А. Система органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: становление и развитие // Lexrussica. 2016. № 3. С. 88.
19. Лукьянова Е.А. Некоторые проблемы Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 15. С. 4-9.
20. Мамаева Я.Ю. Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 48-52.
21. Миряева Ж.А. Исследование доктринальных подходов в теории разделения властей // Наука. Общество. Государство. 2020. Т. 8. № 1 (29). С. 37-44.
22. Роскошь правосудия. В Челябинской области из экономии ликвидирован Уставный суд региона // Российская газета. 2014. 26 февраля.
23. Скидмор М.Дж., Трапп М.К. Американская система государственного управления. М., 2013. 329 с.
24. Станкин А.Н. О некоторых особенностях принципа разделения властей в России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2018. № 4 (35). С. 33-37.